Ректор ТГУ имени Г. Р. Державина Владимир Стромов: «Студенческий спорт как институт развития современной России»

Разве роль студенческого спорта заключается только в том, чтобы не терять спортсменов? Нет, эта роль много важнее: не терять людей и развивать страну

Трудно быть спортсменом. Университет поможет

— Владимир Юрьевич, на портале РБК появилась ваша статья «Вузы должны решить задачу развития спорта в стране». В ней вы говорите о студенческом спорте как о недооценённом по потенциалу. Почему?

— У студенческого спорта гигантский потенциал. Посмотрите на опыт наиболее продвинутых в этом смысле стран. Матчи студенческих команд собирают там почти стотысячные стадионы (заметьте, такими стадионами обладают университеты). Да и институционально студенческий спорт там встроен в спортивную вертикаль на очень высоком уровне. Университет является местом, где есть мощный массовый спорт, где социализируются и растут спортсмены, где у них есть прямая перспектива начать профессиональную спортивную карьеру.

— Начать профессиональную спортивную карьеру трудно?

— Очень важная часть судьбы молодого спортсмена — возможность преемственного продолжения спортивной жизни. И это не только и даже не столько проблема спорта. В любых сферах — и прежде всего в образовательной — нужно так выстраивать систему социальных институтов, чтобы создавать возможности для высоких, амбициозных и в то же время надёжных траекторий. Одна из проблем заключается в том, что многие начинающие спортсмены — даже очень талантливые — уходят из спорта при переходе с юношеского уровня на взрослый. Такой разрыв во многом сдерживает государственные усилия по развитию массового спорта, по раннему вовлечению детей в спортивную жизнь. Это вредит и спорту высоких достижений, сокращая резерв, из которого в конкурентной борьбе отбираются выдающиеся спортсмены.

Причина ухода из спорта кроется в микроуровневых процессах огромной силы. Человек выпускается из ДЮСШ и перед ним возникает выбор: или дальше заниматься спортом (где, конечно же, далеко не всегда гарантирован карьерный успех), или учиться и добиваться успеха в профессии. Выбор для подавляющего большинства очевиден — профессия.

— Какую роль здесь может сыграть университет?

— В сущности, единственное средство преодолеть такой разрыв — студенческий спорт. Если в вузах созданы условия, то студенты могут продолжать участие в спортивной жизни. Одновременно с занятием спортом они учатся, сохраняя важнейшую возможность выстроить внеспортивную траекторию. Приведу пример. В советское время был силён ведомственный спорт, например, армейский и милицейский: спорт-сменов охотно ждали в ЦСКА и «Динамо». В разветвлённой структуре армейского и милицейского спорта воспитывались чемпионы — спортсмены высокого и самого высокого уровня, через спортивные роты проходили очень многие военнослужащие срочной службы. Фактически это была система профессионального (применительно к топовым командам) и полупрофессионального (применительно к спортротам) спорта. С 1936 г. в СССР стали создавать ДСО (добровольные спортивные общества), Всесоюзные и республиканские. Только ВДСО, по моим подсчётам, было более шестидесяти. Среди наиболее известных — «Зенит» (работники оборонной промышленности), «Локомотив» (работники железнодорожного транспорта), «Спартак» (члены профсоюзов), «Торпедо» (работники автомобильной промышленности), «Трактор» (работники тракторной промышленности), «Трудовые резервы» (учащиеся ПТУ и техникумов), «Урожай» (работники сельского хозяйства) и многие другие. В этом же ряду стоит и общество «Буревестник», где совершенствовали спортивное мастерство преподаватели и студенты. Десятилетия развивалась сеть студенческих клубов, были спортивные календари с интенсивными соревнованиями, вершиной которых являлась Универсиада. Именно в вузе, в обществе «Буревестник», студент, учась, мог тренироваться и сохранить себя для спорта.

