Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Статьи / Культура

Космическая психоделия земной «Макфы». Как неофолк-проект из Тамбова завоевывает сердца слушателей по всей стране

Культура
Фото: Анжелика Борискина

Эту музыку надо видеть. И на сцене, и в своем воображении, когда пространственное звучание проявляется в стихотворных образах, что рождает прозрачный, почти хрустальный голос солистки, парящий над барабанными ритмами. Концерты тамбовской певицы Макфы собирают сотни поклонников, как в нашем славном городе, так и в других городах необъятной страны, где она выступает. Среди фэнов и взрослые люди, и совсем юные школьники, не скрывающие своих искренних эмоций. И вроде музыка эта совсем не коммерческая, и абсолютно непривычная для широкого зрителя, но те, кто пришел на концерт, уже не могут остаться к ней равнодушными. Это своего рода растворенные в музыке переживания и раздумья, борьба с самим собой и поиск себя в этой непростой жизни.  А сама Макфа, в миру Валерия Бурова, относится к своей популярности философски и считает, что главные песни впереди. Не скрывая, что мечтает стать яркой звездой на отечественном музыкальном небосклоне. И для этого есть все основания, хотя везение тоже не помешает.

Фото: Анжелика Борискина

— Валерия, а почему все-таки — Макфа? Ведь от ассоциации с продукцией известной фирмы под этим названием так просто не уйти…

— Во-первых, потому что одна Валерия на нашей эстраде уже есть. А во-вторых, в моих песнях есть народные корни. И потому русское имя Марфа здесь подошло бы совсем неплохо. Изменила лишь одну букву, как более созвучную. И лишь потом узнала, что есть такие разрекламированные макароны – телевизор я, к сожалению, а может и к счастью, не смотрю. 

— То есть, Макфа – воплощение твоей мечты. И эта мечта была с самого детства?

— А вот и нет. Мои родители не музыканты, а представители очень серьезных профессий. Мама – юрист, папа – врач. И, конечно, они хотели, чтобы я пошла по примерно такому же пути. В школе я училась в классе хим-био. Но признаться, мне было гораздо интересней читать художественную литературу в лице Стругацких и Достоевского, чем учебник по биологии. И, закончив школу, я решила поступать на журфак в ТГУ им. Г.Р. Державина. Для родителей это было своеобразным шоком. Но все же не таким сильным, как последующий выбор музыкального пути. 

— То есть, и микроскоп биолога, и микрофон журналиста в конце концов уступили место скрипичному ключу?

— Именно так, хотя профессионального музыкального образования у меня нет. Музыка пришла ко мне на первом курсе университета, мне просто хотелось петь свои стихи под гитару, и чтобы научиться на ней играть, я обратилась к репетитору из музыкально-педагогического института. Правда, по-настоящему играть на гитаре я так и не научилась, но зато освоила родственный ей инструмент – укулеле. А если есть свои музыкальные идеи, то появляются и люди, которые их разделяют. Таким человеком стал аранжировщик Никита Завьялов. У него было электропианино, микрофон и компьютер со звуковой картой, что для меня тогда казалось настоящими чудесами. Благодаря ему, мои идеи в виде моих стихов и песен превратились в реально записанный звук с хорошей аранжировкой, хоть и на столь скромной аппаратуре. А следствием наших экспериментов стал контракт с музыкальным лейблом из Екатеринбурга.

Фото: Павел Годун

— Насколько трудно этого пришлось добиваться? Как вы нашли эту фирму?

— Они меня сами нашли по песням, выложенным в интернет. Многие думают, что для того, чтобы попасть в шоу-бизнес, нужны какие-то космические деньги и знакомства, но лично я убедилась в том, что если твоя музыка хорошо сделана и понравится, то на нее обязательно обратят внимание. Конечно, средства нужны – и на запись, и на сведение, так что одна песня может обойтись тысяч в семьдесят, но если твоя музыка понравилась продюсеру, то скидки могут быть очень солидными. Ну и выступления не будут бесплатными. По крайней мере, средств хватит, чтобы можно было жить и творить, не подрабатывая где-нибудь еще.

— Но ведь музыка – это и есть работа?

