Предпринимательская инициативность тамбовчан как потенциальный залог нашего развития

Владислав Юрьев, первый заместитель председателя Тамбовской областной Думы, комментирует ежегодный отчёт главы администрации Тамбовской области Александра Никитина
Владислав Юрьев

Признаюсь, я сидел, слушал и завидовал, как чётко, ясно и ориентированно было сказано и о наших успехах, и о наших проблемах. Чувствовалось, что доклад делает мастер, доктор экономических наук, профессор. Но это было выступление не только учёного (в нём было мало слов из «башни слоновой кости»), сколько уже опытного менеджера федерального уровня.

За прошедший год А. В. Никитин «огосударствел», стал более строг и более причастен к жизни региона. Он чувствует пульс Тамбовщины, очень точно понимает запросы населения, чтёт традиции и уважает менталитет сограждан. В подтверждение вышесказанного хочу поделиться своими размышлениями, которые мне подсказал отчёт главы региона.

Последние годы для России были не самыми простыми. Попытки испытать страну на прочность стали навязчивой идеей наших «западных друзей». Что только они не предпринимали. И санкционные меры, и гибридные войны, и политические провокации. От клеветы и лжи экраны «западных телевизоров» стали пунцовыми. Но жизнь всё ставит на свои места. Позиция В.В. Путина чётко ориентированна на державность. Наше государство – Российская Федерация – является важнейшим полюсом в многополярном глобальном мире. Стойкость, приверженность принципам международного права, гуманизм стали отличительными чертами российской политики. Важнейшим гарантом сегодня является наша армия. Её мощь, выучка стоят на страже мира и суверенитета России и других государств.

Но внешняя политика неразрывно связана с внутренним социально-экономическим развитием РФ. А оно, в свою очередь, складывается из успехов и проблем регионов. На это неоднократно обращал внимание и об этом говорил Президент России.

Тамбовщина далеко не самый крупный регион страны. На долю нашей области приходится чуть более 1% ВВП РФ. но регион из года в год усиливает свои позиции, завоёвывает всё более и более высокие места в рейтинге производства важнейших видов АПК и промышленности, в социальном, образовательном и культурном развитии. Характерной чертой жизнедеятельности нашего края стала целенаправленная политика по стратегическому укреплению стабильного развития сельских территорий. Сегодня область лидирует в производстве сахара (5-е место в стране), мяса (4-е место), молока (4-е место в ЦФО). Объём промышленного производства составил 177,7 млрд рублей. Индекс промышленного производства по полному кругу производителей составил 114,4 %, это первое место по ЦФО и четвёртое в целом по РФ.

Однако уповать на успехи, значит проиграть соревнование с другими регионами. Сегодня победа выковывается в выполнении 12-ти национальных проектов, сформированных и идеологически обусловленных в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 года. Общий объём финансирования национальных проектов на 6 лет составит более 30 млрд рублей, в том числе 5 млрд рублей за счёт бюджета области.

Остановлюсь лишь на одном из национальных проектов «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской деятельности». Этот проект мне близок как куратору двух экономических комитетов нашей Тамбовской областной Думы.

Анализ, который был дан А. В. Никитиным в его отчёте за 2018 год, чётко свидетельствует, что вектор выбран правильно и уже обеспечен задел нашему поступательному движению к намеченным целям. На 1 января 2019 года в регионе было зарегистрировано более 32 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства. Немаловажно, что 2/3 из этих предпринимательских структур составляют индивидуальные предприниматели. Это в целом соответствует историческим традициям и ментальности тамбовчан. На нашей земле, где в основном из века в век жили свободные люди, предпринимательская жилка была в народе ярко выражена. Об этом свидетельствует история региональных поселений: Моршанск, Козлов, Богоявленск, Тамбов, Рассказово, Липецк, Инжавино, Кирсанов, Знаменка. Можно перечислять и знаменитые купеческие фамилии. Наверное, самой яркой из них является род Асеевых.

Но область, как подчеркнул глава администрации в своём отчёте, не уповает только на традиции и ментальность. В рамках нацпроектного развития разработаны региональные проекты «Популяризация предпринимательской деятельности», «Акселерация субъектов МСП » и другие. Это позволило за прошедший год создать реальный задел выхода к 2024 году на увеличение доли малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте с 27,7 до 32,5%, число трудоспособного населения региона, занятого в этой сфере экономики увеличить до 27%, т. е. на 6% к уровню 2018 года. Во многом этому способствовала активная деятельность АО Макрокредитная организация «Фонд содействия продвижению малого и среднего предпринимательства в Тамбовской области». В 2018 году фонд выдал 57 поручительств 47 субъектам малого бизнеса на сумму более 570 млн рублей.

Как отмечается в докладе А. В. Никитина, предпринимателями области привлечено кредитов на сумму почти 2 млрд рублей и организовано дополнительно 370 новых рабочих мест. За этот же период фонд выдал 35 микрозаймов на сумму почти 40 млн рублей.

Мне могут возразить, что достигнутые результаты невелики. Но это лишь на первый взгляд. При детальном анализе реализации нацпроекта на территории области видно, что он носит избирательный характер и направлен на развитие реального, производственного сектора экономики.

Тамбовщине надо перебороть общероссийскую тенденцию в развитии малого предпринимательства — торговлю и посредничество. На конец 2018 года из общего числа субъектов малого предпринимательства лишь 9% были заняты в обрабатывающей промышленности, ещё 5,5% в сельском хозяйстве и еще 13% в строительстве. Среди индивидуальных предпринимателей ситуация была, к сожалению, ещё более проблемной. Лишь 4% всех ИП работали в обрабатывающем производстве и строительстве, и ещё 8% в сельском хозяйстве.

Безусловно, как показывает опыт мировой экономики, сферой приложения малого предпринимательства и индивидуалов является сфера услуг: общепит, гостиничный бизнес, торговля, такси и т. п. Для России, где традиционно высок удельный вес ЛПК и «артельного» промпроизводства, это не так. Для нас более характерна именно производительная деятельность. Ремонт, сопутствующее производство, переработка и хранение сырья, транспортно-логистические услуги и т. д. – вот сферы малых форм хозяйствования, которые надо сегодня активно поддерживать.

Сделать это можно и необходимо. Дело за «малым» – за кредитной политикой банков. Надо признать, что при попустительстве Центробанка, который уклонился от ответственности за темпы роста национальной экономики, банки заняли позицию «воздержания». Их кредитные предложения не модернизируют уже действующие средние и малые производства. Ещё более тяжёлая ситуация у индивидуальных предпринимателей. Для них получить реальный кредит тяжелее, чем «верблюду пролезть в иголочное ушко».

А сегодня задача усложняется. В общественное поле экономического развития решено вовлечь самозанятых. Уже определена их налоговая нагрузка в 4%. Но вот не задача. Как обеспечить самозанятых производственными, а не потребительскими кредитами. Прибыль у них минимальная, заделы, как правило, нулевые, залоговая база крайне мала. Вряд ли без госпрограммы финансирования банки предоставят самозанятым кредиты на развитие микропроизводств. Экспертная оценка затрат на микропроизводство позволила определить среднюю сумму необходимых финансовых ресурсов: от 250 тыс. до 1 млн рублей. Даже под 10% годовых и при выдаче такого кредита на 5 лет, самозанятому придётся ежемесячно выплачивать от 17 тыс до 70 тыс рублей в месяц. Вряд ли такая финансовая ноша всем по силам. Ведь, как показывает экспертная оценка, средний доход самозанятого в регионе не намного больше среднего заработка наёмных работников — около 30 тыс рублей. А без производственных кредитов ни пекарен, ни швейных мастерских, ни сапожников не появится.

Ещё одна проблема самозанятых. Это производственные помещения. Врач, портной, сапожник, архитектор, музыкант не смогут выполнять работы товарного характера на «домашних площадках». Но где им взять дешёвую аренду помещения нежилого профиля, с необходимой инфраструктурой. Это очень трудный и болезненный вопрос. Лишь два примера. Госдума запретила хостелы в подъездах жилых домов. Они должны иметь отдельные входы. Но даже на переоборудование уже работающих микрогостиниц потребуется достаточно «круглая сумма» затрат. Или ещё один факт. Во встроенных помещениях запрещены заведения общепита, работающие после 23 часов. Но именно в ночной период микрозаведения типа баров, закусочных, дегустационных, могут составить конкуренцию ресторанам и кафе. При соблюдении этого параметра не смогут работать столовые или аналогичные формы общепита, в которых алкоголь не продается, но они работают круглосуточно, нарушая покой граждан, проживающих с ними по соседству.

Есть проблема и у микроторговых точек в сельской местности. Там им нужны it-кассовые аппараты. А ведь такие формы предпринимательской деятельности, согласно действующему законодательству, носят заявительный и патентный характер. То есть возникает не только двойное, но и тройное и более налогообложение. Но доход этих структур как было сказано выше, очень мал.

Не могу не сказать ещё об одной проблеме малого предпринимательства. Это участие малых форм хозяйствования в конкурсах, тендерах и т. п. видах госзаказов. Им не выиграть этих соревнований — конкурентные игры по «44 ФЗ». Но тогда, как же им войти в число 20% слоя малых предприятий, участвующих в обязательных заказах Госкопораций. Опять неоднозначный вопрос. С одной стороны возможности, а с другой качество выполнения заказа. Сбалансировать эти два антагонизма очень трудно.

У региона нет самостоятельности в решении этих проблем. Они носят федеральный характер. Поэтому нам надо по «одежке вытягивать ножки». Тамбовщина детально использует весь спектр своих возможностей, но он не настолько велик, как нам хотелось бы. Однако регион способен создать условия для микропроизводственных структур и самозанятых. Прежде всего, это нахождение мест для работы этих предприятий за счёт регионального и муниципальных фондов нежилых помещений. Они, к сожалению, тоже не велики. Но, при этом, у целого ряда частных структур такие площадки есть, однако они пустуют. Возможен поиск экономических компромиссов. Например, используя региональную часть налогообложения. Если вдуматься, то здесь вопрос стоит о росте налогооблагаемой базы, со временем она возрастёт. Чем она больше, тем больше у нас инвестиционных возможностей. Чем больше инвестиций в производящие сферы, тем больше налогооблагаемая база. Это взаимообусловленный процесс. И только он ведёт к достижению целей.

Могу со всей ответственностью, как профессор и доктор экономических наук, заявить: что за прошедший год область достигла больших результатов и в этом непосредственная заслуга А. В. Никитина и его команды.

Лозунг: «Тамбовщина может больше» реализуется не на словах, а в деле и в этом наш главный резерв и главный потенциал победа.

Читайте также: Эксперты о послании губернатора Александра Никитина

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*