Черви, буби, крести и пики…

О коллекционировании колокольчиков

Михаил Викторович Никольский известен как профессор и научный руководитель кафедры дизайна и декоративно-прикладного искусства ТГУ им. Г.Р. Державина, член союза художников России, а так же директор Детской художественной школы №2 им. Поленова. К слову, в последней Михаил Викторович занимается также преподаванием и возглавляет отделение иконописи и церковно-прикладного искусства. Однако круг его увлечения искусством не ограничивается живописью и написанием икон: у Михаила Никольского есть также еще одно особое увлечение, своего рода хобби – коллекционирование колокольчиков. Стоит отметить, что коллекционеры колокольчиков для нашего региона – явление редкое, а потому уникальное.

О том, какие бывают колокольчики, как отличить один от другого, а так же все нюансы их назначений «Тамбовская жизнь» подробно обсудила с Михаилом Никольским в тематическом интервью.

— Михаил Викторович, расскажите о своем увлечении коллекционера. Что конкретно вас привлекает в коллекционировании именно колокольчиков?

Знаете, коллекционированием это сложно назвать. Я скорее считаю себя собирателем. Поскольку на данный момент я сравнительно недавно начал их собирать, то я считаюсь коллекционером-исследователем. Всего у меня насчитывается порядка восьмисот штук колокольчиков. Внутри моей коллекции есть одна определенная линия – я занимаюсь исследованием системы христианских народных ценностей, нашедших отражение на колокольчиках. Данная система не была исследована ранее.

— Почему именно христианские мотивы колокольчиков?

В колоколоведении, в основном, исследуются тексты и надписи, а так же частушки, выгравированные непосредственно на колокольчиках. Мой интерес именно к христианской символике, изображенной на них, можно назвать чисто исследовательским.

— То есть вам известны определенные христианские символы, и по ним вы можете классифицировать колокольчики?

Конечно. Христианскую символику на колоколах церковь не запрещает, но в то же время она всегда оставалась «в народе». Причем эта символика известна нам еще со времен политеизма, после чего она кристаллизовалась – что-то осталось народным, а что-то приобрело христианскую направленность. Кстати, существует один интересный момент. Все карточные символы – черви, буби, крести и пики – изначально являются христианской символикой. Три из этих карточных символов – все, кроме червей, — на колокольчиках присутствуют. Но колокольчиков с выгравированными сердцами нет. Знаете, почему так? Все дело в том, что в свое время была серьезная борьба с католичеством на нашей земле. В католичестве есть догмат о сердце Христове. Поэтому у нас в православии этот символ не прижился. Эти нюансы таким вот интересным образом отражаются в обычных, на первый взгляд, вещах.

— Какие колокольчики имеются в вашей многочисленной коллекции?

У меня в коллекции есть колокольчики, начиная с VI века, времен скифов. Специалисты подтверждают, что это оригиналы. Есть колокольчики из Германии, Иордании, Марокко, а еще – колокольчики из настоящего муранского стекла с острова Мурано. Самое интересное в моей коллекции – дужный колокольчик, сделанный в 1802 году. Его ценность заключается в том, что это исключительно национальное явление русского фольклора. Поскольку у нас в России многое заимствовано, но этот колокольчик – чисто наше, русское. Кстати, ценен такой колокольчик еще и по другой причине – именно с 1802 года на колокольчиках стали «писать» тексты – либо частушки, либо имя мастера, который произвел тот или иной колокольчик. А еще в 1802 году было два мастера-родоначальника, которые и начали заниматься отливкой колокольчиков. Так что исторически это очень ценный колокольчик.

— Как долго вы увлекаетесь коллекционированием колокольчиков?

Серьезно увлекаюсь уже года три. До этого ездил по миру достаточно много, видел множество колокольчиков. Меня привлекает, как художника, не столько их звучание, сколько их вид.

— Как же они классифицируются?

Помимо дужных, существуют также дымные, корабельные, станционные, наддверные и вызывные колокольчики.

— Вы отдаете большее предпочтение металлическим колокольчикам, нежели керамическим?

Вы знаете, да. Но я сейчас планирую очень большую выставку. Там будет представлено более двух тысяч различных колоколов. Ее планируется провести в краеведческом музее в декабре 2020 года. Там будет представлена также и литература о колоколах, и инсталляции, посвященные колокольчикам, — на марках, значках, монетах и даже на денежных купюрах. Главная идея такой выставки – колокольчики, как своеобразная квинтэссенция современной культуры.

— Скажите, связана ли каким-либо образом культура колокольчиков с Тамбовщиной?

Конечно. У меня в коллекции, к примеру, есть некогда главный колокол Тамбова с 1920 по 1958 год — висел он на железнодорожном вокзале. Делали колокольчики кустари – народные мастера. Эти изделия считаются явлением фольклора, то есть их создание нельзя считать искусством. Так принято считать, потому что одна форма кочует из столетия в столетие. Колокололитейное производство по сей день не считается декоративно-прикладным направлением.

— Существует ли у вас определенная система собирательства?

Начинает формироваться. Обычно ориентируюсь по мастерам. Также меня интересуют символы – разделительные, два колечка или ромбик – древний христианский символ. Также у меня есть система ориентации на христианскую направленность символики. Эту тему я поднимаю в своих исследованиях, которыми сейчас занимаюсь.

— Где вы приобретаете колокольчики? Наверное, через знакомых-коллекционеров?

В основном, да. Либо через антикварные магазины.

— Мы уже говорили о таком подвиде колокольчиков, как дужные. Сколько всего их существует на данный момент?

Всего около 2600. Интересно, что их осталось в сотни раз меньше, чем греческих или римских монет. У нас очень много их уничтожили еще в девяностые. Осталось по подсчетам менее одного процента. Первые появились в 1802 году. А колокольчики-тройки, например, появились в середине XVIII века – их вешали на шеи лошадей. Угасать их производство начало из-за появления железной дороги. Но потом начали делать корабельные и станционные колокольчики. Производство дужных резко прекратилось в 1917 году.

— Сейчас колокольчики – это, в основном, сувенирная продукция?

Да. Сейчас их производство – уже чисто маркетинговый ход. Ведь Русь – колокольная страна. Так что иностранцы очень любят такие сувениры. К слову, на Руси никогда не было прямых христианских символов, вроде креста или распятия. А на колокольчиках такие символы есть – и поэтому они выступали своего рода оберегами на Руси. Казалось бы, как христианский символ может быть оберегом, ведь это проявление обрядоверия. Тем не менее, в православии и по сей день сохранилось множество элементов древнеславянской культуры. Тем и объясняется популярность колокольчиков, бытовавшая как в старые времена, так и сейчас – только уже в другой, маркетинговой форме.

Читайте также: Пожилые и угроза коронавируса: почему пожилые нуждаются в особой защите

Ксения Дьякова

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*