— Конечно, хотя многие этого не понимают. А это — работа, требующая много крови и пота, когда мне с моими музыкантами приходилось репетировать даже по десять часов в день. Но, слава богу, мои родители в конце концов поняли и приняли мой путь. Он не прост, и порой непредсказуем. У меня уже восемь песен в виде синглов расходятся в интернете, но свой полноформатный альбом я создаю уже два года. Хочу, чтобы он был действительно самого высокого качества и обрел множество поклонников.

— Но, Валерия, ведь стоит признаться, что ваша музыка абсолютно некоммерческая, попадающая лишь в определенную нишу. А стало быть, на массовую популярность рассчитывать вряд ли приходится, разве нет?

— Я все это понимаю, но себе изменять не могу и не хочу. Я пою свои стихи, в которых мои чувства и переживания, моя борьба с собой, и если буду делать что-то на потребу так называемой массовой публике, то буду уже не я. Конечно, без определенных компромиссов не обойтись. Как, например, новый, появившийся в интернете 1 марта трек, выстроенный по более привычной для мейнстрима схеме, где несколько раз повторяется припев, хотя обычно никаких припевов в моих песнях даже не бывает. Однако это ни в коей мере не затрагивает главного направления в моей музыке, а всю ее суть я надеюсь представить в альбоме, который мы планируем закончить уже летом. Это мой мир, в который я приглашаю своих слушателей, и надеюсь на понимание.

Фото: Настасия Равковская

— А может ли твоя музыка спасти мир?

— Нет, наверно, музыка вряд ли может сделать мир лучше, но я надеюсь, что моя музыка поможет людям, стремящимся сделать этот мир лучше. Я вовсе не бунтарь, и мои песни  — это, скорей, принятие неизбежности. Но многие люди говорили мне, что эти песни спасли их от депрессии. Кто-то скажет, что я живу под своим куполом. Наверное, это так, но я живу в среде, притягивающей творческих людей, я выбрала свою творческую тусовку, где меня понимают и я понимаю других. Поэтому я не хочу из Тамбова никуда уезжать, хотя здесь непросто работать. Но современные средства коммуникации позволяют это делать с разными людьми в других городах, независимо от расстояния. 

— Однако колыбель творчества все равно в Тамбове?

— Когда я стану звездой, я буду говорить, что я та самая провинциальная девчонка Лерка из Тамбова, что гоняла с вами в футбол и репетировала по 10 часов в подвале не Студенецкой. Здесь малая родина, и этим все сказано.

Фото: Анжелика Борискина

— К звездам ведет много дорог. Например, через программу «Голос» на Первом канале, не пробовала туда пробиться?

— Пробовала, прошла онлайн отбор, но непосредственный кастинг пройти не удалось. Я не огорчилась, просто поняла, что это не моя история. Каждому дается в жизни свой шанс, и не один, надо просто быть внимательным и обладать быстрой реакцией. А пока я пишу песни, занимаюсь вокалом, делаю свой продукт. И когда мне позвонят, я буду готова – мне есть, что предложить.

— А не приходила мысль поменять имидж?

— Мне как-то посоветовали быть на сцене загадочной. Я понимаю, что это может заинтриговать и привлечь зрителей, но тогда это буду уже не я. Мне нравится общаться с моими зрителями, быть непринужденной. Проще быть самим собой, тогда тебе не надо притворяться. И, наверное, мне везет в том, что удается притягивать к себе добрых людей. Они приходят и уходят, но дело продолжается. Наверное, я такой человек, которому хочется помочь. Когда мы прошли отбор в Екатеринбург на Всероссийский фестиваль, я очень обрадовалась, но поняла, что денег нам не хватит. У родителей я просить не стала, но у меня есть подписчики в интернете и за день мы собрали необходимые для поездки сорок тысяч.

— Валерия, Макфа это твое сценическое имя как певицы или название вашей группы?

— Макфа – это неофолк-проект, это не одна я. Это мои песни, но этих песен не было бы, если б не было людей, с которыми я работаю. И я им очень благодарна. Главное – люди, которые рядом с тобой. То есть, Макфа – это я и моя команда. А наше общее счастье – петь и делать музыку для людей, близких по духу

Авторы: