Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Статьи / Общество

Олег Фомин: «тамбовский волк» с реальными волками

Общество
Фото:

Олег Фомин

О любимых ролях

В фильме времён перестройки «Меня зовут Арлекино» начинающий актёр сыграл лидера уличной группировки, называющей себя «волками». «Да, тамбовский волк мне товарищ!» — посмеиваясь, всегда подтверждает Фомин, выходец из Тамбова. Когда же журналисты спрашивают его, какая роль ближе, он неизменно отвечает: из театральных — Калигула, в кино — охотник Егор в «Весьегонской волчице».
«При подготовке к съёмкам этого фильма я много работал с волками, — вспоминает Фомин. — Приезжая в стаю, оставлял за спиной всё, что делал в миру: забывал, как выпивать, курить, врать, бояться… То, что ты чувствуешь, чувствует и волк. Чтобы зверь тебе поверил, надо отринуть всё человеческое. И когда я возвращался в Москву, уже не мог общаться с людьми как прежде… С четырёх месяцев до года я безвылазно растил волчат на подмосковной базе в Петушках. Полгода был частью стаи.
Соприкосновение с волками многому научило артиста. Эти животные по-настоящему, всерьёз стали близкими ему по духу существами. Иначе достоверно сыграть потомственного охотника Егора, живущего в гармонии с окружающим миром, было бы невозможно. Любопытно, что судьба через два года свела Олега с одним из этих хищников на съёмках фильма «Молодой Волкодав», и тот под удивлённые возгласы группы, узнав актёра, лизнул ему руку. Для Фомина жить в волчьей стае оказалось гораздо легче, чем с людьми. Ведь характеристики этих серых бойцов так схожи с его качествами. Он такой же, как и они: дерзкий, ловкий, упорный, обладающий незаурядным интеллектом.

Народный без званий

Имя нашего земляка действительно хорошо известно и профессионалам-кинематографистам, и многомиллионной аудитории российских зрителей. За плечами актёра Олега Фомина более 50 кинематографических ролей и ещё несколько десятков ролей, сыгранных на театральных подмостках. Как режиссёр он снял 25 фильмов и сериалов, продюсировал одну киноленту. Фомин воистину народный артист. Но при этом официальное российское кинематографическое сообщество не представило Фомина ни к одному званию. Поэтому Олег, имеющий немало наград на различных кинофестивалях, даже не заслуженный артист России. Что вовсе не умаляет достоинств этого прекрасного актёра и режиссёра.
Олег уже в юности обладал такими необходимыми для актёрской профессии качествами, как амбициозность и целеустремлённость. Ибо желание представлять, работать перед публикой у него появилось в школьные годы. Олег родился в Тамбове в интеллигентной семье. Родители — Борис Павлович и Виктория Петровна — по профессии были технарями, но с творческими устремлениями. Они всячески развивали таланты сына, приучали к хорошей литературе, поощряли занятия спортом. Взрывному мальчишке надо было куда-то выплёскивать чрезмерный запас энергии. Фомин даже получил второй разряд по боксу. С ранних лет Олег выступал на сцене родной 12-й школы. А убедившись, что без сцены жить не сможет, по окончании учёбы уехал покорять столицу.
Олег Фомин
Надо сказать, что талантливого абитуриента высоко оценили приёмные комиссии всех московских театральных вузов. Олегу оставалось только выбрать, в каком из них учиться. И он остановился на Высшем театральном училище имени М. С. Щепкина, так как там набирал курс великий актёр Малого театра (кстати, тоже наш земляк, возможно, и этот факт повлиял на Олега) Николай Анненков. Фомин попал в группу народного артиста СССР
Юрия Соломина. Мэтры Малого очень многому научили Фомина: «Мой учитель Николай Александрович Анненков, когда ему было 85 лет, сказал: «Я только сейчас понял, как нужно играть. Тебе для этого не потребуется столько времени, сколько мне, — возьми то, что я знаю, и иди дальше. Запомни главное — никакого «образа», который ты должен создать. Есть ты, и есть поступки, которые тебе нужно совершить в предлагаемых обстоятельствах».
«А откуда брать, если не из себя? — продолжает Фомин. — Даже когда играешь что-то совсем невозможное в жизни — всё равно достаёшь откуда-то изнутри. Я очень давно понял, что, помимо профессии, нужно заниматься собой. Делать себя. Насколько ты интересен на сцене и на экране, зависит от того, какие поступки ты совершил в жизни».
Получив диплом, Фомин отправился в Ригу, где ему предложили работу в русско-латвийском Театре юного зрителя, которым в ту пору руководил известный режиссёр Адольф Шапиро. За первые же полгода в ТЮЗе Олег получил восемь главных ролей, а чуть позже в его багаже их стало вдвое больше. Приходилось в месяц играть до 28 спектаклей. Но это была пора юности, огромной энергии и желания работать и работать. Впрочем, таким Олег остаётся до сих пор. Немало тонкостей актёрского мастерства Фомин постиг, общаясь с великим режиссёром Анатолием Васильевым, который был приглашён в Рижский ТЮЗ ставить спектакль.

