На Рыбаковском фестивале зрителей удивили странным спектаклем про Сталина

22 мая 2017, 09:29
0
540

Произвел этот тихий фурор Ростовский театр драмы имени Максима Горького, представив в конкурсной программе на суд жюри спектакль по пьесе Владимира Малягина «Сталин. Часовщик». В зале во время действа царила напряженная тишина, а обсуждение критиков по горячим следам спектакля напоминало попытку преодолеть жесткое оцепенение.

Если кто-то поначалу подумал, что название постановки театра из Ростова-на-Дону несет вариацию известной сказки для детей младшего школьного возраста «Ленин и Печник», то очень ошибался. Здесь все серьезно и исторично, а спектакль приурочен к 100-летию Октябрьской революции.

Супердекорации с зеркальным сводом, преломляющим движения на сцене в романтические картины кавказских гор, и проникновенные грузинские мелодии сразу настраивают на атмосферу божественной чистоты и вечности. Сталин появляется сначала в образе мальчика, готового бороться за справедливость, а затем в виде настоящего супермена. Это не тот Сталин, которого мы привыкли видеть на фотографиях, а молодой человек спортивного сложения в белой рубашке со свободно открытым воротом, напоминающий лорда Байрона. И этот образ, великолепно сыгранный актером Вячеславом Огиром, просто не может не вызывать симпатию зрителя.

В авторском вступительном слове, специально отпечатанным в программке, сказано: «Мы погрузимся в огромное море событий и фактов, изучим их, оценим и подведем свои итоги. Независимые итоги. Истина дороже. Истина вообще дороже всего в этом мире.».

Сам же почти моноспектакль состоит из программных монологов «вождя народов». И смысл названия пьесы он раскрывает довольно конкретно: страна и народ — это некий часовой механизм, за работой которого должен следить Часовщик, время от времени «выковыривая» вредные винтики и шестеренки и заменяя их на другие. Таково нелегкое бремя вождя, справедливого, но одинокого. Очевидно, единственного, знающего истину.

Заканчивается спектакль финалом-апафеозом, когда после слов вождя все встают. Зрители, правда, встали не сразу. Хотя по традиции в финале положено вставать и аплодировать. Но кому на этот раз достались аплодисменты — актерам театра или самому «вождю народов», можно было уже предполагать. Однако спектакль выстроен режиссером так, что зрителю как бы выбора не остается — ведь аплодисменты в финале не могут не звучать.

На традиционном обсуждении после спектакля, где присутствовали не только актеры, но режиссер и сам автор пьесы, атмосфера царила необычайно тихая. Тишина, накатывающаяся волной между словами критиков, как будто звенела. Маститые мэтры долго подбирали слова и казались, что невидимая тень Сталина висит над ними, придавливая к столу. Слова падали осторожно, будто боясь кого=то спугнуть. Но когда очередь дошла до члена жюри, обладателя титула «Актриса России» из Тамбовского драматического театра Ирину Горбацкую, она как бы отвечая на изложенный в программке призыв автора пьесы быть готовым к диалогу о разных точках зрения на Сталина, твердо произнесла: «Я наверное не готова к такому диалогу. Точнее, никогда не буду готова!».

А председатель жюри фестиваля, народная артистка РСФСР Ольга Яковлева просто спросила авторов о том, где же в предлагаемом диалоге другая краска кроме той, которая однозначно героизирует Сталина? Странный вопрос в ответ на странный спектакль...

Виталий ПОЛОЗОВ

Фото автора

Комментарии — 0

Тамбовская жизнь в cоцсетях