«Т-34» — на войне, как в кино

Что такое кино? Продукт «фабрики грез» или отражение реальной жизни, когда по Шекспиру «театр — это жизнь»? Наверное, этот спор вечен, но кино тоже бывает разное. И если это кино про войну, особенно про такую, что до сих пор аукается в нас спустя поколения, то здесь «грезы» и иллюзии уже вступают в прямое противостояние с жизнью. Уж слишком велика была цена у той Победы.

Фильм Алексея Сидорова «Т-34» с начала наступившего года реально бьет все рекорды по сборам и посещаемости. За первые две недели его посмотрели более шести миллионов зрителей, а сборы достигли полутора миллиардов рублей, причем поток зрителей не иссякает. Киноведы и критики спорят о причинах. Можно, конечно, говорить о факторе новогодних каникул, когда люди по-любому обязательно пойдут в кино, тем более, что в российской киноафише начала января ничего конкурентно выдающегося действительно не просматривается. Другой немаловажной причиной считают невероятно активную и массовую рекламную кампанию, предпринятую ведущим федеральным телеканалом, под эгидой которого и был снят «Т-34».

Правда, лично мне реклама показалась слишком прямолинейной, примитивной и назойливой, что для кого-то могло дать абсолютно обратный эффект и вызвать логичное предубеждение — хороший фильм так назойливо с телеэкрана идти смотреть не убеждают! Но, как говорится, фильм лучше один раз увидеть, чем сто раз о нем услышать. Тем более, если это произведение становится неким знаковым показателем настроений.

Наверное, такого кино ждали. Точнее такой истории о подвиге. В данном случае о подвиге наших танкистов, вырвавшихся на знаменитом «Т-34» с вражеского полигона, где они должны были стать мишенью для боевой учебы немецких курсантов бронетанковых войск. Это фильм нашего времени, а потому на видеоэффекты режиссер не поскупился, как и на не менее эффектное звуковое оформление. Но эффекты не могут быть самоцелью, а фильм все же делает содержание, которое ставит перед зрителем простую дилемму по Станиславскому — верю или не верю. То есть убедил тебя режиссер или нет.

Если ты ничего не видел о войне, кроме подобных лент последнего времени типа «Несокрушимого», то можно во все происходящее на экране легко поверить. А если видел что-то из советского кинонаследия и хотя бы немного интересовался военной техникой, в частности танками, то глаза широко раскрываются от недоумения. Не хотелось бы углубляться в технические тонкости, но дело даже не в них.

Оказывается, будучи заключенным в фашистском концлагере, можно было легко сделать слепок ключа от кабинета штандартенфюрера СС, выкрасть у него из-под носа секретную карту и спокойно покинуть лагерь якобы «в увольнительную», что удалось героине фильма, выполнявшей роль переводчицы. А в бою с целой сворой «Пантер» наш «Т-34» не только их подбивает одну за другой, но один из членов экипажа по ходу дела даже умудряется в одиночку захватить немецкий танк, перебить его экипаж и из него расстреливать другие немецкие танки, а потом благополучно быть подобранным своим экипажем под носом у идиотов-немцев, бросивших против наших смельчаков все свои силы. Естественно, немецкие снаряды от нашей «тридцатьчетверки» отлетают, как орехи, а мы «одним махом семерых побивахом».

С одной стороны, такому успеху можно только радоваться, а с другой неприятно царапает вопрос: «Разве такой была война?». И судя по фильмам советских времен — нет, совсем не такой. Вспомните эти фильмы, которые, слава богу, периодически мелькают на телеканалах и их легко можно найти в Интернете — начиная от киноэпопеи Озерова «Освобождение» до скромных, но цепляющих до слез «Это было в разведке». «Семнадцатый трансатлантический», «Хроника пикирующего бомбардировщика», «На войне, как на войне». Кстати, последний как раз о танках. Точнее, об экипаже самоходки СУ-100, созданной на базе Т-34 для борьбы с танками противника. Это ее 100-миллиметровая длинноствольная пушка прошивала лобовую броню «Тигра», которую, увы, не брали снаряды Т-34. Но в том фильме конца 60-х его герои вовсе не повергают врагов с легкостью направо и налево, а сражаются без всякого пафоса и громких лозунгов-клятв, выполняя свою каждодневную тяжелую работу. Обычные люди, и каждый их них личность со своими заморочками и страхами, которые надо преодолевать среди дыма и крови, и за кого реально переживаешь, потому что им веришь. На войне, как на войне.

Кто-то скажет: «А разве можно эти фильмы сравнивать? То было высокохудожественное кино, рассчитанное не на каждого, а нынешний «Т-34» — обычный современный массовый блокбастер». А я так думаю, что сравнивать можно и нужно, и не стоит делить зрителя на «массового» и «элитного». Потому что кино, как музыка, бывает лишь плохое и хорошее, независимо от жанра и стиля. И от исторической правды никуда не уйдешь. Просто еще в тех советских фильмах консультантами были офицеры и генералы, прошедшие войну и знавшие ее до всех потрохов. Да и среди зрителей еще было немало воевавших, то есть самих зрителей нельзя было обмануть, а «игру в танчки» просто бы не приняли.

А сейчас это уже вопрос кругозора. Многие ли знают, что воевать на Т-34 было совсем непросто. Он действительно был лучшим средним танком Второй Мировой, но лишь на начальном этапе. Его фишкой были скорость и маневр, а наклонные листы брони заставляли рикошетировать снаряды немецких Т-III и T-IV. Но уже к 1943 году их новые орудия, не говоря уже о пушках «Тигров» и «Пантер» легко пробивали лобовую броню «тридцатьчетверок», а огромные потери на Курской дуге показали, что с танком надо что-то делать. Ставшую практически бесполезной 76-миллиметровую пушку заменили на 85-миллиметровую, соответственно пришлось делать новую башню. Однако усилить броню практически было уже невозможно, так как масса танка и без того выросла, что опять же сказалось на его скорости и маневренности. При этом все передачи оставались фрикционными, то есть не было никакой гидравлики, и чтобы управлять машиной, надо было прикладывать немало чисто физических сил. Это не говоря уже об отсутствии обогрева зимой и вентиляции летом. Так что воевали на этих танках действительно настоящие герои, и воевали совсем нелегко, оттого их подвиг не переоценить.

Война совсем не похожа на киношное приключение, а ее герои вряд ли были похожи на героев сериала «Бригада», снятого ранее режиссером «Т-34». Время беспощадно ко многому. Но все же не к памяти, которая все равно остается залогом будущего.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*