Путь в кинематограф

С кинематографом актёр соприкоснулся впервые в 1980 году — снялся в картине «Серебряные озёра». Но потребовалось ещё восемь лет, чтобы зритель его по-настоящему узнал и полюбил. Слава пришла после фильма «Меня зовут Арлекино», поставленного в 1988 году по нашумевшей повести Юрия Щекочихина «Ловушка 46, рост 2». С Юрием Олега познакомил Шапиро, когда однажды они встретились на вокзале города Бреста. В разговоре Фомина с журналистом случайно выяснилось, что произведение Щекочихина, детские годы которого тоже прошли на Тамбовщине, основано на реальных событиях,
случившихся в Тамбове. Кстати, Олег Фомин не только знал, но и как-то подрался с прототипом своего экранного героя из-за девушки.
Режиссёр фильма Валерий Рыбарёв увидел в этом знак судьбы и ещё раз убедился в правильности своего выбора молодого артиста на эту роль. Олегу же он сказал: «Как чувствуешь, так и играй». Фомин сам выстраивал роль, ведь за плечами к этому времени была уже хорошая театральная школа.
Год картину не решались выпустить в прокат. Но когда она попала на экраны страны, успех был оглушительным. Фильм посмотрели 45 миллионов зрителей. Но звёздная болезнь не сразила Фомина. Он, работая в Риге, просто не знал о масштабе своей славы. Никто из наших журналистов не потрудился разыскать новую кинозвезду. Никто с киностудии «Беларусьфильм» не пересылал мешки с письмами поклонников. Почту просто сжигали. Зато письма к Фомину приходили из-за рубежа, поскольку кинокомпания «20th Century Fox», купив картину, прокатала её по всему миру. Иностранным журналистам почему-то оказалось проще узнать, в каком театре работает Фомин. В России же Олег понял, что такое слава, только пять лет спустя, когда, приехав в Москву, попал на «Авторское телевидение» и дал своё первое интервью столичным журналистам.
Успешная работа в рижском театре оборвалась внезапно. Постоянный зритель ТЮЗа Раймонд Паулс, став министром культуры Латвии, в 1990 году закрыл театр. Артисты оказались без работы и прописки. Фомину пришлось вернуться в Тамбов и поселиться у родителей. Надо было обдумать: где и как начинать жизнь заново?

Фомин и его женщины

Женат Олег был несколько раз. Первой супругой Фомина стала Алиса — художник по костюмам Рижского театра.
«С Алисой мы встречались три года, потом расписались и прожили ещё четыре. Отношения себя изжили», — вспоминает актёр.
После развода она работала у Фомина по своей специальности. Далее последовал бурный роман с актрисой Верой Сотниковой, с которой он познакомился на фестивале в Смоленске.
«Встречались у неё в коммуналке, где она жила с ребёнком. Но актёр и актриса — это всегда сложно, — убеждён Олег. — У каждого творческий багаж за плечами. Мы с Верой были нужны друг другу только на время. Потом каждый пошёл своей дорогой. А за расставание мы с Сотниковой выпили бутылку шампанского!»
Вторая жена — Алёна. У пары родился сын Данила. После развода Фомин оставил жене и сыну квартиру. Олег помогал в воспитании Данилы, мальчик часто бывал у отца на съёмках. От второй жены актёр ушёл к актрисе Марии Балым, которой на момент начала их романа исполнилось 17 лет. Фомин же был на 26 лет старше её. Однако и этот брак распался. Четвёртой женой стала телеведущая из Запорожья Татьяна. Актёр женился на ней в возрасте 52 лет. Он почти вдвое старше её.

Актёрство плюс режиссура

Несмотря на сложные 90-е, Олег не оставался без работы. Он активно снимался в боевиках («Фанат-2», «Дрянь», «Стервятники на дорогах»). Но Фомину захотелось самому встать по другую сторону кинокамеры. И он отправился в столицу. Первые шаги в режиссуре проходили в обстановке развала советского кинематографа, кризиса власти и экономики, безденежья. И всё-таки Олегу удалось снять симпатичный лирический фильм «Милый Эп», который в ту пору не мог иметь проката, как и следующие картины «Время нашей жизни» с изумительным актёром Юри Ярветом и мистический триллер «Мытарь» по сценарию начинающего карьеру в кино Ивана Охлобыстина. Но тамбовчанам эти фильмы посмотреть удалось. Пока был жив отец, Олег довольно часто приезжал в Тамбов.
В сентябре 1992 года он привёз «Время нашей жизни». Премьера фильма состоялась в кинотеатре «Спутник» и в ДК «Юбилейный» (там, где в юности выступал на любительской сцене школьник Олег Фомин). Позже одними из первых горожане увидели и «Мытаря», который показали в кинотеатре «Родина». После кончины Бориса Павловича Олег забрал маму в Москву и в родном городе пока не появлялся.
Всенародная слава к режиссёру Фомину пришла после сериала «Next» и его продолжений. Телезрители на «ура» приняли ироничную историю про вора в законе, которого великолепно сыграл Александр Абдулов. А критики восторженно заговорили о Фомине после лихой комедии «День выборов». Этот фильм до сих пор считается лучшим из современных картин, сделанных в жанре сатиры, густо замешанной на буффонаде. Кстати, в современном российском кино жанр «реалистической буффонады», как назвали его специалисты, и начался с Фомина.
Олег Фомин имеет каждый год весьма плотный съёмочный график. Помимо «Next», были сняты фильмы «Фаталисты», «Господа офицеры», «Афганский призрак»; сериалы «КГБ в смокинге», «Отдел С.С.С.Р.», «Ледников» и другие. Но даже при таком насыщенном графике он не забывает о первой профессии. Любит сняться в главной роли в своих фильмах, так как считает, что с самим собой легче договориться. Продолжает много работать в кино у других режиссёров и играет в театре.
«Сейчас появился театр, который спасает, — утверждает Фомин. — Ты получаешь какую-то отдачу от зрителя. Многие актёры ушли в театр, потому что не всё решают деньги. А театр — это пахота, это работа. Каждый день репетиции, спектакли, выезды, гастроли».
Сюжеты: Знай наших
Авторы: