Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Культура

Пожарный из Петровки стал художником

Культура
Фото: Фото из архива Валерия Суханова

Если бы не «лихие девяностые», то, может, Валерий Владимирович Суханов так и работал бы до сегодняшнего дня в школе, учил бы малышей рисованию, а тех, кто постарше, — черчению (его убрали из программы не так уж давно), а то ещё и физкультуру бы вёл, потому что ему всегда нравилось не только рисовать, но и спортом заниматься.
ГЛАВНЫЙ ПРЕДМЕТ — РИСОВАНИЕ
«Рисование, черчение, физкультура, труды — эти предметы у меня были любимыми, по ним учился на отлично», — вспоминает Валерий Владимирович свои школьные годы.
И всё-таки особенно нравилось рисовать, от этого даже иногда страдали рисунки в учебниках, а в тетрадях на последних страницах могли разворачиваться то воздушные бои, то авторалли. В Петровском в те годы не было ни детской художественной школы, ни студии, но учитель рисования в школе видел его способности и интерес к рисованию, поддерживал и направлял. Честолюбивые мечты стать художником Валерия тогда не посещали, он просто хотел иметь профессию, связанную с рисованием. Так и решил стать учителем рисования и черчения. Родители согласились с выбором, и он всерьёз готовился к поступлению в тамбовское педучилище № 2 на художественно-графическое отделение.
«Ездил на подготовительные курсы в Тамбов, хотя это и было непросто. Курсы дали очень многое — первые представления о перспективе, светотени и т. д., а для меня, не имевшего никакой специальной подготовки, это было особенно важно», — вспоминает Валерий Владимирович.
Училище он окончил в 1989 году и получил распределение в школу села Знаменка Петровского района. Но работал недолго — той же осенью его призвали в армию. Как ни странно, но два года службы вполне можно считать работой по специальности, и Валерий Владимирович вспоминает их с добрым чувством. Службу проходил в ракетных войсках стратегического назначения, часть располагалась в Новосибирской области. Фактическим местом службы Валерия стал клуб.
«Художники в армии тогда очень ценились, в особенности потому, что в каждом подразделении хотели сделать свою «ленкомнату» — ленинскую комнату, помещение, предназначенное для воспитательных мероприятий, с плакатами, портретами и стендами, которые требовалось обновлять, — самой-самой. Кроме того, нужно было рисовать стенгазеты и плакаты, оформление сцены тоже в мои обязанности входило», — рассказывает Валерий Владимирович.
ПОДМАСТЕРЬЕ ЦЕРЕТЕЛИ
После армии вернулся в школу, только не в Знаменскую, а в Избердеевскую, где его уже ждали и даже просили военное начальство отпустить раньше, но отслужил он день в день: ушёл 24 октября и вернулся также 24 октября, и практически сразу же вышел на работу. Через год, в 1992-м, женился — а тут и пресловутые лихие девяностые начались, когда даже маленькую учительскую зарплату вовремя не платили. Одинокий человек, рассудил тогда Валерий Владимирович, может себе позволить работать из любви к профессии и, тоже из любви к профессии, питаться пустым чаем в ожидании зарплаты, но когда ты отвечаешь за жену и ребёнка, так поступать уже нельзя. Он оставил школу и устроился в железнодорожную охрану. Там ему тоже приходилось применять художественные способности, когда оформлял стенды с итогами соревнования, техникой безопасности... Денег за это не платили, но отгулы давали. Отгул частенько бывал кстати, особенно на такой, если честно, однообразной и скучной работе, как эта. Но, как говорится, выбирать не приходится. А однажды возможность выбора появилась: знакомый работал в Москве в мастерской Зураба Церетели, и когда там потребовался колорист, сообщил Валерию Владимировичу. Он как раз был тогда в отпуске — мог пробовать, ничем не рискуя, и отправился в Москву. Экзаменовал сам Церетели — выбирал цвет из палитры Pantone, и Валерий Владимирович смешивал краски, чтобы получился именно этот оттенок. Художник давал одно задание за другим, и это понятно: от точности видения цвета и умения его передать зависело качество печати — а печатали в основном работы самого Церетели; он ведь не только скульптор, но и, прежде всего и в первую очередь, живописец. Для печати использовался метод шелкографии, и копии работ получались практически такими же живописными, как оригинал, ну а стоимость нередко оказывалась даже выше — такие дорогие материалы и столько затрат требовала технология. Печатали преимущественно работы из серии «Цветы», а там цвет играет едва ли не решающую роль, так что, смешивая краски, Валерий Владимирович практически шёл по следам мастера, повторяя его путь, — для человека, имеющего художественный талант, это очень интересный и ценный опыт.
 
ДВИЖЕНИЕ — ЖИЗНЬ И РАБОТА
Вот только всё хорошее рано или поздно заканчивается. Зенит славы Церетели прошёл, зарплаты стали меньше да ещё и с задержками — пришлось возвращаться в Петровку. Там Валерий Владимирович некоторое время проработал судебным приставом и, конечно, благодарил судьбу за то, что есть работа, но, честно сказать, тяготился ею. Он знал, куда хотел бы пойти, — в пожарную охрану, а потом такая возможность представилась.
«Мне нужна такая работа, где есть движение, и эта — как раз такая. Очень ошибаются те, кто думает, что пожарные целыми днями спят. Каждый день после развода обязательное обучение, потому что дело у нас опасное, нужно постоянно поддерживать знания и навыки на должном уровне. После обучения — благоустройство территории, обслуживание техники, так что скучать и дремать совершенно некогда», — говорит Валерий Суханов. На этой работе он нашёл себя и продвинулся по карьерной лестнице — сейчас он начальник 1 караула, который отвечает за газодымозащитную службу. А его художественные способности востребованы и здесь — например, недавно нарисовал логотип по газодымозащитной службе на конкурс в Москву.
Дружба со спортом, которая у Валерия Владимировича продолжается до сих пор, для пожарного просто жизненно важна.
«Все знакомые говорят, что где бы я ни появился, где бы ни работал, там очень быстро появляются турники, брусья, штанги и гири», — улыбается он.
День начинается с двухкилометровой пробежки, а заканчивается тренировками. Помимо этого, он регулярно ездит в Мичуринск в тренажёрный зал, потому что тяжёлой атлетикой занимается достаточно серьёзно. Да, за результатами и показателями ему гнаться не надо, тем не менее в жиме от груди поднимает 180 кг, в приседании — 160—180.
ИСТОЧНИКИ ВДОХНОВЕНИЯ
Рисовать Валерий Владимирович никогда не бросал, сейчас предпочитает «быстрые» техники — акварель и карандаш. Работы свои обычно дарит, так что дома разве что одна-две и найдутся. Вдохновляет его природа, поэтому даже в небольшие семейные или дружеские походы берёт мольберт, бумагу и краски.
«Возле Песковатки у нас очень красивые места, бывает, туда ездим, и я стараюсь поработать с натуры. Больше всего нравится работать ранним утром, пока все спят и природа только-только пробуждается», — делится Валерий Владимирович.
До него в семье художественных талантов никто не припомнит, а вот дочь хорошо рисует, и у внучек, кажется, тоже есть склонности.
«Им нравится, когда я с ними занимаюсь, и самим рисовать тоже нравится. Ксюша ещё маленькая совсем, три года, непонятно, как там с талантами, а вот Насте пять лет, и видно, что у неё неплохо получается. Я с ними занимаюсь, показываю, как рисовать, как краски смешивать», — говорит он.
Как знать, может, такие занятия напоминают ему работу колористом в Москве — несмотря на очевидную разницу, есть и общее, и это ответственность, причём ответственность перед внучками никак не может быть меньше ответственности перед известным художником. Такое качество — одно из важнейших для педагога, и, похоже, педагогические оттенки в палитре Валерия Суханова, появившись однажды, не пропадают с годами.
Авторы: