Куда отгружает Тамбовщина

О том, как продукция тамбовских полей, ферм и перерабатывающих предприятий завоёвывает ближнее и дальнее зарубежье
Уборка зерна

Высокое качество тамбовского спирта, например, признали в десятках стран Европы и Азии, включая Китай. Неплохие позиции в экспорте мяса. Полуфабрикаты наших птицефабрик востребованы в государствах Азии и не только. Широкая география у подсолнечного масла из Тамбовщины — Турция, Иран, Узбекистан, Китай, Белоруссия, Грузия, Армения, Сербия, Киргизия, Монголия… Хорошие экспортные перспективы имеет также сахарная отрасль. И, конечно же, год от года расширяется география и растут объёмы поставок за границу тамбовского зерна.

По мнению экспертов российского зернового союза, отечественные аграрии второй год подряд являются мировыми лидерами по поставке зерновых за рубеж. Если в 1980 — 1990 годах СССР импортировал от 30 до 47 миллионов тонн зерна в год, то сейчас только Россия, собравшая в прошлом году 135 миллионов тонн зерна, заявляет о готовности поставить на внешние рынки 50 миллионов тонн.

Что касается нашей области, то тамбовские аграрии выращивают такие урожаи, которые позволяют не только в полном объёме обеспечить внутреннее потребление зерна, но и ежегодно вывозить за пределы региона более 1 миллиона 700 тысяч тонн.

На нужды области

В прошлом году на Тамбовщине получен рекордный урожай зерна — 4 миллиона 143 тысячи тонн в зачётном весе после доработки. Такого не было за всю историю нашего края.

Богатый урожай не застал земледельцев врасплох. В области достаточно площадей и ёмкостей для того, чтобы убрать под крышу всё, что выращено. Мощности элеваторов, к примеру, составляют 1 миллион 365 тысяч тонн, в складских и напольных помещениях можно разместить ещё три миллиона тонн, что позволяет не спешить с реализацией, дождаться, в случае необходимости, пока на рынке сложатся приемлемые цели.

Треть зерна, выращенного в области, идёт на внутреннее потребление — на продовольственные цели, производство комбикормов, создание семенного фонда, на корм скоту и птице в личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйствах. В области сильная мукомольная промышленность, и на продовольственные цели в год уходит более 500 тысяч тонн. Примерно столько же зерна идёт на производство комбикормов. После реализации инвестиционных проектов по глубокой переработке зерна, строительству мельничного комплекса на ООО «Сабуровский комбинат хлебопродуктов», выхода на проектную мощность Токарёвской птицефабрики внутреннее потребление зерна и зернобобовых культур на продовольственные и кормовые цели увеличится до миллиона тонн. Остальное нужно вывозить. Благодаря хорошему качеству тамбовское зерно пользуется большим спросом не только на территории Российской Федерации, но и за пределами нашей страны.

По 80 вагонов в день

Специалисты отдела развития пищевой и перерабатывающей промышленности управления сельского хозяйства области ведут ежедневный мониторинг ситуации на зерновом рынке. В качестве точки отсчёта используется экспортный или маркетинговый год, который начинается с 1 июля, когда аграрии приступают к уборке урожая, и заканчивается 30 июня следующего года. Так вот, к 1 марта 2018 года только железнодорожным транспортом отгружено за пределы области более миллиона тонн зерна, в том числе на экспорт — 515 тысяч, по России — 493 тысячи тонн.

Отгрузка зерна ведётся с 19 тамбовских элеваторов практически каждый день — без праздников и выходных. Занимаются ею более 20 грузоотправителей. В феврале, например, из области отправлено 2243 вагона, из них на экспорт — 1427, на внутренние рынки — 816 вагонов.

Ежедневно в феврале область отгружала по 80 вагонов зерна. Согласно прогнозным данным, вывоз зерна железнодорожным транспортом урожая 2017 года составит полтора миллиона тонн, из них половина приходится на экспорт.

Одна из главных проблем экспортёров — постоянная нехватка подвижного состава. Поэтому для вывоза продукции широко используется автомобильный транспорт. В течение маркетингового года в регионы России и в приморские порты автомобилями планируется отправить более 800 тысяч тонн зерна.

Механизм поддержки

В 2017 году Минсельхоз определил тринадцать регионов, в которых достигнут самый значительный профицит зерна, где получен, другими словами, рекордный урожай, установив для них льготные тарифы на перевозку сельхозпродукции железнодорожным транспортом. Тамбовщина тоже вошла в это число. Новый механизм поддержки российских аграриев направлен, в первую очередь, на стабилизацию ситуации на зерновом рынке, дополнительные закупки зерна в регионах, удалённых от рынков сбыта.

