«Варшавская мелодия» прозвучала в Тамбове

08 февраля 2017, 17:43
0
1106

Очередная долгожданная премьера собрала тамбовских театралов на спектакль из уже относительно далекого прошлого. Пьеса Леонида Зорина «Варшавская мелодия» была поставлена впервые в конце 60-х годов прошлого века и тогда была очень популярна. Особенно после того, как в 1969-м году на всесоюзном телеэкране ее показали в виде фильма-спектакля. Пронзительная история о любви и не только. О преодолении и о страхах, которые не удается преодолеть. Правда, это уже герои совсем не нашего времени. Хотя история все равно о нас...

Как-то незапланированно сложилось, что в репертуаре Тамбовского драмтеатра появился целый цикл пьес под рубрикой «Советская классика». Название это довольно условно, потому что объединяет эти спектакли, пожалуй, лишь время создания пьес — они вовсе не о «советском образе жизни», они о вечных ценностях и о людях, просто оказавшихся в обстоятельствах того времени. Просто тогда были очень странные законы. Как, впрочем, и сейчас бывают.

Спектакль «Варшавская мелодия» переносит нас в далекий 1947-й год. Год оказался счастливым для героев. Во-первых, страшная война осталась позади. А во-вторых, они встретились. Совершенно случайно на концерте в консерватории. Но это короткое счастье бывшего фронтовика Виктора и польской студентки Гелены превратилось в трагедию жизни. Все просто и все так сложно. На первый взгляд они такие разные. Он хочет стать известным виноделом, а она - известной певицей. Она живет искусством, а он от этого пока так далек. Но они дополняют друг друга и просто не могут друг без друга. До тех пор, пока не узнают о вышедшем постановлении советского правительства, запрещающем браки с иностранцами.

Можно ли этот диковатый закон преодолеть? Люди того времени, очевидно воспринимали эти законы как неизбежные явления погоды. Такие, от которых нельзя укрыться даже «с помощью зонта», как поется в известной песне. И тогда занавес закрывается, разделяя влюбленных и разделяя эпохи.

В спектакле Сергей Ключников и Анна Тимошина сыграли не просто героев, а их преображение по жизни. Сыграли их, встретившихся через десять лет и через двадцать. И удивительно менялись, как будто благодаря машине времени, превратившись из романтичных студентов во вполне состоявшихся людей. Виктор стал-таки известным виноделом, даже доктором наук. Гелена обрела славу известной певицы, которая нарасхват и в родной Польше, и в России. Но один вопрос так и остался открытым – а счастье ли это?

Сейчас мы может просто скептически усмехнуться, не поверив столь успешной карьере героев. Можем не поверить в обстоятельства их встреч и не понять причин их расставаний, которые с современной точки зрения могут показаться нелепыми. Но актерам удалось на этом фоне донести главное – никакой карьерой не заменишь простого человеческого счастья, Правда, чтобы понять это, можно потратить почти всю жизнь. Которая уместилась в четыре часа спектакля – очень долгий путь и слишком высокая цена за понимание такой простой и сложной вещи, как счастье.

Говорят, Шекспир сказал, что «сцена — это жизнь» ( в дословном переводе именно «сцена»). Немалую часть спектакля актеры играют прямо в проходе между рядами, а когда они встречаются спустя годы, Виктор выходит из зала, а Гелена - со стороны кулис. Сцена – лишь место встречи, которое изменить нельзя. И которое каждый раз разделяет героев на годы опускающимся занавесом. Опустится ли занавес снова после очередной встречи или останется открытым, как финал? Финала нет, как нет конца у любви, если она действительно есть.

Перед премьерой Сергей Ключников признался, что сыграть любовь нельзя, сыграть можно только человеческие отношения. Но поверить в нее можно, а значит нужно жить.

Виталий ПОЛОЗОВ

Комментарии — 0

Тамбовская жизнь в cоцсетях