Социализация, репутация и преодоление неравенства

— Зачем университетам развивать спорт?

— Во-первых, университеты могут аккумулировать спортивную элиту. Во-вторых, студенческий спорт — фактор конкурентоспособности вузов. В-третьих, что даже более важно, студенческий спорт — инструмент построения здорового общества. А это часть нашей социальной миссии.

— Университет ведь ещё и инструмент социализации…

— Не просто инструмент социализации. В стенах вузов в каждом новом поколении заново пересоздаётся общество. Я говорю о целевых образах, представлениях о возможном и должном, о моделях поведения, стратегиях успеха и многом другом. Новые социальности в вузе формируются не менторскими нравоучениями, а прежде всего самой университетской средой. Вот почему для меня важная задача — создание среды и управление ею. Это сложная задача — значительно более сложная, чем традиционные менеджмент и реинжиниринг организационных структур. Среда — стихия. Она подчиняется скорее сёрферу, чем шахматисту.

Важно создать в университете здоровую среду, в которой естественным образом господствует не только высокая физическая культура (в самом прямом смысле слова «культура»), но и ценности, за которые мы любим спорт. Решимость играть по правилам, воля к достижению цели, способность организовать свою жизнь, ответственность перед коллегами… Это всё спорт.

— Степень развития спорта в университете влияет на его репутацию?

— Современный вуз не может быть успешным без студенческого спорта. Конечно, это фактор привлекательности для абитуриентов, в том числе и иностранных. Требования современных абитуриентов растут очень быстро. Иногда кажется, что мы — вузовское руководство — вынуждены бежать впереди поезда, чтобы не попасть под него. Если раньше абитуриенты и их родители интересовались графой «специальность» в дипломе и свободными местами в общежитиях, то теперь для них важны содержание программ, наличие зарубежных стажировок и практик у работодателей, уровень языковой подготовки, ранняя вовлечённость в профессию и, конечно, спортивная инфраструктура. И это нормально.

Очень надеюсь, что в будущем мы сможем превратить студенческий спорт ещё и в механизм привлечения в страну сильных спортсменов из-за рубежа, предоставляя им преференции и, возможно, субсидии. По такой схеме работают многие ведущие американские вузы, подпитывая нацию и национальный олимпийский резерв. Но это уже элемент большой политики и, кроме того, один из инструментов продвижения вузов на международный рынок образовательных услуг. Спорт относится к сферам деятельности, которые создают образ и поддерживают престиж страны.

— То есть спорт можно рассматривать и как сферу политики?

— Да, причём как внешней, так и внутренней. Во внутренней политике спорт — это, пожалуй, один из наиболее мощных рычагов государственного строительства в руках федерального центра. Системная проблема России — как и любой крупной страны — асимметричное развитие регионов. В 1990-е годы в науке и публицистике широко использовался термин «асиммет-ричная федерация», который обозначал неравенство формально-правового статуса субъектов федерации. К счастью, эта проблема преодолена, но ведь есть более глубокие формы неравенства — и между регионами, и между территориями внутри регионов, и даже между разными микрорайонами в мегаполисах.

Где-то работают крупные заводы или добывается нефть, а где-то ничего подобного нет даже в планах. Невозможно, чтобы люди в разных регионах жили одинаково богато. Но ведь у нас одна страна — и она должна быть единым организмом. Есть физические основы единства — вертикаль власти, сеть авто- и железных дорог. Но не менее значимо социальное единство. Люди — где бы они ни жили — должны ощущать, что им доступно качество жизни общенационального уровня. Недавно на портале «Чемпионат.com» прочитал статью с длинным, но весьма красноречивым названием: «Футбол на Камчатке — подвиг. Не хватает солнца и нет манежа, а детей тренирует пожарный». А дети ведь играют хорошо! Спорт там, я полагаю, не столько локомотив развития общества, сколько способ поддержания жизни. Но ведь такая ситуация, согласитесь, ненормальна.

Державинский спорт

— Державинский давно занял принадлежащее только ему место в мире науки. Каково его место в спорте?

— Меня часто спрашивают, зачем вкладывать и без того ограниченные ресурсы в спорт. Разве нет им другого применения? Есть, конечно, но без спорта нельзя. Он создаёт среду. Роль спорта самоценна уже по этой причине.
7 октября Тамбовский госуниверситет открыл собственную ледовую арену и провёл представительный хоккейный турнир. Может возникнуть вопрос — зачем? Ответ прост: мы открыли не просто каток. Это будущая база подготовки хоккеистов региона, и не только их. Это развитие инфраструктуры хоккея, шорт-трека, фигурного катания, активного досуга. В конце концов, это шаг университета к развитию собственно студенческого, а также детского и массового спорта. Наконец, это реализация моей концепции «Державинский — открытый университет». Надо открыть все свои объекты, прежде всего спортивные, обычным людям. Чем иным мы сможем заслужить их доверие и уважение, если не этим?

В Тамбовском госуниверситете создана очень приличная спортивная инфраструктура с Дворцом спорта, сетью спортивных залов, загородной тренировочной базой, стадионом, бассейном, крытым катком круглогодичного использования, спортклубом, командами по видам спорта, участвующими во всероссийских студенческих лигах, идёт учебный процесс и научная деятельность в институте физкультуры, педагогическом и медицинском институтах. Словом, у нас накоплен значительный опыт организации спортивной жизни, но самое главное — есть большое желание её улучшить.

— Вы сказали, что в университете есть команды по видам спорта, участвующим во всероссийских студенческих лигах. Расскажите подробнее о спортивных командах университета.

— Сейчас в Державинском семь университетских команд (футбольная и хоккейная — мужские, волейбольная и баскетбольная — мужские и женские, а также киберспортивная), сборные по циклическим видам спорта (лыжным гонкам, конькам, зимнему и летнему полиатлону, лёгкой атлетике, самбо, дзюдо, спортивному ориентированию).

ХК «Держава» принимает участие в чемпионате СХЛ, она многократный призёр российских студенческих соревнований. ФК «Держава» соревнуется в первенстве НСФЛ, начала подготовку к следующему сезону. Женская команда ВК «Держава» — обладатель Кубка России по волейболу среди студентов 2019 г., в 2015 г. она была чемпионом Европы среди студенческих команд. Мужская в 2019 г. тоже стала победителем студенческой ассоциации. В 2020 г. и юноши, и девушки вновь выиграли первенство СВА в ЦФО.

Университетские планы, предложения «федералам»

— Каковы спортивные планы университета?

— Будем продолжать тесное сотрудничество с институциональными партнёрами: администрацией области, министерством, Росмолодёжью, федерациями, студенческими организации спорта, студенческими лигами. Недавно я вошёл в исполком Студенческого союза России. Это очень важно. Надо совершенствовать университетскую спортивную инфраструктуру — реконструировать наш стадион, чтобы он был способен принимать современные соревнования, и благоустроить сеть наших спортивных залов.

Ещё она задача — превратить факультет физической культуры и спорта в современную учебную структуру с сильным научным сопровождением преподавательской и тренерской деятельности, мощной спортивной базой, аккумулирующей лучших спортсменов Центрального Черноземья.

Особо важно сформировать гибкие образовательные траектории для студентов, где было бы место регулярному занятию спортом, выделить особую категорию обучающихся — студент-спортсмен. Мы должны научиться учить спортсменов, помочь им выстроить такую образовательную стратегию, чтобы одновременно решались разные задачи — подготовки спортсмена и профессионала в своей сфере, но при этом и гармонично развитого человека.

Команды университета должны быть организованы как идеальные по внутренней модели. Под каждой командой нужно иметь детские и юношеские команды. Мы вполне можем и даже должны формировать свои Академии — хоккея, футбола, волейбола, баскетбола, лёгкой атлетики, лыж, киберспорта. Это будет своего рода ДЮСШ. Университетские команды надо постараться вывести на профессиональный уровень участия. ФК «Держава» в этом году заявлена не только в первенстве НСФЛ, но и в чемпионате России. Это даст ребятам столь необходимую соревновательную практику.

За университетом должен быть сохранён статус базы сдачи норм ГТО. Пришло время расширить сеть спортивных секций для студентов. Сейчас в них занимаются 3,5 тысячи человек, что близко к 50 процентам. С ними работают 20 тренеров и инструкторов-методистов. Задача — довести показатель до 90 процентов и расширить преподавательский состав за счёт успешных спортсменов. Следует укреплять университетские спортивные традиции, общие спортивные события; «Державинская миля», «Державинская регата», «Державинская лыжня» — лишь начало.

На базе медицинского института нужно создать несколько спортивно-медицинских лабораторий и центров, а в рамках медицинского центра «Доктор Профи» — аналог врачебно-физкультурного диспансера.
Представьте себе, сколько пользы принесёт университет региону, его жителям, собственным студентам, сколько тамбовчан войдут в орбиту позитивных отношений с университетом и как вырастет наша репутация, когда будут решены эти задачи.

— Что бы вы предложили для совершенствования организации студенческого спорта?

— Во-первых, нужен руководящий центр в развитии студенческого спорта. В России, мне представляется, нет понимания этой необходимости: Минспорт, Минобрнауки, Росмолодёжь — все участвуют понемногу. Президент призывает отбросить межведомственность и взяться за дело. Правильный совет. Но тогда надо в бюджетах всех ведомств прописать целевые расходы на развитие студенческого спорта.

Во-вторых, требует конкретизации место студенческого спорта в общей спортивной модели, в общей архитектуре спорта, если угодно. Каким я его вижу? Студенческий спорт должен быть закреплён как ступень профессионального. Он должен стать переходным институтом после окончания спортсменом ДЮСШ. Не всех берут в профессиональные команды сразу. Кто-то туда не попадает, но имеет перспективу. Так вот, его место в студенческом спорте.

В-третьих, необходимы статусные студенческие спортивные лиги. Надо создать очень простую и во всех смыслах логичную последовательность спортивной иерархии и отказаться от разного рода полупрофессиональных многоуровневых лиг. Между ДЮСШ и сугубо профессиональными клубами должны быть студенческие лиги. Именно они будут местом созревания спортсмена. Это в одночасье повысит статус студенческого спорта. Вот тогда-то студенческий спорт России точно будет способом собрать лучших спортсменов России и мира.

Пятый сезон существует СХЛ. В неё входят 32 субъекта РФ. В 2020-м — пандемийном — хоккейном сезоне в студенческом первенстве принимают участие 16 команд. Считаю, при решении прочих задач ничто не мешает осуществить вузам образцовое модельное построение хоккейной лиги. Начать с этого проще всего, поскольку есть хороший опыт.
Наконец, в-четвёртых, в оценки эффективности вузов необходимо ввести раздел «Спорт». В России уже сформированы четыре сильные лиги. Вот министерству и следует смотреть, какие вузы в них участвуют. В конце концов, это престиж и реальное отражение развитости и конкурентоспособности российской системы высшего образования.

Я совсем не хочу сказать, что у нас всё хорошо со спортом. Как раз с моей-то точки зрения мы лишь в начале пути, поскольку строим амбициозные спортивные планы. Очень часто роль студенческого спорта рассматривают лишь как механизм сохранения спортсменов для спорта. Я так не считаю. Разве роль студенческого спорта заключается только в том, чтобы не терять спортсменов? Нет, эта роль много важнее: не терять людей и развивать страну.

Читайте также: ТГУ разработает курс для жителей арабских стран по изучению русского языка

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*