Археологи под Котовском откопали двухметрового мужчину

03 ноября 2016, 15:19
0
70

Раскопки близ села Кузьмино-Гать, расположенного в Тамбовском районе рядом с Котовском, оказались чрезвычайно «урожайными». В трехтысячелетнем кургане, которые находился буквально в ста метрах от дороги, учёные обнаружили 14 погребений и в одном из них — скелет громадного богатыря.

- Рост этого великана превышал 2 метра 10 сантиметров! — сказал мне археолог Олег Миронов. — Мы сами удивляемся, как в суровых условиях конца бронзового века могли рождаться такие «баскетболисты».

И действительно, смотря на средневековые рыцарские доспехи, несложно убедиться, что обычный рост европейцев в то время равнялся примерно 160 сантиметрам. Редко кто вырастал до 170! Однако Средний века — это годы сравнительно недавние, когда производительные силы были уже относительно развиты и даже самые бедные люди от недоедания страдали лишь в самые голодные годы.

Найденный под Котовском богатырь родился в совсем другое время.

- В одном из захоронений, найденных в этом курганы, сохранились остатки деревянного сруба, в котором был похоронен доисторический воин, правда, не наш великан, а другой человек, с более высоким социальным статусом. Тоже, кстати, немаленький — больше 1 метра 80 сантиметров и очень мощный. Погребение людей в коробах из брёвен — примета «срубников», больше в бронзовом веке никто не делал таких могил. Именно им принадлежат и все 14 захоронений в этом кургане, и ещё четыре в том, который мы раскопали чуть раньше. По всей видимости, где-то неподалёку располагалось их поселение. Здесь они жили довольно долго, возможно, несколько веков подряд. Место ведь очень удобное и для того, чтобы пасти скот, и чтобы сажать земледельческие культуры, и ловить рыбу… И лес опять же недалеко, а там три тысячи лет назад водилось множество зверья, — продолжил Олег Миронов.

Раскопки проводились в степной местности, поросшей жухлой осенней травой. Рядом с раскопками стояла бытовка — временное жилище учёных. Бульдозер срывал очередной слой земли, в которой археологи пытались найти древние артефакты. Поодаль, если сильно приглядеться, можно было заметить и другие курганы, которые ждали своего часа. За три тысячи лет они уже почти сравнялись с землёй, но намётаный глаз различал их без труда.

- Этот курган мы почти закончили раскапывать, и скоро примемся за следующий… Всего же здесь между дорогой и лесом мы насчитали восемь курганных насыпей, — указал рукой в сторону луга Олег Миронов.

Срубная культурно-историческая общность приходится на эпоху «поздней бронзы». Существовала она в промежутке между XVII и XII веками до рождества Христова. Иначе говоря, примерно 3,5-3,2 тысячи лет назад.

Люди в те времена жили явно не лучше, чем в Средние века. «Срубники» обитали в полуземлянках с бревенчатым каркасом, занимались преимущественно скотоводством. Земледелие было для них скорее вспомогательным занятием. Тяготели эти люди, как правило, к лесостепи, где были и пастбища для коров и лошадей, и материал для строительства жилищ и могил. Селились они обычно на возвышенных местах недалеко от рек, где, возможно, ловили рыбу.

Едва ли у этих людей было изобилие пищи, и вымахать до двух с лишним метров им было сложновато.

Ещё более удивительным рождение великана выглядит потому, что этот человек не принадлежал к богатой и знатной семье колесничных воинов. Судя по найденному рядом с его останками шилу из бронзы с костяной рукояткой, он зарабатывал себе на жизнь ремесленным трудом.

Впрочем, в наших краях бронза в те времена ценилась на вес золота, её привозили издалека — из южного Урала или Северного Кавказа. Там медная руда добывалась в изобилии, а выплавка её сплавов и изготовление разных предметов из них достигли, можно сказать, промышленных масштабов.

Например, знаменитый Аркаим в Челябинской области — это, по сути, город-завод. В каждом доме там было как минимум по две плавильные печи. Одна предназначалась для переплавки медной руды, а другая — для изготовления различных предметов из оловянистой бронзы.

На Северном Кавказе олова было мало, и выплавляли там мышьяковистую бронзу. У неё были немного другие свойства, однако в те далёкие времена населению степей и лесостепей Центральной России капризничать не приходилось. Здесь не Урал и не Кавказ, медных месторождений нет, поэтому люди радовались любому металлу, ведь орудия из него резко увеличивали шанс выжить.

Бронзовые ножи, шилья и, намного реже, наконечники стрел и копий древние обитатели наших краёв («абашевцы», «срубники», «катакомбники»…) выменивали преимущественно на меха и шкуры животных, а также на другие дары природы. При этом даже за небольшой металлический ножик приходилось отдавать очень много, поэтому для охоты и межплеменных войн использовалось в основном оружие из камня и кости.

По расположению бронзовых украшений в могилах древних южноуральских женщин (представительниц синташтинской, петровской и андроновской культур) учёные сделали вывод о том, что они завивали косы. К сожалению, относительно наших «абашевцев» и «срубников» такую информацию получить нельзя: бронзовые украшения у древних обитателей наших краёв отсутствовали практически вовсе, слишком дорогим удовольствием они были. Поэтому можно лишь догадываться о том, какие причёски носили эти люди (скорее всего, как и у других индоевропейцев того времени, мужчины ходили с длинным распущенными волосами, а женщины заплетали косы, но это не факт, а предположение).

