…А бензин полыхает

Бензин дорожает

Порой наше правительство умеет проявить такую оперативность, которую от него никто не ждёт. Конечно, для этого нужны экстраординарные обстоятельства. В качестве таковых на этот раз выступил резкий скачок оптовых цен на бензин, который повлёк за собой и его подорожание на заправках.

При этом все более-менее посвящённые в текущее положение вещей люди понимают, что майский скачок розничных цен на моторное топливо — это всего лишь первый звонок, далеко не самый громкий. То ли ещё будет впереди!

К концу мая бензин АИ-95 на заправках области стоил в среднем 44 рубля за литр, а АИ-92 — почти 42 рубля. Впрочем, к моменту выхода статьи цены наверняка ещё поднимутся.

И сотрудники «Тамбовнефтепродукта», и руководитель территориального управления ФАС Елена Гречишникова говорят о том, что в оптовом звене бензин в конце мая стоил даже несколько дороже, чем в рознице. Владельцы заправок в убыток себе торговать не могли, и быстро повышать цены они были просто вынуждены.

При это Россия не может себе позволить такую сомнительную «роскошь», как дорогой бензин. Дело не в том, что люди станут реже ездить на личных авто (это страна как раз переживёт) и даже не в том, что дорожают билеты на общественном транспорте, а в огромной территории государства и значимости автомобильных перевозок для её экономики. Мы — сухопутная держава, и заменить асфальтовые, бетонные и железные дороги морскими путями не можем. Доставка товаров и при нынешних ценах на моторное топливо обходится очень дорого и больно бьёт по конкурентоспособности страны. А что будет, если стоимость бензина приблизится к европейскому уровню? Риторический вопрос.

Поэтому оперативность правительства в вопросе снижения акцизов на моторное топливо почву под собой имеет. Как говорится, клюнул жареный петух и руководству страны пришлось как полностью отказываться от своих зимних намерений, так и форсировать майские решения.
Напомню, что в конце прошлого года правительство намеревалось поднять акцизы на бензин и дизельное топливо, причём два раза — с 1 января и с 1 июля. Антон Силуанов, на тот момент министр финансов, объяснял это нехваткой денег в казне: мол, повышение даст федеральному бюджету дополнительные 40 миллиардов рублей.

И действительно, с 1 января акцизы сверх плана выросли на 50 копеек за литр бензина и дизтоплива. В целом же они поднялись на 10,7 и 12,7 процента соответственно. Однако прошло всего четыре месяца — и на совещании у курирующего вопросы энергетики вице-премьера Дмитрия Козака обсуждалось снижение акцизов с 1 июля. Те же идеи озвучивались и в Государственной думе. Иначе говоря, руководство страны пошло на попятную.
Неужели бюджету стали не нужны пресловутые 40 миллиардов? Нет, конечно, лучшими они по-прежнему не является. Просто из двух зол было выбрано наименьшее.

В конце месяца ситуация с ценами на моторное топливо развивалась стремительно: по данным Росстата, они только за неделю, с 21 по 27 мая, выросли в среднем по стране на 1,9 процента (а в Тамбове, к слову, более чем на 3 процента!).

Правительство в экстренном порядке вновь пересмотрело свои планы. Дата снижения акцизов была перенесена на 1 июня. Впрочем, актуальной остаётся и предыдущая дата: с 1 июля они будут уменьшены ещё раз.

Даты были утверждены на прошедшем 30 мая совещании у вице-премьера Дмитрия Козака. С 1 июня акцизы на бензин и дизельное топливо будут снижены на 3 и 2 тысячи рублей за тонну соответственно, а с 1 июля — ещё на 700 рублей. Последняя цифра, впрочем, не является окончательной и может быть изменена. Новость эту сообщили все федеральные информационные агентства, поэтому её вполне можно считать достоверной.

Подешевеет ли теперь моторное топливо? Сейчас, как уже было сказано, в оптовом звене цена литра АИ-92 такая же, как и на заправках, а АИ-95 — даже выше, чем в рознице. Акцизы снижены на 3 рубля за литр бензина, а с 1 июля ещё могут быть уменьшены на 70 копеек. Предположим, что ровно на такую же сумму снизятся и оптовые цены (в чём я сильно сомневаюсь). И что получится в итоге?

Нынешние розничные цены будут процентов на 8-9 превышать оптовые (это в лучшем случае). Заправочные станции станут торговать бензином не совсем в убыток себе, а с очень небольшой прибылью (ведь у них ещё есть расходы на зарплату сотрудников, на техническое обслуживание самой станции и так далее).

При таком раскладе никакого снижения цен ожидать не приходится. Максимум, на что можно надеяться, так это на более медленное, чем сейчас, подорожание моторного топлива. Как говорится, и то хлеб. На вещи надо смотреть реалистично.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*