Много ли мы платим за проезд?

Авторская колонка «ТЖ»

Всего-то теперь 22 рубля наличными, а картой 20. Правда, за месяц по-любому может набежать минимум около трёх тысяч. Повышение тарифов на проезд в общественном транспорте прошло спокойно и привычно, хотя многие пассажиры по своей наивности логично задаются вопросом: почему плата за проезд увеличилась, а качество обслуживания нет?

Решение о повышении тарифов, как известно, было принято по давней и настоятельной просьбе перевозчиков в лице транспортных компаний, а также администрации Тамбова. Однако винить власти региона в этом решении было бы абсолютно неоправданно. Решение вынужденное, принятие его долго оттягивалось, но экономические условия, что называется, взяли своё.

Перевозчиков, конечно, можно понять. Они обосновывали свои требования возросшими затратами, куда входит рост налогов, рост цен на горюче-смазочные материалы и запчасти, не говоря уже необходимости ремонта и обновления автопарка, о чём подробно высказался в одном из недавних номеров «ТЖ» директор Моршанского АТП Илья Николотов.

В свою очередь администрация Тамбов намерена порадовать горожан 15 новыми газомоторными автобусами по цене около 13 миллионов рублей за штуку в лизинг, плюс надо как-то компенсировать затраты на валидаторы и тахографы. При этом надо понимать, что муниципальный общественный транспорт — вещь дотационная, причём везде, потому что, исходя из чисто экономических раскладов, прибыльной быть попросту не может.

Автобусы и троллейбусы должны ходить по всем маршрутам, независимо от из коммерческой выгоды, потому что их задача – обеспечить возможность горожанам добраться в нужное место и не только в «хлебные» часы пик. Такова социальная роль общественного транспорта и эту роль с него никто не снимал.

Другой вопрос, почему за все эти растущие расходы должны платить граждане пассажиры? Ведь это не они, а государство в лице федерального правительства повышает налоги, включая пресловутый НДС или введение платы за используемую площадь, исходя из её кадастровой стоимости, которая порой в разы превышает рыночную. И это не граждане, а правительство регулярно повышает акцизы на топливо, что в конечном итоге отражается на стоимости практически всех товаров и услуг, за что расплачиваться приходится опять же самим гражданам. И кто им компенсирует эти расходы?

Тем не менее, пассажир на повышение платы за проезд не может не отреагировать чисто экономически. Такая реакция уже была заметна в период после предыдущего повышения тарифа до 17 рублей. Тогдашнее повышение было относительно невысоким, всего на два рубля и в более благополучной экономической ситуации.

Однако, как заметил тот же директор АТП Илья Николотов, «немаловажный фактор – ежегодное уменьшение пассажиропотока». Что совершенно естественно — люди стараются экономить, и на относительно короткие расстояния уже в автобус не садятся, а предпочитают преодолеть несколько кварталов пешком. Для поддержания физической формы полезно и для кошелька приятно. Это входит в рациональную привычку, а подтянутая фигура повышает тонус и настроение. Мол, пускай перевозчики едут лесом со своими тарифами!

При этом, в связи с повышением платы говорить о повышении качества обслуживания пассажиров, увы, не приходится. Да от всего этого «качества» по большому счёту нашему нетребовательному пассажиру достаточно одного — быстрее доехать из пункта А в пункт Б. А вот как раз с этим возникают проблемы, когда при наших пробках на дорогах автобусы ещё по нескольку минут простаивают на остановках, а кондуктор на сакраментальный вопрос: «Чего стоим, кого ждем?» с хозяйским достоинством отвечает: «Идём по графику. Не нравится — езжайте на такси!» Хотя никакие графики не предполагают долгих отдыхов водителей на остановках перед схваткой с дорогой. Это не говоря уже о том, что при этих отстойных простоях, они жгут впустую драгоценное топливо, на постоянное удорожание которого перевозчики ссылаются в своих требованиях повысить тарифы.

Кстати, возникает вопрос, не нарушает ли разница в тарифе при наличной и безналичной оплате проезда закона о защите прав потребителей, который гласит, что величина оплаты не может зависеть от её формы. Но как нам пояснили в управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей, это недопустимо, если сам перевозчик повышает цену при наличном расчёте. А если такие тарифы устанавливает государственный орган, пускай и по просьбе перевозчика, то здесь всё в рамках закона. И опять же, такое решение оказалось нелогичным для самих перевозчиков, кровно заинтересованных в получении именно наличных денег. Ведь пассажиры, которые раньше платили звонкой монетой, теперь ради экономии будут пользоваться только картами. Как говорится, получите свое!

Приведёт ли всё это повышение к решению финансовых проблем нашего общественного транспорта? Очевидно, нет. Во-первых, потому что все равно не компенсирует себестоимости проезда пассажира. А, во-вторых, и в самых главных – учитывая продолжающееся падение доходов населения, это приведёт к дальнейшему снижению пассажиропотока, то есть к снижению спроса, который, как известно, является двигателем экономики.

Кто-то возразит, что горожанам деваться некуда, и они всё равно будут пользоваться общественным транспортом при любой цене за проезд. Конечно, будут! Но дьявол кроется в деталях – будут, но меньше, что может свести на нет все повышение платы. В результате окажутся в минусе и перевозчики, и пассажиры. И подобные казусы в государственном масштабе у нас уже случались. Например, согласно докладу Счётной палаты РФ эффект от повышения НДС с 1 января 2019 года за первое полугодие оказался нулевым — вместо дополнительного поступления средств в федеральный бюджет лишь сократилась налогооблагаемая база в сфере малого и среднего бизнеса. Такие дела.

Так останется ли выгодным для тамбовчан наш общественный транспорт? Время покажет. Но Тамбов однако не такой большой город, и на велосипеде здесь покрыть расстояние оказывается явно быстрее, чем на автобусе. Тем более, ради здорового образа жизни и в своё удовольствие. А главное – бесплатно.

Читайте также: Проезд в транспорте: за ошибочное списание средств тамбовчанам вернут деньги

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*