В Тамбове владельцы коммерческих автобусов просят повысить плату за проезд

29 марта 2017, 14:35
0
547

Мысль не новая, но на круглом столе под говорящим названием «Проблемы пассажирского транспорта в городе Тамбове» она прозвучала как абсолютно необходимое условие дальнейшего существование этого транспорта в нашем славном городе. Ни больше ни меньше.

Встреча эта проходила в конференц-зале отеля «Галерея» и была организована Тамбовским региональным общественным фондом содействия бизнесу. Собрались на нее руководители пассажирских автотранспортных предприятий, депутаты городской думы, представители исполнительной власти, экономисты и, конечно, общественники. Но, пожалуй, единственные не посторонние люди, которых в отеле «Галерея» так и не дождались, это представители муниципальных автотранспортных предприятий. Что, однако, не уменьшило накала страстей, которые буквально кипели по этой наболевшей теме.

Капитаны автобусного бизнеса действительно эмоций не скрывали. И аргументы их были просты и в принципе логичны: цены на бензин постоянно растут, как и всевозможные сборы с предпринимателей, а тарифы на перевозку пассажиров уже несколько лет остаются прежними. Дотаций от государства коммерческие перевозчики не получают, а вот сами согласно федеральному законодательству вынуждены платить даже, например, за «уязвимость» автобуса на случай нападения террористов (?!). То есть штрафы у нас московские, а тарифы тамбовские.

Эту точку зрения разделил и сам президент регионального общественного фонда содействия бизнесу Виталий Вутнанс. По его мнению, предприниматели-транспортники балансируют на грани выживания, при этом закрывая 80 процентов потребности населения Тамбова в перевозках. И если тариф не будет экономически обоснованным, то это грозит городу реальным транспортным коллапсом. Рано или поздно, но это произойдет, и тогда уже точно будет поздно.

Однако, на то он и круглый стол, что здесь шел обмен мнениями и выступающие озвучивали свои аргументы, не претендуя на истину в последней инстанции. Так что возражения экономистов на предложение о спасении пассажирского автотранспорта простым повышением тарифов не заставили себя ждать. Потому что повышение тарифов в условиях общего падения жизненного уровня населения может не дать ожидаемого прибавления выручки для автопредпринимателей. Люди просто начнут экономить на поездках, предпочитая на короткие расстояния ходить пешком. И это не просто предположение, а результат уже апробированного опыта других городов (Москва с ее шкалой доходов не в счет).

К тому же у горожан к коммерческим перевозчикам тоже есть свои претензии. И касаются они в первую очередь графиков движения: долгие «отстои» автобусов на остановках, особенно на центральной магистрали города улице Советской, и создание таким образом искусственных пробок, уже притчей во языцех стало и горожан просто достало. В ответ на резонный вопрос «Чего стоим, кого ждем?» водители ссылаются на «медленные графики», хотя в управлении пассажирских перевозок заверяют, что графики составляются из вполне конкретного расчета - автобус на остановках не должен простаивать, а высадив и забрав пассажиров сразу трогаться по маршруту. Стало быть, дело не в графиках, а в их соблюдении? Или все-таки графики надо скорректировать? Вопросов немало, не говоря уже о состоянии самих автобусов и, в частности, об «отоплении» их салонов в летнюю жару и порой чадящих двигателях.

Представители автотранспортных предприятий сетовали на некачественное топливо, нехватку средств и приводили убийственный аргумент, что в то время как государство поддерживает муниципальный транспорт дотациями, коммерческий вынужден выкручиваться сам. А откуда взять деньги на ремонт и обновление парка, если их сейчас еле хватает чтобы сводить концы с концами?

Тем не менее председатель комитета по бюджету областн6ой думы Павел Плотников считает, что стремление считать общественный транспорт изначально убыточным неверно. По его мнению, надо лишь рационально использовать средства, в том числе в городском бюджете. Например, немалые деньги, идущие на закупку новых газомоторных автобусов, можно было бы потратить на модернизацию электроподстанций и троллейбусной контактной сети. С свою очередь сама закупка в лизинг газомоторных автобусов в конечном счете влетает в очень немалую «копеечку» - автобус, который стоит восемь-девять миллионов рублей в результате обходится почти в четырнадцать. Оправдана ли такая замена уже существующего электротранспорта в общей сумме расходов? Особенно учитывая, что город платит за покупку новых автобусов даже в рамках федеральной госпрограммы 25 процентов стоимости и еще столько же вкладывает областной бюджет.

К тому же расчет стоимости перевозок и принцип выплаты дотаций тоже нуждаются в пересмотре. Например, столичный опыт показал, что лучшим стимулом хорошей работы общественного транспорта является единственный критерий оплаты перевозчика - это неукоснительное соблюдение графика. Не количество перевезенных пассажиров, а именно соблюдение графика. Отслеживать это позволяет и современная техника, и организационные структуры, которые в Тамбове имеются. Но сейчас центральная городская диспетчерская, с успехом отслеживающая движение каждого автобуса и троллейбуса на маршрутах и фиксирующая все нарушения графиков, никак не может реально воздействовать на их соблюдение. Разве что сообщить о нарушении руководству транспортных предприятий, где водителя, возможно, слегка пожурят.

Весьма рациональный выход из положения предложил представитель администрации города Котовска. Как бы то ни было, но очередное повышение тарифа на один-два рубля проблему не решит, а больше повышать уже невозможно — доходы населения не позволяют. Но у каждого перевозчика свой экономически обоснованный тариф, как у тех же операторов мобильной связи. И потребитель выбирает тот, который ему выгоден. Так почему же мы не используем в системе общественного транспорта нерегулируемый тариф? Закон это позволяет, а пассажир пусть выбирает, что в свою очередь создаст здоровую конкуренцию среди перевозчиков. Надо лишь принять продуманное решение на уровне власти.

Понятно, что эпохальные решения на подобных круглых столах не принимаются. Это лишь информация к размышлению, но очень серьезная информация, требующая реакции. Президент регионального общественного фонда содействия бизнесу Виталий Вутнанс пообещал участникам встречи довести все предложения до органов власти и сделать это как можно быстрее5. Ведь в данной ситуации поговорка «время — деньги» применима в самом прямом смысле.

Виталий ПОЛОЗОВ

Фото автора

Комментарии — 0

Тамбовская жизнь в cоцсетях