Машиностроение – фундамент цивилизации

Зампредседателя правительства РФ Юрий Борисов (слева) и глава корпорации «Ростех», председатель Союза машиностроителей России Сергей Чемезов (справа) вручают Александру Пахомову (в центре) награду Союза машиностроителей за активную работу Тамбовского регионального отделения.

В воскресенье, 26 сентября, мы будем отмечать День машиностроителя. Он посвящён работникам отрасли, одной из самых важных для нашего жизнеобеспечения.

Именно машиностроение уже лет триста, со времен промышленной революции, определяет облик нашей цивилизации, является основой её основ. Ни финансы, ни торговля, ни информационные технологии, а именно оно занимает главенствующее место.

Сельское хозяйство нас кормит, но сегодня оно немыслимо без высокопроизводительной техники. IT-сфера не может существовать в отрыве от оборудования: оптоволоконных сетей, компьютеров и станков, с помощью которых изготавливаются для них. Современная медицина зиждется на точных приборах, необходимых для диагностики, хирургических операций, искусственного дыхания… Примеры можно приводить бесконечно.

Специальность машиностроителя была, есть и ещё долго будет оставаться важнейшей в нашем мире. В преддверии профессионального праздника этих людей мы побеседовали с первым заместителем председателя Тамбовского регионального отделения Союза машиностроителей, советником главы администрации Тамбовской области Александром Пахомовым.

– Александр Федорович, прежде чем поговорить о работе вашей отраслевой ассоциации, скажите несколько слов о её масштабах, о том, насколько широко она охватывает территорию нашей страны?

– Союз машиностроителей представлен в подавляющем большинстве республик, краёв и областей России – везде, где хоть сколько-нибудь развито машиностроение. Сейчас в него входят 72 региональных отделения, которые ведут активную работу, взаимодействуя с государственными органами власти, руководителями крупных и средних промышленных предприятий, образовательными учреждениями.

– Когда был создан Союз? Давно ли его отделение появилось в нашей области?

– Как всероссийский Союз машиностроителей, так и его тамбовское региональное отделение были образованы почти одновременно, в 2007 году. У истоков тамбовской организации СоюзМаша стоял генеральный директор АО «Завком» (завода «Комсомолец») Владимир Артемов. Затем филиал возглавляли Леонид Гребенюк, Артем Бутов и Михаил Кондратьев. Первый и третий руководили в разное время заводом «Ревтруд», второй – заводом «Октябрь».

– Вы ведь тоже председательствовали в областном отделении СоюзМаш?

– Я стоял у истоков формирования Тамбовского регионального отделения, а в 2016 году избран первым заместителем председателя. Затем исполнял обязанности руководителя регионального отделения около двух лет – вплоть до 31 августа 2021 года, когда по представлению руководителя общероссийского Союза машиностроителей Сергея Чемезова эту должность занял генеральный директор тамбовских заводов «Октябрь» и «Ревтруд» Игорь Савков.

– Как много предприятий сейчас входит в тамбовское отделение Союза машиностроителей?

– В нашей области действуют более 20 крупных и средних машиностроительных предприятий. Они производят и ремонтируют электрическое, оптическое и электронное оборудование, машины для разных отраслей промышленности. Их совокупная доля в общем объеме областного промышленного производства превышает 20 процентов. Трудятся на них более 20 тысяч человек.

Почти все они входят в наше отделение. В нём сейчас свыше 900 членов, представляющих 19 предприятий области. Это заводы «Октябрь», «Ревтруд», «Завком», «Электроприбор», «Завод подшипников скольжения, Тамбовский вагоноремонтный завод — филиал АО «ВРМ», «Мичуринский завод «Прогресс», «Милорем», Корпорация «Росхимзащита», «Тамбоваппарат», «Завод грузоподъемных машин», «Востехремим», «Инновация»… К слову, «Пигмент» тоже подключается. Его руководитель Андрей Николаевич Утробин уже подал заявление о вступлении в Союз.

– Разве «Пигмент» – это машиностроительное, а не химическое предприятие?

