Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Статьи / Спорт

Совершать не глупости, а поступки. Супруги Серёгины считают, что туризм — хороший способ научиться этому

Спорт
Фото: архив Серегиных

«… В нас пропал дух авантюризма, мы перестали лазать в окна к любимым женщинам, перестали делать большие хорошие глупости», — говорил герой известного советского фильма. Вот и Сергей Серегин в окна к Любе не лазил, даже мальчишкой, но приключений хватало и без этого.  Они с детства занимались в одной группе на станции юных туристов, ходили в походы, которые год от года становились сложнее. К окончанию школы «юные туристы» были уже туристами бывалыми; еще школьниками Сергей и Люба побывал на Кольском полуострове в походе III категории сложности. Всего категорий четыре, и если четвертую категорию на общеупотребительный можно перевести как «очень сложно», то, получается, третья категория  — это «сложно» без комментариев: переход в сто километров  на лыжах, на маршруте нужно было преодолевать перевалы, совершать восхождения. Что до бытовых условий, то, в качестве иллюстрации, — для того, чтобы получить воду для чая или супа, топили снег.

«А выпускной поход, в одиннадцатом классе, был на Алтай, четвертая категория сложности, на катамаранах по горной реке с порогами, разным уровнем воды. Семьдесят километров плыли в настоящем каньоне, где едва можно найти место, чтобы остановиться», — вспоминает Сергей.
Фото: архив Серегиных

После школы он пошел в армию, потом в педучилище на отделение ОБЖ, а потом спортфак Державинского университета. Люба окончила спортивное отделение педагогического училища. Еще студентами они на Станции юных туристов сами водили группы в походы, а потом пришли туда работать уже, как говорится, дипломированными специалистами.

«Ребенок, который хотя бы один раз сходил в поход, да еще зимой, возвращается таким, что даже по лицу видно — повзрослел», — убежденно говорит Сергей.

Подтверждения этому наблюдали и на воспитанниках и, чуть позже, в собственной семье.  Как большинство туристов, они брали с собой в походы дочь с самого раннего возраста, прямо «вместе с люлькой».

«В десять лет она с нами ходила на Кольский полуостров, с маршрута она вернулась совершенно другим ребенком», — говорят они.
Фото: Сергей и Любовь с детьми архив Серегиных

Впрочем, дочь уже в первый класс пошла, твердо уверенная, что она взрослая, и на замечания учительницы вроде «ты еще маленькая», возражала: «Никакая я не маленькая»». Да, характер, но и, скажем так, некоторый жизненный опыт тоже.

Тот опыт, который получали ребята, занимавшиеся туризмом с детства, сравнить просто не с чем, как практически не найти такой «тест на выживание», который поставил бы их в тупик. Среди занимавшихся на станции, сейчас есть те, кто принимал участие в боевых действиях в горячих точках, и все они говорят, что вряд ли выжили без навыков, полученных на станции. Это самые разные умения — от умения ориентироваться по карте и без карты, укрываться от жары или холода вплоть до привычки чистоплотности и умения поддерживать чистоту тогда, когда это кажется затруднительным.

На скалодром!

Станция юных туристов существовала фактически до 2008 года, потом она как-то преобразовывалась, трансформировалась, о занятиях с детьми и о походах речь уже не шла, а потом и вовсе исчезла. Любовь Кириллова работает сейчас в областной ДЮСШ и продолжает развивать туризм, Сергей вел физкультуру и спецдисциплины в классах МЧС в школе № 36,  а сейчас работает в пожарно-спасательном центре.

Но бывших туристов не бывает, и бывших педагогов тоже, вот и супруги Серегины оказались очередным подтверждением этой истины.

В 2009 году, когда родилась дочь, они стали почаще ездить на «родину предков» в Знаменский район — все-таки воздух, природа. Потом поближе к природе перебрались родители. Как-то незаметно «родовое гнездо» стало довольно обширным, даже с кусочком песчаного берега Большой Липовицы. К тому времени стало понятно, что о практической туристской работе и с детьми, и с педагогами в пределах тамбовских лесов, в связи с пожароопасностью, надо забывать. А забывать не хотелось, и Серегины построили на своей земле веревочный городок, потом — скалодром. Сейчас его высоту довели постепенно довели до восьми метров, теперь он еще и замкнут в кольцо.

Фото: архив Серегиных
«За берегом следим, песок каждый год завозим. Весной его смывает, везем снова. Мусор после залетных гостей убираем. Если видим чужих — в деревне-то все наперечет, — то знакомимся, к чистоте призываем, а они потом частенько приходят себя испытать», — рассказывает Сергей.

Созданный супругами парк активного отдыха со временем хорошо себя зарекомендовал. В 2017 году на его базе проводились мероприятия детской «школы безопасности» МЧС ЦФО, в 2018 году МЧС проводило соревнования юных пожарных, проходят там и многие областные мероприятия.

«В начале февраля мы принимаем областной фестиваль зимнего туризма, в мае — областной педагогический турслет, в июне турслет для учащихся», — перечисляет Сергей.
Фото: архив Серегиных

Место преображения

Привлеченные рассказами, приезжают и «просто люди», знакомые с туризмом разве что в формате экскурсии выходного дня. Серегиным нравится видеть, как преображаются люди, в особенности дети. Правда, если начистоту, преображение лучше всего происходит в отсутствие родителей — сопровождающего педагога вполне достаточно. Мамы они и есть мамы, а реплики «ой, он не хочет, ему страшно, он дальше не пойдет», напоминающие анекдотичное «Мама, а я замерз или мне пора кушать?» отнюдь не придают детям уверенности в себе.

«Сколько раз приходилось слышать от ребенка, опасающегося сделать первый шаг: «У вас веревки качаются!», а то и «у вас деревья качаются». Говоришь: вдохни — выдохи; напоминаешь: вот карабин, это твоя безопасность», — Любовь Серегина рассказывает про первые шаги ребят по веревкам как преодоление себя, но привычно переходит к инструктажу про карабины, крепления. Все это она рассказывает каждому юному или взрослому «экстремалу», и каждый проходит маршрут до конца, получая основания гордиться собой.
Фото: архив Серегиных

А с красавцами-бодибилдерами, захотевшими пройти маршрут на байдарках, как-то случился казус.  В физической подготовке молодых людей сомнений особых не было, но после пары часов пути они «сломались» — и грести не умели, и нужные группы мышц у них не были тренированы...

Полазить по веревкам часто приезжают целыми классами. А в классе — нет-нет, да и обнаружится ребенок, назначенный на роль жертвы.  Такой жертвой была и девочка-дюймовочка, слишком малорослая для своих, пусть и небольших лет.

«Из-за роста ее даже не хотели и к дистанции допускать, она до веревок не доставала, но настаивала: «все равно полезу!». У нее получилось все — и зауважали ее тут же. А через год она приехала уже со спортшколой», — вспоминают Серегины.

Неслучайно в древности мальчики, становясь взрослыми, должны были пройти «полосу препятствий», доказывая мужественность и взрослея окончательно. Человеку нужно преодолевать препятствия, чтобы преодолеть себя, и лучше всего тут подходят препятствия настоящие — горы, реки, холодные ночи, палящее солнце… или хотя бы веревочный городок и сплав на байдарке с инструктором. В каждом из таких приключений и преодолений человек учится  не только лезть, плыть, грести, но и терпеть себя и другого, помогать, договариваться... Он обновляется,  и жизнь становится интереснее. Настолько, что даже не возникает сожалений, что «мы перестали лазать в окна» – потому что уже умеешь совершать не глупости, а поступки.

Авторы: