Хамство кондуктора как индикатор нашего равнодушия

Этот конфликт в тамбовском автобусе 18-го маршрута, случившийся 16 октября, вызвал резонанс, вышедший далеко за пределы нашего областного центра. Казалось бы, довольно банальная ситуация: у девочки не срабатывает карта при поднесении к валидатору, и кондуктор в раздражении предлагает ей собрать денег на проезд у других пассажиров. Ошарашенная школьница оглядывается вокруг, кто-то сердобольно протягивает ей монеты и она в шоке и слезах покидает автобус.

Может быть весь этот неприятный инцидент так и остался за закрывшимися дверьми того автобуса, но мама оскорбленной школьницы сообщила об этом на сайт МБУ «Пассажирские перевозки», и там отреагировали внимательно и оперативно. В муниципальном учреждении было собрано экстренное совещание, кондуктора вызвали «на ковер», а директор ведомства Валерий Громов назвал этот случай возмутительным. И хотя кондуктор, объяснив свой поступок накопившейся от тягот жизни несдержанностью, принесла извинения приглашенным на разборку девочке и ее маме.

Провинившейся грозило реальное увольнение, но от потери работы ее спасла, как ни странно, просьба гуманной мамы потерпевшей не увольнять кондуктора в надежде, что она осознает вину и запомнит этот урок. Тем не менее, как заверил Валерий Громов, меры дисциплинарного воздействия будут приняты, работу кондуктора возьмут под особый контроль, а с кондукторским составом будет проведен соответствующий инструктаж.

Что же касается сбоев в работе системы безналичной оплаты проезда, то за неработающие валидаторы, как известно, несет ответственность перевозчик, а вовсе не пассажир. А если ваша карта вдруг почему-то оказалась в так называемом «стоп-листе» или неизвестен баланс транспортной карты, то по всем подобным вопросам можно обратиться по телефону «горячей линии» ООО «Оператор транспортных систем» 8-800-301-04-44.

Итак, казалось бы, неприятный инцидент разрешен, а ответственное за пассажирские перевозки муниципальное учреждение отреагировало четко и жестко. Но, на мой взгляд, самое неприятное во всем этом даже не поведение кондуктора, а как реагировали окружающие пассажиры, да и сама потерпевшая на эту ситуацию. Почему школьница-старшеклассница, то есть уже не малый ребенок, а почти взрослый человек, который может, а точнее должен отстаивать свое достоинство и права, лишь утирала слезы?

Впрочем, если девочку, просто шокированную неожиданным хамством, еще можно понять, то как понять остальных пассажиров? Нет, они не возмутились поведением кондуктора, не встали на защиту потерпевшей, хотя могли бы в праведном гневе коллективно просто морально «размазать» такого кондуктора, которая без всяких вызовов «на ковер» и дисциплинарных взысканий надолго бы запомнила, как себя надо вести с людьми.

А может, мы стали забывать, что мы — люди, а не покорные винтики, которые послушно склоняют голову перед любым начальственным окриком, даже если этот начальник — просто швейцар, как пел в известной песне Андрей Макаревич. Вспомните ситуации, которые встречаются в нашем общественном транспорте довольно часто, когда автобус на остановке, высадив и посадив всех пассажиров, продолжает стоять, создавая затор и сжигая впустую бензин, хотя ни в каких графиках подобные «отстои» не заложены. И если кто-то один начинает логично возмущаться: «Чего стоим, кого ждем?», то остальные пассажиры, как правило, отводят взгляд в сторону, а некоторые даже оправдывают водителя и кондуктора: «Раз стоят, значит так надо. Им виднее».

Мы почему-то привыкли переносить ответственность на кого-то, «кому виднее». И люди в автобусе, увидев слезы на глазах девочки, не возмутились хамством кондуктора, а… начали протягивать девочке деньги, как символ покорности обстоятельствам. Обстоятельствам, которые мы сами невольно создаем. И ведь этот случай в Тамбове — просто цветочек по сравнению с происшествиями в других регионах, о чем не раз сообщали федеральные СМИ, когда кондукторы высаживали на мороз детей, у которых не оказывалось денег заплатить за проезд. И снова возникает вопрос: а как смотрели на это другие пассажиры, что были рядом? Тоже молча? И вспоминается печально известная истина, что именно с молчаливого согласия равнодушных совершается все зло на земле.

Была в Тамбове почти легендарная в своем роде женщина — Людмила Алексеевна Ковергина, «мятежный» домком с Бульвара Энтузиастов, светлая ей память. А почти всероссийскую известность получила потому, что смогла на основании действующих законов доказать в суде, что услуги ЖКХ не соответствовали утвержденным государством нормативам, и потому долгое время не платила за эти услуги по решению суда. Она досконально знала законы и умела отстаивать свои права. И за это одной из газет была признана «самым несоветским человеком года». Вот интересно, чтобы сделала с той кондукторшей Людмила Алексеевна, окажись она в данной ситуации? В рамках закона, конечно. Даже представить страшно.

Неужели спустя почти тридцать лет после того, как ушел в прошлое советский строй в нашей стране, мы все еще остаемся «советскими» людьми в явно не лучшем смысле этого слова?..

Читайте также: Сергей Прохоров: «Переход на цифровое радиовещание — пришло ли время?»

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*