Тамбовский драмтеатр завершил 230-й сезон премьерой «Дон Жуана»

21 июня 2017, 11:25
0
284

И это был совершенно нетрадиционный ход. Обычно сезон завершался спектаклем хорошо знакомым публике и гарантированно успешным. Но в финале нынешнего юбилейного сезона зрителю решили преподнести сюрприз в виде премьеры спектакля по вечной пьесе Мольера «Дон Жуан» в постановке режиссера Андрея Лапикова. Это маститый режиссер в разное время сотрудничал с Тамбовским драматическим театром, ставя в том числе и знаменитый «Тартюф» Мольера, Однако заядлые театралы это помнят, а если не успели увидеть, то знают и потому новую премьеру по Мольеру сопровождал абсолютный аншлаг.

Идут века, а страсти по Мольеру и его «Дон Жуану» не утихают. И потому каждая постановка каждого талантливого режиссера становилась своеобразным вызовом сложившемуся мнению о герое-любовнике, которого нельзя трктовать однозначно. Наверное, в том и талант Мольера-драматурга, что его противоречивый герой — не статичный образ, а харктер в развитии, для которого нет временных границ.

Новая тамбовская премьера Андрея Лапикова не стала исключением. Не зря директор театра Петр Куликов накануне интригующе предупреждал, что это абсолютно авторский спектакль режиссера и своеобразный взгляд на героя-любовника всех времен и народов. И эту свободу3 взгляда лает сам Мольер. Так почему бы не воспользоваться?

На фоне мрачно угрожающих декораций в виде свисающих сверху колонн разыгрывается феерия красок, что мелькают в костюмах персонажей. Красный цвет всех его оттенков, воплощенный в платьях женщин, образующих покоренную Дон Жуаном свиту, создает ауру и праздничную, и тревожную одновременно. А в этой ауре купается ловелас без страха и упрека, каким его делает актер Сергей Ключников. Накануне спектакля Сергей признался, что сыграть образ главного героя-любовника всех времен — это тот Олимп, на который ему, как мужчине, конечно, хотелось бы взобраться.

Однако Дон Жуан в новом спектакле Тамбовского театра — не просто ловелас. Он человек вне закона, цинично отвергающий все условности этого мира, который он считает лицемерным, и потому не собирается его законы уважать.

И в то же время Дон Жуан — не просто циничный коллекционер женских сердец, он любовник от слова «любить». И потому любит каждую из своих мимолетных подруг, стесняясь самому себе в этом признаться. И чего в этом больше, трагедии или счастья, которые стоят любой, даже самой страшной расплаты никто не скажет.

А расплата в облике невидимой подруги с косой как будто постоянно ходит за Дон Жуаном. А он откровенно смеется ей в лицо. И только в глазах иногда мелькает страх, который он тут же заливает или вином или очередной любовью. Этот липкий страх и вызов ему через разгульное отчаяние Сергей Ключников смог передать на грани фола, и потому зритель подсознательно сочувствует его беспутному герою, как бы он не бравировал своим пренебрежением «ко всему святому».

И только его расчетливый и одновременно наивный слуга Сганорель, образ которого воплотил Ян Буй, пытается вразумить, а точнее предупредить своего господина. Не понимая, что чем настойчивее попытки остановить Дон Жуана, тем болше он стремится идти наперекор советам.

Впрочем, финал известен всем. Статуя убитого Дон Жуаном Командора уже сошла с пьедестала и ее шаги слышны сквозь раскаты грома. И Дон Жуан не может не иподать ему руки, понимая что это рукопожатие окажется для него смртельным. Все отомщены, и только бедный Сганорель жалеет, что лишился своего жалованья. Хотя хорошо знает, что лишился он смысла жизни.

Впрочем, в чем он, смысл всей жизни, не скажет ни маститый режиссер, вышедший на финальные аплодисменты в маске и парике Командора, ни даже сам Мольер...

Виталий ПОЛОЗОВ

 

Комментарии — 0

Тамбовская жизнь в cоцсетях