Принцесса балалайки: как шестилетняя звездочка из Тамбова относится к своей внезапной славе и кем хочет стать

28 декабря 2016, 11:41
0
1615

После участия в шоу Первого канала «Лучше всех» о шестилетней балалаечнице из Тамбова Насте Тюриной узнала вся страна. Девочку приглашают на другие проекты федеральных каналов, правительственные мероприятия, видео в интернете, где Настя аккомпанирует Полине Гагариной и солистке группы «IOWA» Екатерине Иванчиковой, собирают миллионы просмотров. Корреспондент «ТЖ» узнала, как юная балалаечница относится к своей внезапной славе и кем хочет стать, а также поговорила с педагогом Насти Алексеем Моргуновым о многочасовых ежедневных занятиях, которые остались «за кадром».

- Это вот я только что сегодня получила, - Настя показывает кубок и медаль, - Конкурс классов был. Это уже пятая медаль у меня будет, а это второй кубок. Тут написано: «Лауреат первой степени конкурса класса балалайки. Двадцать пятое. Точка. Двенадцатое. Точка. Две тысячи шестнадцать».

- Ты уже читаешь? Ты же еще не ходишь в школу?

- На следующий год пойду. Я с трех лет читаю. С трех с половиной. Целый букварь уже прочитала.

- А какие книжки любишь?

 - «У Лукоморья дуб зеленый».

- Настя, почему ты захотела играть именно на балалайке?

- В два годика меня мама с папой отвели на концерт народных инструментов. Мне очень понравилось. На балалайке можно разные мелодии играть красивые - классические, народные, джазовые импровизации.

- Помнишь самую первую мелодию, которую научилась играть?

- Сначала я играла на одной струне, потом на двух, а потом всякие мелодии начались. Если последняя, то, мне кажется, для меня сейчас самая прикольная — это, конечно, Трояновский «Заиграй моя волынка».

- Тебе нравится русская-народная музыка?

 - Русская-народная — это «Под горою калина».

- Хотела бы научиться играть еще на каком-то инструменте?

 - Нет, только бабалайка. Ну, еще фортепиано. Оно у меня в третьем или во втором классе будет. А у меня и первого еще, наверное, нету. Потому что первый класс только с семи лет. А пошла я вообще с четырех.

 - Тебе хотелось бы стать профессиональным музыкантом?

 - Нет. Я бы хотела учить маленьких деток.

 - Играть на балалайке?

 - Да, на бабалаечке. Так все балалаечники. И все, которые на домре и на фортепиано.

 - А как же сцена?

 - Это я даже с оркестром сольно играла. Со школьным и с липецким государственным.

 - И со звездами на Первом канале.

 - Я выступала только пока с IOWA и с Гагариной.

 - Кто тебе больше понравился?

 - Наверное, IOWA известнее?

 - Знаете почему ей IOWA больше понравилась, - уточняет папа Насти Павел Тюрин, - Потому что Гагарина вышла на сцену с эффектом «вау». Потом еще они вместе 10-15 минут на диванчиках посидели для камер поснимались, журналисты вопросы им позадавали. А с IOWA удалось просто пообщаться, поболтать, жизненно так. И с ней они порепетировали, прежде чем выходить на сцену.

 - Скоро вот так вот у Насти тоже не будет времени просто пообщаться.

 - Да, мы вот с к бабушкам приехали, они говорят: «Настя, мы тебя больше по телевизору видим, чем в жизни».

Чудес не бывает

- Если есть какие-то чудеса, то они все рукотворные, - говорит  преподаватель Насти Алексей Моргунов. - Это колоссальный труд, прежде всего, родителей и преподавателя, плюс талант ребенка. А талант ребенка тоже из ниоткуда не берется. Прежде чем появился Иоганн Себастьян Бах, 200 лет до него все его предки занимались музыкой. То же и с Настей. Ее родители имеют высшее музыкальное образование. И это отложило свои отпечатки, прежде всего, в генетике, а, во-вторых в том, что дома все ее занятия подконтрольны. Невозможно научится играть на инструменте, если не заниматься каждый день. Это очень сложная профессия. Настя занимается 3-4 часа в день. Без выходных и праздников. Это условие такой игры. Я хочу, чтобы родители, которые приводят детей в музыкальную школу, это понимали. А вообще у Насти интерес к занятиям огромный. К звукоизвлечению. Но это от природы, это дар. Есть дети, которым это просто неинтересно, а есть дети, которым интересно все, что звучит. Кстати, в процессе всех этих телевизионных записей выяснилось, что у Насти абсолютный слух врожденный. Это встречается очень редко — один на 200 тысяч человек.

 - Балалайка популярна среди детей, которые идут учиться в музыкальную школу?

 - Смотря с чем сравнивать, что считать популярностью — количество лайков в сети интернет, например, или телеканал «Культура», который занимает одну сотую медиапространства. Популярна ли у нас классическая музыка?

 - Среди очень ограниченного круга людей.

 - Элиты, скажем так. Это культурная элита. Эти же люди ходят в концертный зал московской консерватории. Приходят у нас на концерты тамбовского симфонического оркестра или оркестра «Россияне». Среди них балалайка популярна. При этом 99 процентов телеэфира и сети интернет заполнена чем-то другим.