Неудивительно, что предметы из бронзы клали в могилы далеко не всех, а только самых уважаемых в тогдашнем обществе людей. Помимо жрецов и воинов, к числу таковых относились, видимо, и ремесленники. К тому же, они должны были как-то зарабатывать а пропитание в загробном мире. Вот их и хоронили вместе с инвентарём, которым они пользовались при жизни.

Богатство и бедность те далёкие времена были понятиями относительными. Большого имущественного расслоения среди «срубников» не могло возникнуть при тогдашней скудости жизни.

Например, захоронение знатного воина, обнаруженное в кургане близ Кузьмино-Гати, не сильно отличалось от могил обычных людей. Во-первых, оно находилось в самом центре кургана, а во-вторых, в нём лежали не один или два, как в остальных погребениях, а целых четыре глиняных горшка. Один был положен прямо возле рта покойного — видимо, для того, чтобы тот мог питаться на том свете.

Но увы, в действительности содержимое горшков поедали лишь мыши: в глиняных стенках отчётливо видны следы зубов этих зверков.

Горшки, если не считать прогрызенные мышами отверстия, эти сохранились неплохо. Они разного размера, некоторые больше головы взрослого человека, но все они украшены одним нехитрым орнаментом и выглядят по современным понятиям аляповато: «срубники», как и прочие жители Восточной Европы тех далёких времён, не знали гончарного круга.

Трупы во всех погребениях положены одинаково — на левом боку в скорченной позе.

Почему захоронения производились именно в деревянных срубах? Точного ответа на этот вопрос мы не знаем, однако у археологов есть версия, которая им кажется убедительной.

- Открыта «срубная» культура была археологом Городцовым в начале прошлого века. По мнению подавляющего большинства учёных, её представители были индоевропейцами ираноязычной группы, — сказал Олег Миронов.

Проще говоря, древними ариями – народом, точнее, совокупностью родственных народов, расселившейся в глубокой древности почти по всей Великой евразийской степи от Днепра до верховьев Енисея. Эти люди поклонялись огню, воде и земле — и считали, что священные природные стихии оскверняет соприкосновение с трупом. Именно поэтому зороастрийцы в Персии и Средней Азии выкладывали тела умерших на съедение хищным птицам или хоронили в каменных гробах. Наши «срубники», видимо, по той же причине изолировали покойников от почвы коробами из брёвен. Такие захоронения обнаруживаются на всем протяжении существования этой культуры, вплоть до конца бронзового века.

Как сложилась впоследствии судьба людей «срубной» культуры? Об этом уже много десятилетий идут споры. Когда-то «срубников» считали предками скифов, которые тоже были ариоязычным народом. Однако сейчас эта точка зрения скорректирована.

«Царские» скифы, как считает современная наука, пришли в европейские степи с востока (скорее всего, из Западной Сибири) и перемешались с частью потомков «срубников», а другую часть вытеснили на юг. Относительно того, куда последняя ушла, ведутся споры.

- На счёт того, какие народы железного века произошли от «срубников», мнений сейчас немало, – заметил Олег Миронов.
Например, некоторые учёные считают, что потомками «срубников» стали киммерийцы (тавроскифы) – народ, который заселил Крым и затем мигрировал на территорию Ближнего Востока, где наделал такого шороху, что память о его зверствах сохранялась несколько веков. Зафиксированы эти драматические события и в Библии, и в трудах древних историков.

Другие исследователи, например, известный советский иранист и скифолог Эдвин Грантовский, утверждали, что «срубники» являлись предками западных иранцев – персов и мидян, точнее, военной и духовной элиты этих народов, которая принесла иранскую речь из Великой степи на Ближний Восток и построила Древнеперсидскую империю.

Поэтому вполне может быть, что тот двухметровый великан, череп которого мы с Олегом Мироновым держали в руках, приходился далёким предком Дарию Великому, Авиценне или Омару Хайяму.

Даже по современным меркам этот череп был большим и принадлежал не просто длинному, но и крупному во всех отношениях мужчине.

- По костям можно узнать о человеке довольно много, например, его пол, возраст, этническую принадлежность… О многом говорят и бугорки на зубах. Они позволяют определить, что покойник ел и чем он болел, - сказал Олег Миронов.

Подобные изыскания нужно производить, разумеется, в лабораторных условиях. Однако по челюсти нашего «баскетболиста» с хорошо сохранившимися здоровыми зубами можно твердо утверждать, что этот человек умер задолго до наступления старости.

Кстати, от чего тогда чаще всего умирали люди, населявшие Великую евразийскую степь?

Несколько лет назад я этот вопрос задал в музее Аркаима знаменитому уральскому учёному Г. Здановичу. Тот ответил, что причиной смерти степных обитателей чаще всего становились простудные заболевания, например, воспаление лёгких. Ведь они жили, работали и воевали друг с другом в местности, открытой всем ветрам.

А вот тамбовский археолог Н. Моисеев говорит, что в наших краях всё было иначе, здесь ведь не было таких сильных ветров. И «абашевцы», и «срубники» средней полосы России доживали порой до преклонного возраста. Если смерть человека оказывалась преждевременной, то виной тому чаще всего становились встречи в дикими зверями либо межплеменные стычки…

Через день после того, как я побывал на раскопках в Кузьминой Гати, мне позвонил О. Миронов, чтобы рассказать о новых находках. В соседнем курганы были найдены бронзовые ножи. Те, кто внимательно читал эти статью, поймут, насколько ценны для учёных эти артефакты. Ведь могилы, в которых они были обнаружены, принадлежали явно не простым смертным, а элите «срубников».

Андрей ХВОРОСТОВ.

Комментарии — 0

Тамбовская жизнь в cоцсетях