Председатель ТОЛК Михаил Семенов провел экскурсию по выставке «С чего начинается Родина»

07 февраля 2017, 12:27
0
791

5 февраля, несмотря холодную погоду, многие любители краеведения не остались дома и посетили выставку «С чего начинается Родина» в областной картинной галерее. Она открылась еще в январе,  однако именно на первый воскресный день февраля была намечена экскурсия коллекционера, председателя Тамбовского общества любителей краеведения Михаила Семенова. 

«С чего начинается Родина» - особая выставка, она стала своеобразным отчетом ТОЛКа за шесть лет работы и вобрала несколько экспозиций на разные темы. Особое место занимает выставка «У каждого времени свой крест», посвященная христианской металлопластике. 

– Крест – древнейший сакральный знак, присутствующий абсолютно во всех верованиях и религиях. Индия, Китай, Египет, Греция – всюду можно встретить кресты и крестообразные элементы, - рассказал Михаил Семенов. - Видов и форм крестов может быть тоже множество: это и гамма-крест, и греческий, и латинский, и боттани, и кельтский, и кросслет, и многие другие. В древности крест часто выступал как символ Солнца и означал, прежде всего, свет, силу и жизнь во всех её проявлениях.

Выставка «У каждого времени свой крест» наглядно демонстрирует ретроспективу развития этой святыни. На ней представлены кресты и иконы XI-XIX веков, собранные преимущественно на территории Тамбовского края. По мнению Михаила Семенова, этот материал визуально помогает узнать, как развивалось христианство, какое было многообразие сюжетных линий при изготовлении крестов и каким было добавление художественных элементов.
- В христианской символике крест занимает центральное место. Крестом исцеляли, благословляли, крестили, напутствовали, с крестом хоронили, - рассказал председатель ТОЛК. - Наиболее почитаемые, часто с вложенными в них мощами и святынями иконки-образки, передавались по наследству и были семейными реликвиями. 

Благодаря выставке можно узнать, что существует несколько видов нагрудных крестов. Это простой (монолитный) нагрудный крест и энколпион (крест-мощевик), состоящий из двух створок с полостью внутри. Кстати, в них не всегда хранили мощи святых, а помещали родную землю, волос любимого человека – что-то особенно ценное, сакральное, дорогое. По способу ношения кресты можно разделить на тельные (тельники) и носимые поверх одежды (наперсные).

Что касается нательных крестов, самый распространенный с древних времен до наших дней обычай – носить крест под одеждой. Такой крест назывался на Руси тельником. Он дается каждому христианину при совершении Крещения. При этом Михаил Семенов пояснил, что чаще всего крест, полученный после таинства, хранили в божнице дома, а носили другой. При этом в старые времена красиво выполненный тельник считался вполне подходящим подарком на праздник. Что касается наперстных крестов, то ношение креста поверх одежды – это тоже символизм христианского служения. И хотя такие кресты были на Руси в основном принадлежностью епископского сана, а также (до петровской эпохи) обязательными предметами княжеского и царского облачения, он встречался в народной среде, особенно среди купцов.

Михаил Семенов также рассказал, что существуют еще напрестольные и киотные кресты, отличающиеся от нагрудных большими размерами и не имеющие ушка для шейного шнура. Напрестольные кресты хранились на престоле в алтаре, киотные помещались на специальных полочках (киотах) среди святых икон в красном углу, иногда прикреплялись на косяки дверей жилища. Ими венчали домашние иконостасы, брали с собой в странствия, походы, поездки для устроения временных алтарей.

Большинство представленных на выставке икон относятся к старообрядческим «путевы́м». Путешественники или странники нуждались в защите высших сил. Поэтому они имели не только на себе нательный крест, образок, но и получали путеву́ю икону как благословение от родителей, близких, друзей. За свой небольшой размер иконы называли «вершковые», «полуторавершковые», «двухвершковые» и т.д. Кстати, любопытная деталь, о которой рассказал руководитель общества краеведов. Оказывается, традиция освещать кресты и иконы в церкви появилась относительно недавно, в XIX веке: именно в это время появилось много иконописцев-ремесленников, некоторые относились к своему труду недобросовестно и могли перепутать святых, допустить иные ошибки и вольности. Чтобы пресечь хождение таких икон, каждый образ освящался в церкви, тем самым проходя своеобразную экспертизу. 

Также Михаил Семенов подробно рассказал о представленных на выставке старинных бытовых предметах, истории освоения Тамбовского края и взаимодействиях русского населения с коренным народом – мордовой-мокшей. Отдельно он коснулся и большого этнокультурного праздника «Атмановские кулачки», который ТОЛК совместно с другими организациями ежегодно проводит в селе Атаманов Угол в августе. 

Всем, кто еще не успел увидеть выставку «С чего начинается Родина», стоит поспешить – она продлится до середины февраля. 

Сергей ДОРОВСКИХ.    

 

Комментарии — 0

Тамбовская жизнь в cоцсетях