Умеренный романтик из Тамбова

Именно так сегодня называет себя народный артист России Анатолий Лобоцкий. Когда журналисты упрекают его в том, что он задушил свою романтичность, он отвечает: «Ничего подобного. Та доля романтизма, которая во мне была, видимо с возрастом потихоньку угасла. Каждый человек набирается жизненного опыта, видит, слышит и чувствует, что происходит вокруг (а актёр особенно чутко), и чем дольше он этим занимается, тем меньше у него поводов остаться романтиком. Мировоззрение моё давно сложилось. Я только впитываю информацию, фильтрую её, оставляя себе то, во что я могу поверить, во что мне поверить интересно. Нет, я не закостенел». И это действительно так. Иначе Лобоцкий так талантливо и трепетно не играл бы свои роли, и не был бы так востребован и театром, и кинематографом.

С юбилеем

14 января 2019 года Анатолий разменял шестой десяток. Хотя по его внешности этого не определить. Он по-прежнему хорош собой, не растерял мужского обаяния и шарма, элегантен, подтянут. «Я обязан следить за собой, потому что моя внешность – это моя профессия и мой заработок. Но я не фанат сохранения молодости – SPA-салоны и фитнес-клубы не посещаю». Фитнес-клуб Лобоцкому заменяет работа. Это и передвижение на различные дистанции, и полная самоотдача и на съёмочной площадке и сцене. Анатолий порой может сниматься сразу в трёх фильмах, разрываясь между городами. А при этом он ещё и занят в спектаклях родного Московского театра им. Маяковского, в котором служит несколько десятилетий. За плечами актёра более тридцати разноплановых ролей в театре и свыше 80 ролей в кино. Хотя пришёл в кинематограф Анатолий Лобоцкий довольно поздно, в сорок лет.

Впрочем, и к своей профессии Лобоцкий подходил постепенно. Родился Анатолий в Тамбове. Его родители — люди в городе знаменитые. Заслуженный работник культуры РФ Анатолий Наполеонович Лобоцкий — профессиональный журналист, а сегодня, находясь на пенсии, пишет и издаёт книги. Заслуженный работник культуры РФ Элеонора Стефановна Лобоцкая, которая, к сожалению, уже покинула этот мир, – трудовую жизнь посвятила Пушкинской библиотеке, пройдя путь от рядового сотрудника абонемента до заместителя директора. Двоих сыновей – Юру и Толю — они воспитывали в строгости, любви к книгам и здоровому образу жизни. Все вместе они зимой катались на лыжах, коньках, летом выезжали на природу. Вот откуда у Анатолия страсть к рыбалке. Он и сегодня мечтает урвать хотя бы недельку, уехать в Тамбов, очутиться наедине с природой, на берегу Цны с удочкой в руках.

Совсем не паинька

Журналисты частенько, рассказывая о детстве Анатолия Лобоцкого, называют его «книжным мальчиком», ибо его семья всегда жила среди книг. Это определение относится к интеллигентным, но довольно слабым физически и робким детям. Толя действительно был очень начитанным, но отнюдь не домашним мальчиком. В его бурном детстве было всё: и футбол, и драки, и поздние возвращения домой, за которые он сурово наказывался отцом. Учился Анатолий хорошо. В школе увлекался литературой, историей, географией. Окончил детскую художественную школу. В изобразительном искусстве подавал надежды. И мама мечтала его увидеть студентом Строгановки. Но вопреки этому Анатолий поступил на режиссёрский факультет Тамбовского филиала Московского института культуры.

А так как на факультете много внимания уделяли актёрскому мастерству, то юноша во время занятий понял, а затем и укрепился в мысли, что дальнейшую судьбу ему надо связывать с профессией актёра. «Это было серьёзное обучение, — вспоминает Анатолий. – У меня первая специальность – режиссёр народного театра, но преподавали у нас ученики Завадского, Эфроса, Царёва. В Тамбове были подвижники, которые давали если не школу, то очень неплохой подготовительный класс. И без этого я бы даже не подумал поступать в ГИТИС».

Через тернии

В ГИТИС он подал заявление втайне от родителей. Ездил якобы к другу в Касимов, а оттуда отправлялся в Москву, в театральный институт. Стать студентом ГИТИСа удалось со второго раза. Помогли характерные Анатолию упрямство и самостоятельность в выборе решения. Эти черты даже сказались в его желании всегда быть и финансово независимым от родителей. Поэтому Анатолий рано начал работать: «Я с двенадцати лет разгружал вагоны. На эти деньги потом ездил отдыхать с друзьями, ловить рыбу. В те годы у меня было несколько работ одновременно: писал лозунги и афиши для Дома культуры, был дворником в Пушкинской библиотеке. А во время учёбы в ГИТИСе работал плотником и вёл театральный кружок на главпочтамте».

Подрабатывать приходилось и в студенческие годы в Тамбове, так как надо было содержать семью. Анатолий женился на своей однокурснице Наде Смирновой и у них родился сын Станислав. Сегодня Стасу уже под сорок и вместе с супругой он воспитывает внука Анатолия Лобоцкого – Мишу. Студенческий брак самого Лобоцкого оказался непрочным, через несколько лет Анатолий и Надежда разошлись. Лобоцкий полностью погрузился в учёбу в столице. Требования у мастера-педагога оказались жёсткими. Но тут можно было стерпеть всё, потому что учителем Лобоцкого стал великий режиссёр Андрей Гончаров. После окончания ГИТИСа он-то и взял Анатолия в свой театр.

И в театре

А Театр им. Маяковского к тому времени был уже славен не только режиссёром, но и звёздным актёрским составом. Андрей Александрович ввёл Лобоцкого сразу на роль Сергея в знаменитом спектакле «Леди Макбет Мценского уезда». Партнёршей Анатолия в нём была Наталия Гундарева. Начинающий актёр оправдал доверие учителя. По оценке критиков он сыграл завлекательного любовника, соблазнителя и предателя с завидным мастерством. Несмотря на непростой характер Гончарова играть в его труппе мечтали многие актёры.

«Андрей Александрович мог относиться к нам, как родной отец, а мог, как Карабас-Барабас. Режиссура предполагает диктат. У Гончарова он был очень жёстким. Просто нужно было уметь фильтровать его крики, его децибелы. Думаю, я режиссёром не стал, потому, что я не диктатор. Гончаров просто обожал Наташу Гундареву. Я ни разу не слышал, чтобы он повысил на неё голос. Он и ко мне относился по-отечески. Может быть, и орал на меня, но я, честно говоря, не помню. К нему домой в любое время суток могли прийти поесть голодные студенты. Он накормит, нальёт коньяку и отпустит с Богом. Меня он как-то из милиции выручал. Потом долго мне это припоминал», — говорит Анатолий Лобоцкий.

Именно Гончаров помог раскрыться таланту Лобоцкого. Анатолий в театре сыграл такие значительные роли, как Дульчин в «Жертве века» по Островскому, Костя из «Детей Ванюшина» Найдёнова, Антонио в спектакле «Чума на оба ваши дома» Горина. Эти работы актёра, как и роли Дон Жуана в постановке режиссёра Татьяны Ахрамковой и Кречинского у Юрия Малакянца, получили очень высокие отзывы у взыскательных критиков.

И в кино

Мелодрама Владимира Меньшова «Зависть богов» в мире кино наделала много шума. Кого-то она привлекла, кого-то возмутила. Алентова в роли Сони была как всегда хороша. Но зрителей, особенно женскую половину, заворожил и образ её избранника, француза Андрэ. О гипнотизирующих синих глазах и французском шарме Лобоцкого, неизвестного тогда для широкой публики актёра, писала вся пресса. «Для меня Меньшов, в первую очередь актёр, причём замечательный, — отвечал на вопросы журналистов Анатолий. – Он изнутри знает профессию, поэтому ему ведомы тайны работы с неопытным исполнителем, каким я пришёл к нему. Так что встреча с ним для меня оказалась просто находкой. Этот человек ввёл меня во вторую часть дипломной профессии».

Фильм Меньшова послужил стартовой площадкой для киноактёра Анатолия Лобоцкого. С той поры он стал востребованным кинорежиссёрами. Снялся во многих картинах и сериалах: «Тихие омуты», «Наследницы», «Люди и тени», «На углу Патриарших-2», «Дальнобойщики», «Другая женщина, другой мужчина», «Сыщик без лицензии», «Волчица», «Пленники луны», «Земский доктор», «Мата Хари» и другие. «Наверное, если бы я снялся в кино в 25 лет, всё было бы по-другому, — считает Лобоцкий. – Но так получилось, что кино я почти никогда не занимался. Сначала был плотно занят в театре, потом стал уже более разборчивым и избирательно относился к предлагаемым сценариям. Для меня приобщение к миру кино стало очень хорошей школой. Съёмки – это титанический труд».

Большая занятость актёра, бесспорно, изматывает его: «Мозги порой совершенно раскоординированы. Я очень плохо соображаю, путаю названия картин и с трудом вспоминаю, кого играю там, кого – здесь. А последние силы трачу на то, чтобы не раздражаться из-за окружающих». Конечно, Анатолию Лобоцкому хочется побольше оставлять и сил, и внимания близким. Он постоянно мечтает о встречах с братом, который живет в Подмосковье, и планирует приехать в Тамбов, где ждут его отец, родственники и друзья.

Читайте также: Как Евгений Харитонов сыграл Толстого

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*