– Значительную часть оборудования для него кто разрабатывал? Институт химического машиностроения! ТИХМ именно для этого был создан. Кроме того, уже несколько лет в Союзе машиностроителей состоит Тамбовский пороховой завод, а он тоже относится к химической промышленности. К слову, в наших рядах – не только представители предприятий, но и два исполняющих обязанности заместителей главы администрации области – Наталия Макаревич и Сергей Юхачев. Членом Союза является и начальник областного управления по развитию промышленности и торговли Иван Сафронов.

– В чём вы видите предназначение Союза машиностроителей? Какова его главная функция?

– И общефедеральный Союз, и наша региональная организация видят своей главной задачей развитие высокотехнологичной промышленности и оборонно-промышленного комплекса страны. Мы участвуем в совершенствовании законодательной базы, работаем над повышением престижа инженерных и рабочих специальностей.

Тамбовское региональное отделение сотрудничает со многими государственными и общественными структурами. Подписаны соглашения о совместной работе с областной торгово-промышленной палатой, областной ассоциаций промышленников и предпринимателей, Тамбовским государственным техническим университетом, региональным отделением Общероссийского движения «Юнармия» и другими организациями.

Одна из самых важных наших задач – увлечь студентов и школьников техническим творчеством, сделать так, чтобы ребята полюбили промышленное производство.

– Сейчас, наверное, это сделать непросто? Времена к этому не располагают: молодёжь мечтает о бизнесе, о государственной службе, а не о работе на заводе.

– Почему же? Не раз видел, как у школьников загораются глаза, когда они входят в цеха наших предприятий со станками ЧПУ. Задача наша – склонить ребят к тому, чтобы они поступали в вузы на технические специальности. Это нам по силам.

– Вы организуете для них экскурсии на предприятия?

– Да, два раза в год – в апреле и в октябре – проводим дни открытых дверей на заводах. Совместно с администрацией области составляем график посещения заводов, которые готовы принять ребят. Областное управление образования и науки отбирает образовательные учреждения, чьи ученики и студенты должны пойти на предприятия. Экскурсии эти проводятся в рамках Всероссийской акции «Неделя без турникетов», нацеленной на формирование системы ранней профориентации молодого поколения. Акция уникальна. Она позволяет подросткам и молодежи побывать в цехах предприятий, воочию увидеть производственный процесс.

– Как давно у нас проходят «Недели без турникетов»?

– В нашей области эта акция проводится с 2017 года. Правда, в прошлом году мероприятие проходило дистанционно по причине эпидемии ковида. К нему смогло подключиться больше образовательных организаций, чем раньше, однако пострадало качество ознакомления с производством. Ведь живую экскурсию на предприятие, общение со специалистами и руководителями не заменит даже самый лучший видеоролик.

В апреле нынешнего года акция прошла уже очно. В ней приняли участие 15 предприятий, которые посетили студенты и школьники из 16 образовательных учреждений. Всего более 600 человек. Организационную помощь оказали два областных управления – по развитию промышленности и торговли, а также образования и науки.

Помогают увлечь ребят машиностроительным производством и кванториумы, которые сейчас создаются в школах и лицеях. Там можно встретить такое оборудование, которого пока нет на заводах. 3D-принтеры, например.

– Чтобы всерьёз задуматься о выборе производственной специальности, мало увидеть цеха и работающие там станки. Нужно ещё и получить некоторые теоретические знания. Вы стараетесь привить школьникам любовь к естественнонаучным дисциплинам?

– Безусловно. Увы, пока у нас в области эти дисциплины не очень популярны. Многие родители, например, не видят большого смысла в углублённом изучении детьми физики. Предпочитают английский язык, например. Чтобы переломить ситуацию, мы создаём школы, ассоциированные с Союзом машиностроителей.

Это очень интересный и полезный образовательный проект. Он так и называется –«Ассоциированные школы Союза машиностроителей России». В пилотном режиме он реализуется в Республике Башкортостан и дает положительные результаты. Его задача – привлечение школьников к углубленному изучению математики, физики, информатики и других дисциплин, которые необходимы для поступления в ведущие технические вузы России.

Уральская инициатива уже заинтересовала Тамбовский государственный технический университет, где сейчас разрабатывается Положение об ассоциированных школах. Учитываются наши региональные особенности. Документ будет представлен для обсуждения как в управление образования и науки области, так и в образовательные учреждения региона.

