Главный режиссёр Мичуринского драматического театра Николай Елесин: «Чувствую гордость за нашу труппу»

Режиссёр Николай Елесин впервые переступил порог Мичуринского драматического театра ровно десять лет назад, в 2009 году. Проработав несколько лет, затем возглавил труппу областного театра, далее преподавал в Рахманиновском институте. В прошлом году Елесин вновь стал главным режиссёром Мичуринской драмы. Я спросила Николая Глебовича, удалось ли ему «войти в реку второй раз».

— Пока я не могу сказать, удалось или нет. Но, оценивая прошедший сезон, могу сказать, что наши артисты «бегут» на репетиции. Мы выпустили несколько важных для нас премьер. Это «Старшая сестра» по пьесе Александра Володина, к 100-летию автора. Московский режиссёр Татьяна Воронина сделала спектакль «С любимыми не расставайтесь» по тому же Володину. Хочу отметить, что актёры действительно хотят идти в театр, не хотят опаздывать на репетицию. И когда приходишь на репетицию, видишь разминающегося артиста, это очень приятно.

— Когда вы первый раз были главным режиссёром Мичуринского театра, буквально сразу возникло несколько ярких названий, которые безусловно, войдут в золотой фонд театра. Это «Вишнёвый сад», который вы поставили ещё в качестве приглашённого режиссёра. Этот спектакль был успешно показан в Москве в «Театре Луны». Потом был «Небесный тихоход», а увенчал эту триаду «Эдит Пиаф». Какие сегодняшние постановки вы поставили бы в этот ряд?

— Пока в прошедшем сезоне мой приход таких ярких названий ещё не дал. Всё в стадии работы. Но я назвал бы великолепным спектаклем работу приглашённого режиссёра Татьяны Ворониной «С любимыми не расставайтесь». Мне нравится концепция режиссёра, её манера работы с артистами, всё очень грамотно и профессионально. Что касается «Старшей сестры», то спектакль получился достаточно спорным. Но тем не менее работа над ним и для меня, и для артистов была в удовольствие. Потому, несмотря на сжатые сроки, мы довели работу до конца. Надо отметить, что в предыдущем сезоне в театре была такая успешная премьера, как «Последняя любовь Дон Жуана», которую поставил Андрей Боровиков. Он работает в Москве у Романа Виктюка. Это известный и в Тамбове режиссёр. Интересна работа нашего молодого приглашённого режиссёра Ольги Парфёновой «Безымянная звезда».

— Большой отклик у зрителей имели «Кошки-мышки», которые познакомили с замечательным венгерским автором.

— Это была очень сложная работа. Ввиду того, что в спектакле заняты все наши возрастные актёры. А с ними всегда работается чуть медленнее. Но тем не менее творчески удалось многого добиться. Работали долго и упорно. Впоследствии актёры смогли не только постичь сложную форму спектакля, но и попытаться в этой форме обрести свободу. Работу заслуженных артисток России Николаевой, Кошминой и Дзидзан считаю серьёзной и этапной.

— За годы вне театра вы, несомненно, следили за его судьбой. Произошли ли изменения в нём?

— Конечно. И колоссальные. Мичуринский театр я бы назвал образцом серьёзного директорского театра. В 2009 году я пришёл в тот момент, когда театр оказался на перепутье. Был неудачный опыт работы с предыдущим режиссёром. Работая, я почувствовал мощное притяжение между мной как режиссёром и артистами. И та стратегия, которую директор драмтеатра Галина Попова преследовала участием во всевозможных фестивалях, оказалась довольно успешной.

После этого возник ряд судьбоносных премьер. Тут обязательно надо отметить Гульнару Галавинскую, которая поставила в театре ряд успешных спектаклей, что, несомненно, составляет золотой фонд театра. Это «Гроза», «Три сестры», «Стеклянный зверинец», «Женитьба Фигаро» и великолепная сказка «Все мыши любят сыр». Когда в театре работал Олег Куртанидзе, он подарил театру очень интересную постановку — античную трагедию «Медея» с великолепной работой актрисы Татьяны Шишкиной. Была оригинальная работа режиссёра пластического театра Анны Фекета, которая поставила спектакль «Обречённая любить».

То есть театр рос вместе с теми задачами, которые приходилось решать. И взаимодействие с режиссёрами чаще было успешным, нежели безуспешным. Это способствовало становлению театра.

Поэтому я вернулся в несколько другой театр. В нём опытные, маститые актёры, очень сплочённая труппа, которая подбиралась в течение всего десятилетия. И в этом заслуга директора театра Галины Поповой. Несмотря на то что она администратор, она обладает феноменальным чутьём на таланты. Театру очень повезло, что у него очень понимающий и чувствующий директор.

— А ещё она умеет с режиссёрами, какими бы разными они не были, найти общий язык.

— Её огромная заслуга, что она доверяет режиссёру, его чутью. Галина Николаевна не вмешивается в саму структуру постановки. А делает всё возможное в материальном смысле, чтобы спектакль вышел. И огорчается, если спектакль не оправдывает надежд, которые на него возлагались. Но абсолютно, как ребёнок, радуется, если спектакль надежду оправдал.

Мичуринск — маленький город, здесь не может быть исключительно авторский театр. Репертуар должен быть разного направления. И, как у нас говорят, «для кассы», для широкого зрителя, и для того, чтобы театр был на плаву, мог участвовать в фестивалях. Поэтому надо делать спектакли, которые оценят специалисты. С этим сложнейшим видом работы Галина Николаевна справляется в течение 20 лет и, как мне кажется, очень успешно.

— В этом году вы прямо-таки кочуете из одного фестиваля в другой, а главное, очень успешно.

— Год театра для нас оказался очень насыщенным. Мы не ожидали, что он нам преподнесёт такое количество фестивалей. Приняли участие уже в шести. Буквально некогда репетировать, надо ехать на очередной фестиваль. К примеру, заявку мы отправляли давным-давно, и вдруг она подтвердилась. Есть приглашение приехать и надо срочно репетировать фестивальный спектакль. Проделана колоссальная работа. Главное, что участие в этих фестивалях приносит мичуринцам лауреатские звания.

У нас замечательные актёры. В этом сезоне в труппу пригласили прекрасную пару из Екатеринбурга Александра Прохорова и Анастасию Дьячкову, которые прекрасно показали себя на фестивале молодых артистов «Верю» в Курске. Приезжая на фестиваль, мы прекрасно осознаём, что там сложнейшая конкурсная борьба. В этом месте нас не знают, конкурентов-конкурсантов очень много. И что скрывать, у местных актёров есть приоритеты, их знают. И когда наши побеждают на таких престижных фестивалях, то возникает гордость за труппу, за актёров.

— Сейчас вам предстоит сложная работа, так как замахнулись на «Калину красную» Шукшина.

— Мы решили её сделать в жанре музыкального спектакля. Дело в том, что в самой структуре киноповести Шукшина уже заложена музыка. Начнём с названия, в основе которого лежит известная песня Яна Френкеля «Калина красная». В каждом эпизоде спектакля присутствует музыкальное решение. Брат Любы Петро никогда не пел, но вдруг утром запел протяжную красивую песню. Когда Прокудин приходит в воровскую «малину», он погружается в очень разухабистый танец. Есть момент погони, когда герой напевает песню, уходя от милиции. Существует деревня с её напевами, кадрилью.

В «Калине красной» использована музыка композитора Самойлова. С его песнями мы ставили «Небесный тихоход». «Калина красная» — одна из последних его работ, которую он создавал для Алтайского театра драмы. Но там, в силу разных причин, она долго не продержалась в репертуаре. А в музыкальном театре города Кемерово «Калина красная» идёт на протяжении девяти лет с неизменным успехом.

— Кому вы доверили главную роль?

— Мы делаем два состава, потому что музыкальный спектакль обязательно предполагает это. Прокудина играют Холкин и Касумов. У них очень разные фактуры. И репетиционно получается, что один дополняет другого. У одного яркий драматический талант, у другого есть разухабистость, взрывная волна, что характерна для Егора Прокудина. Любу Байкалову исполнит Людмила Новикова. Эта работа была ожидаема для неё. Я сразу сказал, что вижу её в этой роли. Несмотря на стереотипы, навязанные фильмом, она сделает что-то своё.

Мы сразу поняли, что спектакль потребует неординарного хореографического решения. Мы пригласили из Хабаровского музыкального театра главного балетмейстера, заслуженного деятеля искусства Ольгу Козорез, которая поставила очень сложные хореографические номера. Театр может гордиться сотрудничеством с ней. Она создаёт не столько пластические номера, а образы-зарисовки. Её 12 номеров великолепны.

Большинство — массовые. Они могут стать украшением любого концерта. Мы сначала стали работать с музыкально-хореографическими номерами, чтобы они были и органичными, и профессиональными. Надо, чтобы артисты пели точно в ноты, точно брали ритм. С артистами занимается вокалом Любовь Толпегова, которая работала с театром на таких музыкальных спектаклях, как «Небесный тихоход» и «Трёхгрошовая опера». Не могу сказать, что всё идёт легко. Пока мы осваиваемся, так как петь предполагаем «живьём».

Мы взяли интересного художника Бориса Голодницкого, который оформлял многие спектакли в Тамбове. Он предложил интересное решение. За основу взято то обстоятельство, что герои заочно познакомились через письма. И декорации изначально представляют лист бумаги в клеточку, затем он трансформируется в разные места действия, а потом оказывается теми самыми берёзками. Но не будем раскрывать секреты.

— Когда ожидать премьеру?

— Этим спектаклем мы открываем 25 октября сезон. Но мы решили сделать ещё больше. Утром открываем сезон детской премьерой «Летучий корабль». Её делает наша актриса Ирина Дубровская, которая уже поставила несколько детских спектаклей. И вечером премьера «Калины красной».

Ещё сентябрь и октябрь будут насыщены гастролями. Мы уезжаем в Казань и город Советск Калининградской области. По четыре дня будем в каждом городе.

А дальше нам предстоит работа с Гульнарой Галавинской. Коль мы идём по юбилеям — 100-летие Володина и 90-летие Шукшина, — то не забудем и 220-летие Пушкина. Галавинская поставит «Метель». А завершит год новогодняя сказка «Щелкунчик», которую поставит Ярослав Морозов. А к юбилею Великой Победы мы решили ставить «Василия Тёркина». Я считаю, что у нас на роль Тёркина есть замечательный артист — Александр Прохоров. Тёркин — серьёзный стартап для молодого актёра. Я сам написал инсценировку спектакля. Правопреемниками Твардовского являются его сёстры. Моя инсценировка была ими одобрена и получила право на существование. Предстоит и новое сотрудничество с Татьяной Ворониной, которая поставит спектакль-концерт «По волнам моей памяти».

Читайте также: Театры Тамбовской области получат на развитие более 20 миллионов рублей

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*