 - Но у вас сейчас получилось совместить балалайку и прайм-тайм Первого канала.

 - Получилось. Но это просто случай, стечение обстоятельств, удачный формат шоу. Дело в том, что Настя — не единственный ребенок, который играет больше 20 концертов в год. Все мои ученики очень много выступают. У меня методика работы такая. Я считаю, что дети могут научиться играть только на сцене. До тех пор пока они сидят в классе, это ничего общего с концертной деятельностью и вообще с творчеством не имеет.

 - Ранняя слава не может сказаться на ребенке негативно?

 - Может. Здесь вопрос как раз воспитательной функции родителей и преподавателей. Нужно объяснить все правильно.

 - Можно понять по шестилетнему ребенку способен он выдержать популярность или нет?

 - Дело в том, что Настя не очень понимает, что такое популярность. Она, во-первых, даже не знала, кто такой Максим Галкин, кто такая Полина Гагарина. Только песни ее знала. Для нее она просто какая-то тетя, которая поет хорошо, с которой здорово, интересно вместе сыграть. То есть для нее это все настолько далеко и она не очень понимает, что такое шоу-бизнес, что такое известность, она по часам-то недавно научилась понимать, который час. Пять лет ей было еще месяц назад. Несколько миллионов человек ее посмотрели, но она не знает, что такое миллион. Понятно, что СМИ хотят представить Настю как лучшую балалаечницу чуть ли ни мира. Конечно, она не лучшая. Может быть, среди шестилетних детей на данный момент, она действительно играет лучше, чем другие. Но очень редко дети приходят учиться в четыре года в музыкальную школу вообще, а на балалайку тем более. Хотя бы потому что трудно найти инструмент подходящий. Не в каждой школе есть вообще нормальная концертная балалайка, уж тем более маленькая.

 - Наверное, после шоу к вам поступило много новых предложений?

 - Все эти предложения мы сами создали. И большая часть из них была до Первого канала. Да и Первый канал был спланированной акцией. Для меня было важно выйти и ярко заявить на всю Россию, что на балалайке могут такие маленькие дети играть. Играть разную музыку — и народную, и джаз. У нас для этого эфира по просьбе продюсеров и сценаристов Первого канала за несколько дней был заготовлен большой репертуар. Несколько очень популярных классических мелодий. На съемках отобрали Summertime Гершвина. Причем, их с Полиной Гагариной сразу поставили в кадр. Никаких репетиций не было.

 - Экспромтом?

 - Одним дублем. Гагариной прислали запись, как Настя играет эту импровизацию вместе с другой вокалисткой. Естественно, она пела свой ритм, это же джазовая пьеса и каждый исполнитель по-своему трактует и импровизирует хотя бы ритмическую сторону, я уже не говорю про мелодию. Естественно, там от оригинала Гершвина мало что остается. И нужно было свести без репетиций сразу на запись с одного дубля маленькую девочку с неизвестной тетей. При том, что ребенок растеряется неминуемо. И надо было сделать так, чтобы это растерянность не была заметна.

 - Судя по той картинке которую мы видели на экране, Настя — спокойный уверенный в себе ребенок, который хорошо понимает, что делает.

 - Те, кто ее знают, видят, что она волнуется. Настя очень переживала. Причем, ее выбивало не то, что надо с Галкиным общаться, а то, что она не знала, как будут обстоять дела с музыкальными номерами. Summertime - очень сложный номер. Для шестилетнего ребенка практически неисполнимый. В таком возрасте дети способны играть то, что выучено хорошо, ориентируясь на определенные вещи, которые им привычны. А когда начинается импровизация, не понятно по чему ориентироваться. Вот здесь весь талант и потребовался, наверное. Талант — это как раз то, что помимо работы преподавателя и родителей может спасти ребенка в таких ситуациях.

- Сейчас к вам потоком пойдут желающие научиться играть на балалайке.

- Я надеюсь, что пойдут не только ко мне. Надеюсь, что пойдут по всей России. Для меня, как преподавателя, исполнителя, дирижера то, что сделала Настя на телевидении — это колоссальный шаг для все народников вообще — в прайм-тайме Первого канала пропаганда народного исполнительства. Показать такого непосредственного открытого ребенка, который при этом еще такие фишки может мочить на балалайке — это очень здорово.  И очень интересный пришел ко мне резонанс. Мне из Казани написал один коллега со словами благодарности, что родители троих его учеников купили детям инструмент. Нормальные балалайки для занятий. Вот это главная цель. Увидев это шоу, я сразу понял, что если ребенок туда попадет обаятельный, симпатичный, талантливый с балалайкой, то это будет такая бомбочка, которая подхлестнет интерес на всю Россию к этому музыкальному русскому народному инструменту, который может очень интересно звучать и очень современно может звучать, совершенно неординарно. Моя задача была такой — чтобы как можно больше детей в следующем сентябре пришли учиться на балалайку. Не ко мне. А вообще.

Екатерина ЖМЫРОВА.

Комментарии — 0

АКТУАЛЬНОЕ

Тамбовская жизнь в cоцсетях