«Восьмидесятые», «Паутина», «Знаки судьбы»…

Эти и множество других сериалов и фильмов снял наш земляк Игорь Бучнев. Любой режиссёр, приступая к фильму, понимает, что успех кинопроекта зависит не только от его задумок, но и от того, как их на плёнке воплотит оператор. Любой киноактёр подтвердит, что его персонаж станет куда значительней, если оператор выберет для него выигрышный ракурс…

Друг известного российского оператора Игоря Бучнева — сценарист и режиссёр Вячеслав Рогожкин убеждён: «Мы видим кино глазами оператора. От связки режиссёр-оператор в кино зависит если не всё, то многое. Игорь Бучнев — думающий оператор. Он всегда предлагает режиссёру разные варианты решения визуальной задачи, и это ценное качество! К тому же Игорь никогда не останавливается на достигнутом в профессии, он всегда чему-то учится».

ВСТРЕЧА В ТАМБОВЕ
Недавний гость очередного заседания клуба духовного кино кинооператор Игорь Бучнев ненадолго приехал в родной Тамбов, чтобы навестить близких, и руководитель клуба Валерий Сытник пригласил московского гостя на встречу с земляками. Публика в кинозале «На Степана Разина» собралась разновозрастная. Игорю было приятно, что рядом со старшим поколением любителей кино была и молодёжь.

Эти ребята не без удивления открыли для себя, что выступающий перед ними маститый оператор, имеющий в творческом багаже два десятка фильмов и сериалов, начинал свой путь в профессию с техучилища, где получил специальность механика по обслуживанию бытовой телерадиоаппаратуры. И дальнейшее общение проходило уже в атмосфере полного доверия. Игорь демонстрировал ролики к своим сериалам и кинолентам, рассказывал, как пришёл в профессию.

НЕ СЛУЧАЙНОСТЬ
Выбор профессии для Игоря не был случайностью. Уже в раннем возрасте он не расставался с фотоаппаратом, собрал интересующихся фотографией пацанов и организовал в школе фотокружок. Был в биографии Бучнева и ещё один показательный факт. Однажды он сам себя назначил… киномехаником. Как-то раз педагог, который в школе отвечал за показ фильмов, не вышел на работу. И Игорь вызвался его заменить.

Он пошёл в кинопрокат и заявил его сотрудникам, что хочет показывать в школе кино. Поступок подростка немало удивил, но отказывать ему не стали. И для пробы дали бобину с каким-то незначительным фильмом. В школе Игоря стоял кинопроектор «Украина», который подросток быстро освоил. Показал фильм, вернул бобину, и в кинопрокате к Игорю стали относиться серьёзно. Он получал в неделю по 5—7 фильмов, показывал их в школе.

МАГИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Игорь Бучнев обладает ценным качеством — он не устаёт учиться. Игорь признаётся: «Всегда чувствуешь себя недостаточно образованным, компетентным. Всегда хочется достигнуть более высокой планки. И прекрасно, что моя работа позволяет это делать постоянно. Вот такая бесконечная учёба». В юности, чтобы лучше освоить телеаппаратуру, запросто читать схемы, Игорь поступил в техучилище и получил специальность телемеханика. Позже, уже работая в телекомпании, окончил ТГТУ.

О том, как Игорь Бучнев оказался на телевидении, на встрече в клубе рассказал один из основателей тамбовской телекомпании «Март» Сергей Фролов: «В начале 90-х в Октябрьском районе работал замечательный радиоузел. На его базе и возникла телекомпания «Март». Первое тамбовское телевидение родилось в марте. Отсюда и название. На радиоузле работала группа совершенно бесшабашных людей, начиная с главного инженера Александра Агукина.

Основная задача конторы — чисто техническая работа, прийти, подключить кабель и так далее. Телевизионную тарелку, первую в Тамбове, мы закрепили на здании Октябрьского райкома. А база находилась в подвале. Там был архив, и нам очистили одну комнату. Вот там мы и творили. Всё делали вручную. Потом пришёл Толя Григорьев. Так у нас появилась своя камера».

Сергей Фролов хорошо помнит, как чуть позже к ним пришёл Игорь Бучнев: «Входит в контору парень, в руке — отвёртка с жёлтой ручкой и говорит: я хочу на телевидении работать. Спрашиваю: а ты кто? Он отвечает: мастер, умею чинить телевизоры, читаю схемы. Мне так парень понравился, что мы сразу его приняли в компанию. Игорь попробовал камеру. С этого момента он влюбился в операторское дело. И камера его полюбила».

Из «Марта» потом выросла телекомпания «Полис». А затем Бучнев и Фролов перешли в ГТРК. Снимали много и интересно. Фролов был создателем авторских телепередач, а Бучнев — их оператором. «Тогда на тамбовском телевидении я получил бесценный опыт, — говорит Игорь. — Под руководством Владимира Пенькова у нас была настоящая телевизионная творческая лаборатория. Каждый делал по нескольку авторских передач. У меня, к примеру, их было семь».

НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ
И всё же желание постижения нового толкнуло Игоря на новый путь. Он решил отправиться в Москву и попробовать себя на центральных каналах. Работал на Первом и канале «Россия». Любимой передачей был «Сельский час» или, как он тогда назывался, «Крестьянские ведомости». «Три года я ей отдал, — вспоминает Игорь. — Это было место, где я по-настоящему почувствовал, что моя работа нужна. Но передачу закрыли. И в 1999 году я попал в кино. Телевидение и кинематограф — немножко разные вещи. Поэтому пришлось вновь идти в подмастерья».

Начинал Игорь с ассистента оператора, механика камеры. Пять лет работал в таком режиме. Но в кинематографе Бучнев встретился с очень хорошим учителем Григорием Беленьким. Это оператор-постановщик, известный по фильмам «Человек с бульвара Капуцинов», «Хочу в тюрьму», «Будьте моим мужем», «Беспредел».

Фильм «Беспредел» Игорь посмотрел в 1989 году в Тамбове. Картина очень понравилась. Особенно он отметил операторскую работу. Она для того времени была очень необычной. Но тогда Игорь и предположить не мог, что станет учеником этого известнейшего оператора.

Первую самостоятельною операторскую работу в кинематографе Бучнев получил в Тамбове. Игорь рассказывает: «В 2005 году я понял, что готов взять камеру и снимать кино самостоятельно. Поначалу, не скрою, было страшно. Но друзья Слава Рогожкин, Серёжа Полянский, как говорится, подобрали, подбодрили и пригласили снимать сериал «Парижане». Они вселили уверенность, сказали: не волнуйся, у нас две трети съёмочной группы — дебютанты.

Работа действительно оказалась захватывающей. В съёмках, которые проходили в Тулиновке, участвовали французский комик Пьер Ришар, известные российские актёры. Московский «Спартак» играл с местной командой по уши в грязи. Представляете, на футбольное поле привезли 30 КамАЗов грязи. А в финале на центральной площади мы открыли Эйфелеву башню. Словом, кино получилось».

К сожалению, у сериала «Парижане» оказалась не очень счастливая прокатная судьба. Но в этом, как говорится, вина не съёмочной команды, а продюсеров, которые что-то между собой не поделили. А как стартовая площадка сериал многим членам съёмочной группы принёс удачу. Игорь Бучнев с тех пор снимает по два-три фильма или сериала в год.

ГЛАВНОЕ — ПОНИМАНИЕ
Практически все свои работы Игорь Бучнев вспоминает с теплотой. Для любого оператора главное — это отношения, которые складываются между ним и режиссёром на площадке. «Есть такое понятие, — говорит Игорь, — что режиссёр и оператор — это как самые близкие родственники, в творческом смысле семья. Я несколько картин снял с Филиппом Коршуновым. Мы с ним дружим семьями. Наши жёны и дети дружат. Абы с кем-то не сработается. Конечно, могут люди терпеть друг друга. В производственном процессе приходится притираться. Но после люди разбегаются. У меня была такая история, что-то не пошло у нас с режиссёром. Остались неприятные воспоминания. Но если режиссёр и оператор сработались, тем более подружились, то они идут по жизни очень долго и плодотворно.

После «Парижан» Игорь Бучнев вновь стал работать в Москве. В 2008 году его пригласили в комедийный сериал «220 вольт любви». А затем началась череда детективных сериалов: «Знаки судьбы», «УГРО», несколько сезонов «Паутины» и многие другие. «Со съёмочной группой «Паутины» мне работалось комфортно, — рассказывает Игорь. — Миша Галин — режиссёр хороший. Он планирует и дальше снимать, но у меня силы кончились на 10-м сезоне. Сериалы — это прекрасно. Но мечта каждого оператора — полный метр. Это приобщение к настоящему кинематографу. Помню, как я устал от всех этих погонь и драк, сижу и думаю: хочется комедии. И в тот же день раздаётся звонок. Звонит режиссёр Филипп Коршунов, с которым мы потом подружились. И предлагает работу в полнометражной комедии «Полное превращение». С тех пор мы с ним активно работаем».

Творческий тандем Коршунов-Бучнев снял такие известные сериалы, как пятый сезон «Восьмидесятых», по два сезона «Чисто московских убийств» и «Моей любимой свекрови». В клубе Игорь показал фильм о фильме, о том, как снималась в Крыму «Моя любимая свекровь-2». Публика была потрясена, увидев на экране Игоря Бучнева в фантастическом облачении. Оказывается, в маленьком дворике, где не установить рельсы под кинокамеру, чтобы снять действие с разных ракурсов, оператору приходилось носить 15—17 кг аппаратуры на себе. И это в 30-градусную жару, 12 часов за смену. После таких кадров, благодаря за встречу, собравшиеся одарили Игоря Бучнева аплодисментами.

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*