Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Статьи / Общество

В третий класс в тридцать четвёртый раз, или как заново открыть этот мир

Общество
Фото:

Быть примером во всём

Мы беседуем пока в пустом классе, уютном, готовом хоть прямо сейчас распахнуть свои двери для детворы.
«Мы все, и учителя, и родители, и дети, очень ждём 1 сентября! Мы все соскучились по школе», - говорит хозяйка кабинета, учитель начальных классов Новолядинской средней общеобразовательной школы Тамбовского района Марина Александровна Букатина.
В этом году она стала обладательницей высокой региональной награды — премии имени И.И. Дубасова. На счету учителя — множество грамот и дипломов за профессионализм в различных конкурсах педагогического мастерства.
Марина Александровна — обладатель президентского гранат как один из победителей конкурса «Лучший учитель России». Одна из значимых наград — диплом областного конкурса «Народный учитель», ведь здесь за номинантов голосовали родители и дети. А для педагога самое высшее достижение — это признание и любовь учеников. Чтобы учителю заслужить любовь детей, их нужно, прежде всего, любить и понимать, уверенна Марина Александровна. Это и есть главные качества учителя начальных классов. Ещё он должен быть примером для детей во всём, честным, добрым и высококультурным человеком. Именно этому научилась Марина Александровна не только в своей семье, но и у своих первых учителей, имена которых помнит до сих пор! И именно первые педагоги дали ей любовь к профессии школьного учителя. Училась Марина Александровна в школе, расположенной здесь же - в родной с детства Новой Ляде.
После школы закончила факультет педагогики и методики начального обучения Тамбовского педагогического института. Очень нравилась практика, так как это была непосредственно работа с детьми. Практиковалась школе в соседнем селе Столовое. Туда же и пришла на своё первое место работы. Было очень волнительно, так как Марина Александровна, вчерашняя студентка, заменила опытного педагога, ушедшего на пенсию, и начала преподавать во втором классе. Но всё получилось.

Непосредственные и с сияющими глазами

Марина Александровна, не задумываясь, подала документы в пединститут, но долго думала: пойти преподавать в начальную школу или старшеклассникам. Выбор пал на начальную школу и вот почему.
"Мне интересно с маленькими детьми. От них идёт такая сверкающая энергия, - мягко улыбается Марина Александровна, - они непосредственные, с широко раскрытыми миру сияющими глазами, и перед ними невозможно солгать. А ещё, понимаете, я для них как мама. У нас сложились близкие отношения. И если сравнивать поколения современных детей и учеников тридцать лет назад, когда я начинала работать, то в этом возрасте, семи-десяти лет, особых отличий нет, маленькие дети по-прежнему наивны и непосредственны, сельские дети — скромны и так же смотрят на учителя с большим уважением. Возможно, тридцать лет назад педагог обладал безоговорочным авторитетом, а сейчас отношения между учениками и учителем стали более близкими и дружескими".
- И современное поколение сильно компьютеризировано. Гаджеты сильно мешают учёбе?
- Если пару лет назад родители сами приобретали детям модные и современные телефоны, то сейчас родительская позиция изменилась: стараются от гаджетов держать детей подальше. Да, раньше были проблемы, ученики приносили телефоны и планшеты в школу, начинали играть в игры. Я старалась направить их в правильное русло, рассказывала о том, что есть сайты, которые могут помочь в учёбе и нацеливала на то, чтобы писали сообщения грамотно. Сейчас в результате большой воспитательной работы ситуация изменилась. Дети приходят в школу с телефонами, но у нас не принято их доставать на уроках, тем более играть. Если ребёнку надо позвонить, то он спрашивает у меня разрешение.
- Марина Александровна, верно ли, что от того как встретит ребёнка его первый учитель, во многом будет зависеть интерес к учёбе?
- Конечно, начальная школа — фундамент образования, здесь закладывается отношение к школе, обучению. Для меня все дети в моём классе талантливые, способные. Если кто-то испытывает трудности в математике, но замечательно рисует, лепит, то я его обязательно в этом деле подбодрю, подхвалю, и у ребёнка сразу глаза светятся, ему хочется и дальше себя проявлять. К каждому стараюсь найти подход, заинтересовываю участием в различных конкурсах. Радует ответственное отношение к заданиям моих детей. Одна мама мне рассказала, как готовящаяся к конкурсу дочь больше переживала даже не за себя, а за то, что может подвести меня, своего учителя. Ответственность и достижения детей — самые лучшие подарки для нас, учителей!