Государственная поддержка в виде льготных тарифов также распространяется ещё на двенадцать регионов, куда поступает зерно для отгрузки за рубеж. Это припортовые или граничащие с другими странами регионы — от Калининграда на Балтийском море до Приморского края на Тихом океане, включая Бурятию, Дагестан, Забайкалье.

Пункт назначения

Экспортом зерна занимаются или сами сельхозпроизводители, но при этом объёмы поставок не должны превышать собственного валового сбора, или трейдеры — компании, которые активно скупают и экспортируют зерно. Зернотрейдерам закупочные цены на каждый вид культур устанавливаются постановлением правительства, они выше, чем в среднем по рынку. Это сделано для того, чтобы поддержать российских производителей зерна и поднять закупочные цены в стране. Грузоотправители, закупающие зерно по повышенным ценам, получают право на льготные тарифы при его перевозке. Выпадающие потери РЖД при этом покрываются из федерального бюджета.

Самые крупные объёмы экспорта у ОАО «Избердеевский элеватор», которое поставляет зерно в порты Прибалтики, АО «БиоТехнологии» Никифоровского, АО «Октябрьское» Тамбовского районов. За сравнительно короткий срок набрали хорошие темпы по отгрузке зерна ОАО «Вернадовский элеватор», расположенный в Пичаевском районе, а также ООО «Рассказовское», ООО «Рассказовский элеваторный комплекс», ООО «Липовка» Рассказовского района.

Основные потребители тамбовского зерна Египет, Турция, Бангладеш, Саудовская Аравия, Тунис, Йемен, Азербайджан, Иран, Финляндия, Германия и другие страны. Тамбовская область не собирается отступать от намеченного курса и планирует расширить географию поставок. Ожидается увеличение экспорта в страны Ближнего Востока и Северной Африки, азиатские государства.

Зерно из Рассказово

«Экспортом можно заниматься только в том случае, если компании имеют элеваторы, где есть мощности, выход на железную дорогу, — рассказывает заместитель начальника управления сельского хозяйства области, начальник отдела пищевой и перерабатывающей промышленности Дмитрий Исаев. — Экспортёрам, помимо всего прочего, необходимо выстроить логистическую цепочку: работа с операторами вагонов, портами, подготовка сопроводительной документации. Одни из них напрямую выходят на зарубежных партнёров, другие предпочитают пользоваться услугами трейдеров».

Если закупочные цены на зерно на внутреннем рынке несколько ниже, чем в прошлом году, то экспортные цены не только остаются достаточно стабильными, но и растут. Стоимость тонны пшеницы, отправляемой за море, колеблется от 200 до 209 долларов. Не случайно, каждый год всё новые компании ищут выход на зарубежных партнёров, отправляют зерно на экспорт. Так, в декабре 2017 года сразу три рассказовских сельхозпредприятия начали поставлять продукцию полей за границу — ООО «Рассказовское», ООО «Рассказовский элеваторный комплекс» и ООО «Липовка».

В ООО «Рассказовское» десять тысяч гектаров пашни, хозяйство издавна славится рекордными урожаями, собственного зерна собирают от 25 до 30 тысяч тонн. На мировой рынок торговли зерном ООО «Рассказовское» и предприятие «Рассказовский элеваторный комплекс» вышли в качестве трейдеров. В 2017 году в районе железнодорожной станции Платоновка на месте бывшего свеклоприёмного пункта построен английский элеваторный комплекс Perri, включающий ЗАВ-100, две зерносушилки, ёмкости для хранения 25 тысяч тонн зерна. Учитывая склады и ангары, построенные в прежние годы, мощности хозяйства выросли до 70 тысяч тонн. Новые железнодорожные пути связали элеваторный комплекс со станцией. Продукцию отправляют в порты Азовского и Балтийского морей, причём зерновыми экспрессами, которые идут не более двух суток, а в декабре 2017 года предприятия согласовали с Российской железной дорогой возможность возврата по той же схеме и порожних вагонов. Это сокращает сроки доставки, оборачиваемости вагонов и снижает издержки по доставке груза.

Начальник управления сельского хозяйства области Александр Аксенов:

«Экспорт не самоцель, а один из механизмов, который позволяет производителям расширить масштабы реализации зерна, получить дополнительный доход за счёт активной конкуренции между потребителями на внутреннем рынке и экспортёрами. Кроме того, экспорт позволит поддержать закупочные цены на должном уровне, обеспечить стимулы к его производству и технологической модернизации отрасли».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*