Под эгидой Союза машиностроителей организуется и многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда». Её мы стали проводить с 2017 года совместно с Тамбовским государственным техническим университетом и областным управлением образования и науки. Этот наш проект с каждым годом набирает обороты. Первый раз в отборочном туре олимпиады приняли участие 186 школьников, а победителями и призерами стали 13 человек. Прошедшей зимой число участников достигло 923. Увеличилось в пять раз! Из них 32 стали победителями или получили призеры. Торжественное награждение ребят состоялась в мае этого года.

– Есть ли у вас похожие проекты, но рассчитанные уже не на школьников, а на молодых специалистов?

– Несколько лет подряд команда регионального отделения Союза участвует в Международном молодёжном промышленном форуме «Инженеры будущего». Это летний образовательный лагерь для молодых инженеров, конструкторов и технологов. Мероприятие проводится с 2011 года. Участники проходят обучение у ведущих экспертов в сфере современных технологий, разрабатывают и собственные проекты, проявляют себя в творческих конкурсах.

Основу команды Тамбовского регионального отделения Союза составляют начинающие ученые из ТГТУ и молодые инженеры из тамбовских предприятий. Они уже побывали на форумах в Оренбургской и Ульяновской областях.

Правда, в прошлом году мероприятие проводилось из-за пандемии в онлайн-режиме. Наша команда вошла в двадцатку лучших, а аспирантка ТГТУ Алёна Попова победила в онлайн-викторине.

В нынешнем году форум планировалось провести уже очно в Тульской области. Наш регион сформировал команду из 11 человек. Подобрались замечательные ребята, как опытные, так и новички. К сожалению, новая волна коронавирусной инфекции спутала все планы, и проведение мероприятия перенесено на следующий год. Однако я уверен, что подготовка проведена не зря, и наша команда ещё покажет мощный потенциал тамбовский науки и производства.

Союз машиностроителей России организует и Национальные научно-технические конференции. Они проводятся в форме открытых конкурсов молодых интеллектуальных кадров и инновационных разработок в 14 отраслях. Основная задача здесь – внедрение в производство идей молодых ученых и специалистов. К слову, по всей стране благодаря этим конференциям было зарегистрировано более 2500 перспективных проектов. Пять из них в этом году подали молодые ученые из ТГТУ. Три вышли в финал, который пройдет осенью 2021 года в МГТУ имени Баумана.

– Насколько мне известно, Союз машиностроителей занимается и такой непрофильной на первый взгляд деятельностью, как донорские акции…

– Да, есть у нас и такое направление работы. В феврале этого года региональное отделение Союза подписало пятилетнее соглашение о сотрудничестве с областной станцией переливания крови. К сожалению, из-за пандемии проведение выездных Дней донора приостановлено, однако акции продолжаются в Областной станции переливания крови. За первую половину этого года кровь сдали 1496 работников промышленных предприятий. Активнее других в акции участвовали ТВРЗ, «Электроприбор», «Октябрь», Тамбовский пороховой завод, «ЗАВКОМ».

Я вам перечислил лишь самые масштабные наши проекты и акции. Есть и другие, менее заметные. Скажем, мы занимаемся патриотическим воспитанием молодежи и участвуем в научно-технических мероприятиях, которые проводятся на площадке ТГТУ. Подчеркну, что вся наша работа была бы невозможна без помощи и содействия губернатора Александра Валерьевича Никитина, руководителей и специалистов тамбовских промышленных предприятий.

– Какие из этих предприятий вы хотели бы отметить накануне Дня машиностроителя?

– Наибольший рост объёма инвестиций зафиксирован в «Пигменте», «Электроприборе», корпорации «Росхимзащита». Крупнейшими налогоплательщиками в первой половине этого года стали «Электроприбор», «Пигмент», «Прогресс», корпорация «Росхимзащита», «Милорем».

Пользуясь случаем, хотел бы пожелать сотрудникам машиностроительных предприятий здоровья, хороших заработков, успехов в работе…

Беседовал Андрей ХВОРОСТОВ

Читайте также: Химия, которая больше, чем жизнь

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*