Чему не надо учить дома школьника

- Первый учитель на то и первый, что учит ребёнка азам — читать, писать, считать. Или современный первоклассник, идя в школу, уже должен всё это уметь? И вообще, сейчас в школе учат с детьми азбуку в первом классе?
- Конечно, мы начинаем первый класс с букваря. Но учебный процесс сейчас действительно насыщен информацией, которую ребёнок должен усвоить в более сжатые сроки. Надо выучить цифры, буквы и печатные, и письменные, познакомить ребёнка с другими необходимыми ему определениями и понятиями из различных сфер. Поэтому совсем не подготовленному ребёнку будет сложно учиться.
По-моему мнению, идя в первый класс, дети должны знать счёт до десяти прямой и обратный, цифры и буквы. Читать, писать мы научим. К тому же у каждого учителя своя методика обучения письму, своя техника соединения букв, мне, например, больше нравится нижнее — оно удобнее для детей. Лучше развивайте дома мелкую моторику — пусть ребёнок больше рисует, лепит из пластилина, делает аппликации. Эти занятия помогут обучить письму, поставить руку. А если уж дома учат читать, то, прежде всего, учите звуки, а не только буквы. Сейчас есть подготовительные занятия для дошкольников. Те дети, которые ко мне приходят, а среди них есть не умеющие ни читать, ни писать, я этому за время подготовки детей учу.
К занятиям Марина Александровна подходит творчески, использует самые разные проверенные временем педагогические методики и свои. В начале профессионального пути работала по традиционной системе обучения - "Школа России". С девяностых годов — одна единственная в районе из педагогов занималась с детьми по системе развивающего обучения Эльконина—Давыдова.
"Это самая лучшая программа, - считает Букатина. - Она развивает логическое мышление у ребёнка, учит мыслить, рассуждать. На уроке учитель создаёт условия, при которых дети сами доходят до понимания учебного материала, учатся действовать самостоятельно. Обучение строится на поиске правильного решения. В ходе работы дети размышляют, обсуждают, спрашивают, рассуждают, высказывают своё мнение. И именно эта система научила меня новому нестандартному подходу к обучению. Многие приёмы из этой программы применяю и сейчас".

Ох, уж эта дистанциока!

День учителя, говорит Букатина, начинается рано утром, уже в шесть утра могут позвонить или прислать сообщение родители, чтобы предупредить о заболевшем ребёнке или о чём-то попросить, а заканчивается - глубоко за полночь.
Надо ведь ещё и к предстоящим занятиям подготовиться. В карантин, когда из-за коронавируса школы перешли на дистанционное обучение, и вовсе о лишней свободной минутке пришлось забыть. В режиме онлайн практически приходилось быть постоянно. В начальной школе также использовались самые разные интернет-ресурсы для учёбы: известные интернет-площадки и мессенджеры. Но в основном приходилось проверять выполненные задания и объяснять новое по обычному телефону, нередко тратя на одно ученика по часу-полтора, а то и два! Это же второклассники! И второму классу ещё повезло, считает Марина Александровна, так как программа несложная, и они уже многому для своего возраста научились.
Сложнее на «дистанционке» было первоклассникам, которые ещё не успели понять что такое школа, а также четвероклашкам, которым надо было освоить заочно сложную учебную программу и выпуститься из начальной школы. Букатина уверенна, что очное обучение очень важно именно для начальной школы, когда ребёнок находится в классе в окружении таких же ребят и многому может научиться у своих же сверстников, подтянуться за сильным учеником. А самое важное для качественного обучения маленьких детей — контакт с учителем, когда учитель видит и чувствует своего ученика. Чувствует — это значит интуитивно, как Марина Александровна, понимает — усвоил ребёнок объяснённый материал или нет. Даже если ученик молчит и кивает головой, да, мол, всё понятно, но опытный педагог видит, что ему ничего не понятно и начинает заново терпеливо объяснять. Терпение — ещё одно прекрасное качество учителя начальных классов!

Семья - любит, а выпускники - помнят

Марина Александровна с внуком и мужем
А, чтобы у педагога всё складывалось в профессии хорошо, важны терпение и понимание родных. Именно за это благодарна своей любимой семье Марина Александровна. И старается баловать своих любимых, мужа, взрослых уже детей, сына и дочку, и обожаемого внука по выходным чем-нибудь вкусненьким. В этом году идти в школу они готовятся вместе: бабушка и внук. Но в разные классы. У Букатиной будет третий класс, поэтому внук Максим к ней не попал. Но так только к лучшему, считает Марина Александровна и вспоминает, что её сын, когда пошёл в школу, то мог попасть к ней в первый класс, но она принципиально отдала мальчика в параллельный класс коллеге. Рассудила так: к сыну-ученику будет относиться с большей строгостью, чем к остальным ребятам. Да и хотелось для сына остаться только мамой, нежно любящей и заботливой.
… Тридцать три года в школе — стаж Марины Александровны. Выпустила из начальной школы за это время, пожалуй, около трёхсот мальчишек и девчонок. Есть выпускники, которые помнят о своём первом учителе, навещают в школе, дома, пишут в «Одноклассниках». Всегда приятно, когда ученики помнят. Её третьеклашки, встречи с которыми так ждёт, это десятый набор. Но каждое утро 1 сентября Марина Александровна, как тогда, когда в первый раз в роли учителя переступила порог школы, испытывает радость, счастье от встречи с детьми и коллегами, и воодушевление от того, что можно заново, вместе с учениками, открыть этот мир.
Авторы: