«Умный» и «зеленый»: в Тамбове презентовали новый электробус

Электробус — это как электромобиль, только автобус. Он ездит не на бензине, а на электричестве. Причем без «рогов». Как мобильник: зарядил – и катайся! Именно такую чудо-машину будущего сегодня официально презентовали в Тамбове.

Среди первых пассажиров представители власти — заместитель главы администрации Тамбовской области Арсен Габуев и глава Тамбова Сергей Чеботарев. Они проехали от площади Ленина до ж/д вокзала, а затем рассказали журналистам о своих впечатления о поездке и перспективах использования подобного вида транспорта в Тамбове.

Электробус-«гармошка» E433 Vitovt Max Electro
Электробус-«гармошка» E433 Vitovt Max Electro

Инновационный электробус с ярким и футуристичным дизайном привезли в областной центр из Белоруссии. Машина была предоставлена Тамбову руководством предприятия «Белкоммунмаш» в опытную подконтрольную эксплуатацию на безвозмездной основе. Соответствующие договоренности удалось достигнуть в прошлом году, когда тамбовская делегация посещала Минск с официальным визитом.

— Стоимость конкретно этой модели 26 млн рублей, но на время тестирования, которое продлится полгода, нам он достался совершенно бесплатно. Сейчас важно понять, адаптируется ли он к условиям нашего города, удобен ли будет для пассажиров и так далее. Только после этого мы примем решение о приобретении такой машины для тамбовского автобусного парка, — рассказал вице-губернатор Арсен Габуев.

Электробус-«гармошка» называется E433 Vitovt Max Electro. Он рассчитан на 153 пассажира, 38 мест — сидячих. Мощность мотора 286 лошадей (в эквиваленте), а максимальная скорость — 60 км/ч, для городского транспорта более чем достаточно.

Автобус E433 Vitovt Max Electro
Автобус E433 Vitovt Max Electro

Салон скопирован с голландского Phileas. В нем есть все, что нужно для комфорта: никаких ступенек, выдвижная аппарель для инвалидных колясок, система снижения уровня пола, связь с водителем, отопление и вентиляция.

Рядом с кабиной водителя большая площадка. Посреди гармошки тоже есть площадка, поручни вмонтированы прямо в сочленение.

Из дополнительных опций — электронные экраны, GPS-навигатор и автономная система пожаротушения. Кроме того, есть система видеонаблюдения с возможностью записи.

Для активных пользователей смартфонов и планшетов в салоне предусмотрены розетки. На центральной площадке есть два порта USB и две классические розетки, а также Wi-Fi.

Двери выглядят шикарно, никакие штанги внутрь салона не торчат, все очень аккуратно и минималистично.

Впечатлениях от поездки тоже самые положительные. Разница с автобусами и троллейбусами заметна — электробус очень резко разгоняется, динамика почти как в автомобиле. Едет электробус очень мягко и тихо, двигателя не слышно.

Внутри E433 Vitovt Max Electro
Внутри E433 Vitovt Max Electro

Создатели белорусского электробуса взяли за основу вариант «короткая зарядка — короткий пробег». Похожие образцы работают в Китае. Суть такая: зарядившись в течение пяти минут на конечной остановке, электробус способен проехать 10-12 км до противоположной конечной станции. Пять минут зарядки — и обратно. Чтобы каждый раз не подключать зарядные кабели, на крыше установлена выдвижная конструкция, которая, как в трамвае, поднимается и соприкасается со специальными контактами.

Сами по себе электробусы дороже автобусов или троллейбусов, зато они дешевле в эксплуатации. Например, не нужно строить контактные линии — только «зарядки» на конечных остановках. Также эффективно используется энергия торможения, так называемая рекуперация. В городском режиме «жать на тормоз» приходится регулярно. Но в обычных автобусах эта энергия уходит в никуда, а в электробусах возвращается в электрические накопители — считается, так можно вернуть до 30% потраченной на движение энергии.

Городской экологии тоже большой плюс: выбросы нулевые. К слову, именно экологичность электробуса – то, что так подкупило тамбовские власти.

— На протяжении многих лет Тамбовская область занимает первое место в рейтинге самых чистых регионов страны», и с помощью таких машины мы сможем удерживать эту позицию и дальше. Мы должны сделать все, чтобы нашим жителям было комфортно и удобно перемещаться по городу. Ученые посчитали, что человек за всю свою жизнь в среднем около четырех лет проводит в общественном транспорте, поэтому мы постараемся приложить максимум усилий, чтобы у нас в городе был современный, комфортный и экологически чистый транспорт, — сказал вице-губернатор Арсен Габуев.

Особенно много вопросов в ходе презентации касалось основной инновации. А она спрятана в шкафу, который расположен сзади. Зеленый ящик с надписями на китайском — накопитель. В данном случае — суперконденсатор производства китайской компании Aowei Technology.

На вопрос, почему не использован старый добрый аккумулятор, специалисты отвечают: «Он попросту не выдержит такого напряжения». И добавляют: «Ресурс данного накопителя — 25 лет. Он не теряет емкость. Число циклов заряда-разряда составляет более миллиона. А главное, зарядка до 100% занимает 5—7 минут».

Больше всего комментариев было посвящено небольшому запасу хода. Для модели, которую поставили в Тамбов, он составляет всего 12 километров. Однако, как сообщается на сайте завода-изготовителя, эту опцию можно легко увеличить.

— Доукомплектовать накопитель возможно, увеличив запас хода до 20, 30 и более километров, — подтвердил Арсен Габуев. — Но это скажется на стоимости машины, ее массе. Если нам будут нужны другие требования, то емкость батареи и зарядный ток легко корректируются. Кроме того, уже сейчас у нас в Тамбове на базе ТГТУ имеются разработки конденсаторов на основе графена. Наши молодые ученые получили патент на них. Таким образом, мы можем говорить о порядке взаимодействия с нашими партнерами из Белоруссии в части использования наших разработок конденсаторов, заряда которых может хватать на 50 км пробега.

Автобус E433 Vitovt Max Electro
Автобус E433 Vitovt Max Electro

Глава Тамбова отметил, что если электробус отлично зарекомендует себя на тамбовских улицах, то он может полностью заменить собой троллейбусы.

— Я думаю, что на смену троллейбусам все-таки придет вот такого вида транспорт. И это замечательно», — сказал глава Тамбова.

Чеботарев пояснил, что электробус будет ездить по маршруту №5 – «Пигмент – ж/д вокзал». Стоимость проезда в нем будет такой же, как в автобусах, — 15 рублей.

Фото Павла ВАСИЛЬЕВА, Игоря ЧЕХАНОВА

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*