Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Статьи / Экономика

Изменение городского облика за сто лет на одной открытке

Экономика
Фото: Фото из личного архива Сергея Рудакова

В Тамбовской области, насколько известно, Прокудин-Горский снимков не делал, однако и у нас появился проект, призванный в одном кадре совместить прошлое и настоящее областного центра. Его воплотили фотограф Сергей Рудаков и коллекционер Дмитрий Гнатюк. У Рудакова к этому моменту вышло уже около десятка наборов открыток современного Тамбова. У Гнатюка набралась коллекция из 600 оригинальных дореволюционных изображений областного центра на открытках столетней давности. Родилась идея показать как город изменился за век.
В результате получилось два набора открыток «Тамбов из века в век» по 15 фотографий в каждом, плюс фото обложек. Проект уникален, тем, что на оборотной стороне открытки есть здание в современном виде и здание, каким оно было сто лет назад.
- Я фотографировал виды Тамбова столетней давности на мобильный телефон, перемещался по городу, искал ракурсы, - рассказывает фотограф Сергей Рудаков. - В серии открыток используется несколько моих кадров прошлых лет, которые ранее нигде не публиковались. Дело в том, что некоторые объекты были закрыты деревьями так, что этот ракурс вообще невозможно повторить. Вид на Покровскую церковь, например, тем интересен тем, что слева стояло еще здание, если со стороны реки смотреть. Я пытаюсь повторить — за мной дерево, масштаб не тот, ракурс не тот. В итоге нашли мою же фотографию, снятую два года назад в апреле, когда не было листвы, потому как деревья были опилены и была убрана территория берега вокруг канала Цны — вид открылся.
- Я к проекту активно подключился на последнем этапе, а до этого был больше критиком. У меня было несколько сомнений, - делится коллекционер Дмитрий Гнатюк. - Главное мое сомнение было в чем: когда мы смотрим на дореволюционную открытку — это же не просто фотография, сегодня, к сожалению, таких фотографов либо по пальцам пересчитать, либо не осталось. Это беда наша — если ты купил фотоаппарат, ты уже фотограф. За тебя сделает техника 90 процентов, тебе останется выбрать кадр. Тем более, что хорошая техника стала доступна. Так вот, дореволюционная открытка — это мало того, что работа фотографа, так это еще и работа художника. Причем не современного дизайнера, а классического художника, который сидел и дорисовывал. Это касается именно открытки, которая, конечно, является фотографией, но выпущенной большим тиражом, потому она до нас дошла. Хотелось, чтобы современное изображение оказалось не хуже, чем столетней давности. И мне кажется это получилось.
Особую роль в проекте сыграла дизайнер Оксана Бажанова. Она больше года работала над первым томом проекта искусствоведа Марины Климковой и коллекционера Дмитрия Гнатюка «Тамбовская губерния на дореволюционных открытках» и была очень сильно вовлечена в тему. Именно Оксане удалось очень тонко совместить фотографии, так, чтобы столетнее изображение плавно переходило в современное.
Одна обложка чего стоит, на которой мы видим в реке отражение привычной нам тамбовской колокольни Казанского Богородичного мужского монастыря, отстроенной к 2014 году. Поднимая взгляд на берег, неожиданно видим ту искомую дореволюционную колокольню, которая была взорвана в 30-ые годы прошлого века. На изображении Госбанка в одном кадре лошадь противопоставляется автомобилю. На дореволюционном изображении видны этапы строительства здания Крестьянского и дворянского поземельного банка (Интернациональная 33), но вот — черно-белое изображение тает, перед нами возникает только что отштукатуренное современное здание главного корпуса ТГУ имени Державина.
К этому проекту подключилась старший научный сотрудник, искусствовед Тамбовской картинной галереи Екатерина Саляхова. Она написала предисловие к наборам открыток. Андрей Гнатюк консультировал по многим вопросам, Татьяна Гнатюк писала тексты. Что же касается авторов дореволюционных видовых открыток, то история сохранила имена лишь единиц.
- Можно назвать автора вот этого печатного продукта, - задается вопросом Дмитрий Гнатюк, - наверное нет. Есть типография, есть фотограф, есть дизайнер. Хотя мы понимаем, чьи фотографии использовались, мы знаем кто автор текста, кто дизайнер, автор — коллектив. Как было до революции? В 1895 году была отменена госмонополия на открытые письма. И здесь начался золотой век открытки, разрешили печатать всем. У нас было несколько издателей открыток в Тамбове, - это Зотов, Москалев. Но они не были фотографами, у Зотова своей типографии не было, у Москалева была, но печатали скорее всего за границей. Вот такая история. Мы знаем двух-трех авторов, на единицах авторство подписано.
- И, если вернуться к моим переживаниям по поводу этого проекта, - продолжает коллекционер Дмитрий Гнатюк, - еще одно сомнение было. Оно не касается мастерства фотографа, не касается мастерства дизайнера, не касается работы коллектива. Всем понятно, что мы любим город, в котором живем. Причем, на самом деле мы любим сегодняшний город и не хотим, чтобы он менялся. А сомнение в чем было, пусть нам стыдно будет, когда мы смотрим, например, на Набережную и видим, что старое лучше, чем новое.
- Некоторые здания потеряли свою красоту, самобытность. Приходят на память Музыкальное училище (ныне ТГМПИ им. С. В. Рахманинова), вокзал. Наверное время выхолостило какие-то декоративные элементы зданий, особенности, изюминки. Я город снимаю давно. Уже есть домишки и дома, которые исчезли, - сетует Сергей Рудаков.
Авторы идеи наглядного сравнения современного и дореволюционного Тамбова надеются, что проект будет носить не только познавательную функцию, но и позволит в очередной раз задуматься о сохранении наследия.
- Я считаю что нам, Тамбову нужна концепция того что мы сохраняем и как сохраняем, - говорит Дмитрий Гнатюк. - Понятно, у нас есть памятники, которые признаны памятниками по закону, которые мы должны сохранять, так как это предполагает закон. Но у нас есть еще множество зданий, которые с одной стороны, заслуживают того, чтобы быть памятниками, с другой стороны, как только мы вешаем на них обременение того, что они памятники, мы утыкаемся в то, что их нормально отремонтировать нельзя. Вернее можно, но очень дорого и не всегда целесообразно. Стоит какой-нибудь дом, который стоит только номинально, а как только дверь откроешь, он рухнет. И таки у нас довольно много. Собственно говоря, тот же дом тамбовского головы Ивана Потапова, он ровно в таком состоянии. По закону мы его должны сохранить из этого же кирпича, а его ставили на охрану не потому, что там редкий кирпич, не потому что там Потапов, а его ставили на охрану, как дом рядовой застройки — главная цель — сохранить улицу. И вот копию его (внешний вид не изменится) можно построить относительно быстро, дешево и улицу он точно сохранит. Принято считать, что копия — это плохо, но есть Пушкинский музей (Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), где хранятся замечательные копии античных скульптур, куда ходят учиться будущие художники, скульпторы. И нужно, чтобы все, кто занимается сохранением культурного наследия в регионе: и Госорган, и градозащитники, и участники регионального отделения вновь созданного Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры понимали, что мы занимаемся одним делом, есть направление, в котором мы идем все вместе. Мы знаем, что мы будем сохранять и как будем сохранять.
Задуматься над этими вопросами у широкой публики появится возможность на презентации двух наборов открыток. Она состоится 6 октября в актовом зале Тамбовской областной универсальной библиотеки им. А.С. Пушкина в 15.00. Здесь же Сергей Рудаков презентует свой очередной фотоальбом "Тамбовщина прекрасная".
Авторы: