Открытки Победы

"ТЖ" продолжает совместный проект с детской художественной школой №1 города Тамбова. Сегодняшняя тема открыток - День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В гостях у одних из самых активных и известных в области ветеранов - Александра Николаевича Боднара и Владимира Антоновича Севрюкова - побывали юные художницы Александра Ишина и Варвара Варфоломеева. Ветераны, очевидцы тех трагичных для нашей страны событий рассказали девочкам о том, как ушли на фронт, воевали, как встретили Победу. Эмоциональные рассказы бойцов и легли в основу сюжета открыток к 9 мая.

Лети, самолёт!

Александр Боднар рассказал о самом трагичном эпизоде своей военной жизни
Александр Боднар рассказал о самом трагичном эпизоде своей военной жизни

С ветераном, участником Великой Отечественной войны, штурманом Александром Николаевичем Боднаром пообщалась его тёзка — десятилетняя Александра Ишина. В художественной школе Саша учится в четвёртом классе. Эмоциональная, подвижная и самостоятельная девочка. Творческий ребёнок. Обожает рисовать. И не только в художественной школе, но и дома. Вместе с родителями с интересом пообщалась с Александром Николаевичем. Как штурман, ветеран пожелал, чтобы на открытке обязательно был изображён самолет, сбрасывающий листовки. И вспомнил самый трагичный эпизод из своей военной жизни.

«Шёл 1944 год. Мы получили задание — подняться на максимальную высоту, пролететь над оккупированной захватчиком территорией Польши и сбросить с самолёта листовки с советской пропагандой, — рассказал Александр Николаевич. — При выполнении задания наш самолёт был сбит. Раненым я оказался на захваченной территории, оказался между жизнью и смертью. Это и был самый трудный момент в моей жизни. Больше всего боялся попасть в плен. Но выжил! Кстати, мне один поляк рассказывал, что нашёл нашу листовку. Значит, задание выполнили!».

Рисунок 10-летней Александры Ишиной
Рисунок 10-летней Александры Ишиной

Александра вместе с педагогом придумала в своей работе связать два мира: прошлого и настоящего. На её рисунке летящий самолёт с красными звёздами сбрасывает листовки с одним словом «Победа», а внизу стоят ликующие люди, дети, подбрасывают шарики и цветы. Все радуются. Победа!

Победа — за окном

Прежде чем приступить к воплощению замысла открытки Владимира Севрюкова, Варвара внимательно рассмотрела фотографии военных лет
Прежде чем приступить к воплощению замысла открытки Владимира Севрюкова, Варвара внимательно рассмотрела фотографии военных лет

В гостях у участника Великой Отечественной войны, ветерана воздушно-десантных войск Владимира Антоновича Севрюкова побывала Варвара Варфоломеева с родителями. Варе тоже десять лет, занимается в художественной школе четвёртый год. Сосредоточенная и рассудительная девочка, которой нравится выражать свою фантазию на бумаге.

«Мы с радостью откликнулись на предложение встретиться с ветераном, — говорит мама Вари Любовь Варфоломеева. — Беседа получилась познавательной. Владимир Антонович — интересный дедушка. Он рассказал о том, как воевал. Мы его спросили: «Где вы встретили Победу?» и ветеран вспомнил любопытную историю. Оказывается, Победу встретил в Вене, в госпитале. Так в беседе родилась идея открытки. Все же по-разному встретили великий день — кто на фронте с оружием в руках, кто в тылу, а кто раненым в госпитале». Как именно воплотить идею ветерана на бумаге, Варя придумала сама. У неё появилось несколько идей. И, прежде чем приступить к воплощению замысла, она прочитала мемуары Владимира Антоновича, внимательно рассмотрела фотографии военных лет, в том числе из госпиталя, из семейного архива ветерана. «Работа над открыткой к Дню Победы — это большая ответственность, — поделилась своими впечатлениями Варя. — Нельзя её делать кое-ка. Я не должна была подвести своего учителя и Владимира Антоновича. А работать над рисунком оказось интересно».

Художник Варвара Варфоломеева. Преподаватель Марина Гусева
Художник Варвара Варфоломеева. Преподаватель Марина Гусева

Вдохновило девочку и пожелание ветерана. На прощание Варвара попросила Владимира Антоновича написать ей что-нибудь на память. Он долго думал и написал так: «Варечка, будь счастлива, но счастье само не приходит, надо достигать его трудом. Чего я тебе искренне желаю».

Искренне и эмоционально

«Девочки очень ответственно подошли к заданию, — говорит их педагог, преподаватель детской художественной школы №1 города Тамбова, член Союза художников России Марина Гусева. — Обе- очень трудолюбивые. Варя трудилась ни один день, подготовила несколько эскизов, мы с ней выбрали лучший. Проработали детали. Мы решили за окном госпиталя изобразить салют, чтобы смотрелось более зрелищно, живописно. Перед Сашей стояла сложная задача для выражения её на бумаге. Но обе девочки хорошо справились с заданием, несмотря на то, что тема войны — сложная тема не только для детей, но и для взрослых».

А что десятилетние девочки любят в основном рисовать? Принцесс, цветочки да забавных зверят, сказочный мир да природу. Здесь же — такое важное историческое событие для нашей страны. В творчестве очень важна искренность и эмоциональность автора. Ветераны, рассказав о себе, о том, как воевали, помогли девочкам погрузиться в то время, передали им свои эмоции.

— Для современных детей, которые далеки от тех событий, тема войны довольно сложна, — говорит директор детской художественной школы №1 города Тамбова Анна Орлова. — Впрочем, в творчестве детей, занимающихся в нашей школе, лейтмотивом проходит военная тема. Мы готовим тематические выставки ко Дню Победы. Дети к таким выставкам готовятся особым образом. Педагоги рассказывают о войне, чтобы ребёнок знал о чём его работа. Детям, чтобы выразить тот или иной момент на бумаге, нужен эмоциональный всплеск. И они хорошо профессионально справляются с работами и на военную тему, по-своему по-детски, но самое главное — искренне и эмоционально. А это очень ценно, и не всегда удаётся даже взрослым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*