Дирижёр Алексей Моргунов: «Музыка радость должна приносить. Тогда и талант раскрывается»

16 мая 2017, 11:27
0
650

Вряд ли кто предполагал, что молодой преподаватель и дирижёр оркестра русских народных инструментов Тамбовской детской музыкальной школы №2 Алексей Моргунов станет абсолютным победителем Первого всероссийского конкурса дирижёров оркестров русских народных инструментов и окажется востребованным по всей стране, продолжая жить и преподавать в нашем тихом, но известном своими музыкальными традициями городе.

ПРОВИНЦИЯ, КОТОРАЯ БЕЗ ГРАНИЦ

Наверное, успех — это как счастье, представление о котором у каждого своё. Конечно, жанр народной музыки не предполагает рёва стадионов и сияния прожекторов, присущих шоу-бизнесу. Эта музыка — часть академической культуры, и шоу-бизнес она пока мало интересует. Но Алексей считает себя очень счастливым человеком. Приехав в Тамбов из Магнитогорска, он знал, что именно в нашем музыкально-педагогическом институте есть преподаватели, которые могут дать начинающему музыканту всё, что необходимо. И не ошибся. Теперь в музыкальной школе у него есть свои ученики и свой детский оркестр. А ещё студенты, которым Алексей Моргунов преподаёт в колледже при Тамбовском музыкально-педагогическом институте. Молодой музыкант дирижирует Липецким оркестром русских народных инструментов и таким образом вынужден жить на два города, о чём ничуть не жалеет. Кроме того, выступает как музыкант и дирижёр в разных городах с разными коллективами по всей России. Как на всё это хватает времени?

«Это значит, ты занят фактически двадцать четыре часа в сутки, — делится Алексей. — И это самая большая проблема. Но это и счастье в то же время. Такая вот ирония судьбы, которую ты однако себе сам выбираешь».

ПОБЕДА МИМОЛЁТНАЯ...

А предшествовала всероссийской известности тамбовского музыканта победа на Всероссийском конкурсе дирижёров оркестров русских народных инструментов. Конечно, сам победитель никак не ожидал такого успеха, ведь до этого ему приходилось заниматься только с детским оркестром, а на конкурсе надо было дирижировать самым знаменитым в России Национальным академическим оркестром русских народных инструментов имени Осипова, в составе которого восемьдесят человек, и все — супермузыканты. Однако, как оказалось, это и помогло. Есть много общего между оркестром, состоящим из детей и оркестром из музыкантов высочайшего класса.

«Оркестрантам надо дать почувствовать настроение произведения, его дух, окраску, — делится Алексей, — Дети это хорошо улавливают, и я к этому привык. Разница лишь в том, что у ребятишек ещё не хватает техники, а эти музыканты могут сыграть всё. Хотя и этого мало, ведь люди — не клавиши рояля, и надо было найти с ними общий язык всего за двадцать минут предварительной репетиции. После выступления они подходили и жали руку. Я подумал, что это всем так жмут. А оказалось, что нет — оркестранты ещё до решения жюри всё поняли».

Жюри, состоящее из самых уважаемых мэтров, присудило Алексею Моргунову победу с таким отрывом, что решило вообще не присуждать вторую премия никому, несмотря на сильнейший состав участников. Но, завоевав лавры победителя самого престижного конкурса в России, он остался преподавателем той же детской музыкальной школы и никуда не поехал, несмотря на заманчивые предложения. Многие удивлённо спрашивали: «Почему?»

«А почему надо обязательно куда-то ехать? Считается, что лучшее место для приложения своих способностей, конечно, столица. Но... В Москве ты не только за более дорогое жильё платить должен, ты вынужден платить своим временем за жизнь в мегаполисе. А у меня этого времени нет. Мне от Тамбова до Липецка ехать два часа, а в Москве они уходили бы каждый день на дорогу до работы и столько же обратно. По-моему, это не рационально. И главное — здесь мои ученики. Когда я вернулся с конкурса, ребята первым делом спросили: «Вы от нас не уедете?». Ну что тут можно ещё ответить?»

СЧАСТЬЕ В УЧЕНИКАХ

И ученики, похоже, своего преподавателя не подводят, причём даже самые маленькие. Так что совсем не случайно Алексею удалось разглядеть в шестилетней Насте Тюриной звезду программы Первого канала «Лучше всех». Он уверен, что ничего случайного в этом мире не бывает. Особенно в музыке.

«Мы дружим с её родителями, они люди с музыкальным образованием, однако никогда не заставляли ребёнка на чём-то играть. Но музыка всегда звучала рядом, Настя любит петь, а после того, как родители пришли с девочкой по-дружески на мой концерт, она сама захотела играть на балалайке. Это очень важно — сама! И в музыкальную школу пошла как в награду за хорошее поведение! То есть ребёнка никогда не надо заставлять заниматься музыкой, музыка радость должна приносить. Тогда и талант раскрывается», — уверен Алексей.

Что и говорить, Настя в свои шесть лет действительно делает невероятные успехи, с концертами выступает и публики не стесняется, хотя за этим стоит немалый труд. Что же касается телешоу, то никакого пиетета перед звездой «Евровидения» Полиной Гагариной, с которой надо было дуэтом исполнить джазовую пьесу Гершвина «Summertime», Настя не испытывала — она просто знала, что «эта тётя хорошо поёт». Правда, перед сьемкой Алексею пришлось объяснять музыкальным редакторам чисто музыкальные нюансы того, в какой интерпретации Насте лучше исполнить эту вещь на балалайке. И Настя не подвела.

После участия в телепрограмме на девочку просто обрушилось внимание прессы, посыпались всевозможные приглашения выступать. Одна только возможность сыграть в качестве солистки с оркестром Спивакова на открытии музыкального фестиваля в мае чего стоит! Но Алексей знает, что «звёздная болезнь» его воспитаннице не грозит, хотя опасность этого, конечно, есть. Но лучшее лекрство от неё — здоровая конкуренция, которая существует в музыкальной школе.

Ну а насколько реальны перспективы пробиться на всероссийскую сцену для виртуоза из провинции, по мненю Алексея Моргунова, зависит от того,

насколько у него хватит трудолюбия и таланта. И очень важно, чтобы начинающему музыканту повезло с преподавателем.

«Когда я выступал на завершающем этапе всероссийского конкурса, то вспоминал своего преподавателя из Тамбовского музыкально-педагогического института Алексея Ивановича Артемьева. Он тоже был в тот момент в зале, специально приехал на финал. А перед ним проиграть было уже никак нельзя», — вспоминает Алексей.

Так что неудивительно, что победы своих учеников он считает своими победами. К сожалению, здесь играет роль не только сама высокая музыка, но такие приземлённые вещи, как организационные вопросы и пресловутое материальное обеспечение. Ведь порой даже самый талантливый вундеркинд на конкурсе не может завоевать высокого места только потому, что у него нет инструмента, позволяющего раскрыть всё, на что он способен. И потому своим ученикам для выступления на конкурсе Алексей давал свою мастеровую балалайку, и это тоже становилось составляющей успеха.

Но даже не это главное. Как-то после удачного концерта мальчик из его детского оркестра признался, что сегодня у него мурашки бежали по спине — «так здорово мы играли!». Конечно, преподаватель заметил и недостатки, но эти мурашки, возможно, лучшая оценка его труда...

Виталий ПОЛОЗОВ.

Матертал опубликован в №49 от 16 мая 2017 года.

Комментарии — 0

Тамбовская жизнь в cоцсетях