У войны детское лицо

Рецензия Елены Луканкиной на фильм «Война Анны»

«Война Анны» – кино о войне глазами ребёнка. Здесь нет батальных сцен, в фильме практически нет диалогов, на протяжении часа с небольшим маленькая героиня не проронит ни слова. Это её война – война девочки Анны.

У неё больше нет семьи. Она чудом осталась в живых. Мать закрыла её своим телом. Так начинает свой рассказ режиссёр Алексей Федорченко (снявший «Овсянки») – рассказ о маленькой Анне, пережившей массовый расстрел на Украине, оккупированной немцами в 1941 году.

Голодающая девочка прячется и живёт в камине бывшей школы, который давно не работает. До вечера она наблюдает за оккупантами через старое зеркало. Оно служит ей единственным окном в мир. Окном из тесного укрытия в комнату комендатуры, где украинки рисуют для немцев плакаты, а те, бывает, обхаживают гарных дивчин, где на стене висит карта мира, на которой всё больше тревожных флажков.

kinopoisk.ru

Вместе с этой отважной девочкой зритель не смеет плакать, всхлипывать и кричать от боли. Он обязан молчать и ждать, пока не зайдёт солнце.

Когда стемнеет, Анна выбирается на волю. Она ходит по гулким комнатам и коридорам школы в поисках хоть какой-то еды. На чердаке находит голубей, которые спасут её от голода, а чучело волка – от холода. Рыжий ласковый кот станет её единственным другом.

Этот киноэтюд полностью состоит из запрещённых приёмов – маленькая одинокая еврейская девочка, Украина, песня на идише, тот же кот… Казалось бы, такие штампы, грубое манипулирование зрителем погубило бы любое другое кино, но не это. По-другому никак не рассказать эту историю – как живёт, вернее сказать, выживает маленькая Анна.

kinopoisk.ru

Её тревогу зритель чувствует кожей, когда видит эти большие впалые глаза, наблюдающие за водой, которой щедро поливают комнатные цветы, за сочными помидорами… Вместе с девочкой мы радуемся каждой найденной крупице еды и капле воды.

Крепкое авторское кино «Война Анны», снятое в традициях документалистики, показывает ещё один взгляд на Великую Отечественную войну – глазами ребёнка. В нём нет соплей и лозунгов. До костей оно пробирает немотой творящегося вокруг ужаса. Даже горе здесь безмолвно.

По словам Федорченко, отправной точкой для фильма стала прочитанная им в «ЖЖ» реальная история девочки, которая два года пряталась в немецкой комендатуре. Маленькая актриса – Марта Козлова, которая сыграла Анну (на момент съёмок фильма, ей и не было семи), призналась журналистам на одной из пресс-конференций, что самой тяжёлой для неё стала сцена в горящем камине, когда и, вправду, нечем было дышать.

kinopoisk.ru

Испытал этот страх и зритель, когда в один момент камин превратился в газовую камеру. Но Анна вынесла и это. И пьяный немецкий пир «во время чумы», куда случайно попала, и хлеб с ядом в ловушке для крыс, который нашла и съела…

На протяжении всего фильма Анна не сдаётся, даже когда понимает, что не может бежать из своего заточения. Она верит, что война закончится победой страны, в которой родилась. Поэтому флажки на карте мира эта взрослеющая на глазах девочка собирает и расставляет по-своему – как и расставит их вскоре история. В её войне фашисты проиграли. Так и будет, Анна. И зрители, глядя на смелую девочку, верят, что она дождётся этой победы, потому что умеет «ждать, как никто другой»…

Читайте также: История двух одержимых, или Родословная слов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*