Космос, как воспоминание о будущем

Авторская колонка "ТЖ"

Так вышло, что с детства День космонавтики воспринимается, как один из самых светлых праздников, хотя выходным днем никогда не был. Наверное, потому что это символическое воплощение самой высокой мечты в самом прямом смысле этого слова. Здесь все совпало, начавшись апрельским утром теперь уже очень далекого 1961 года – и солнце, отражающееся на обтекателях ракеты космического корабля «Восток», и ее впечатляющий старт, зафиксированный кинокамерами, и неповторимая улыбка Гагарина, и его крылатое «Поехали!»… Сказочное воплощение надежды, которое сбылось.

Это действительно было фантастическое событие, которое за суетой нынешней слишком приземленной жизни почти не ощущается. Наверное мы просто разучились по-настоящему мечтать. А те люди — и создатель ракеты Сергей Королев, и первый космонавт Юрий Гагарин, и десятки тех, кто работал над космическими проектами, умели мечтать, потому что без этого умения такое дело не поднять во всех смыслах слова…

Удивительно и то, что в космос удалось выйти спустя всего полтора десятилетия после долгой разрушительной войны, начав фактически с нуля совершенно новую отрасль не просто науки и промышленности, но и всей экономики страны. Насколько это произошло благодаря или вопреки сложившимся условиям, рассудит история, но люди смогли это сделать. Вопреки всему и несмотря ни на что. Даже несмотря на то, что Сергей Королев в 1938 году был осужден за «подрывную деятельность, направленную на развал промышленности в контрреволюционных целях», получил тюремный срок в 10 лет и был реабилитирован только в 1955 году.

Конечно, ракета Р-7, которая стала основой всей космической программы, изначально создавалась для военных нужд с целью доставки ядерного заряда на другой континент. Но Королев сразу задумывал ее, как ракетоноситель для вывода объектов в космос, и потому предложенная им идея ракетного размещения двигателей первой ступени просто идеально подошла для стартов на околоземную орбиту..

Сейчас тот первый полет Юрия Гагарина кажется очень простым — всего один виток вокруг Земли, всего 108 минут полета. Но он был первым, и вероятность успеха была по нынешним меркам очень низкой. А почувствовать это, наверное, можно только воочию увидев тот спускаемый аппарат и тот корабль, на котором летал Юрий Гагарин. Несколько лет назад мне повезло быть в Звездном городке и увидеть все эти экспонаты, что бережно хранятся в тамошнем музее. Сразу возникает вопрос, понимал ли Гагарин, что из этого полета он вполне мог не вернуться? Конечно понимал. Малейший сбой в работе автоматики при включении двигателей ориентации корабля, и он мог остаться на орбите навсегда. Он знал, на что шел, и Королев знал, но то «Поехали!» открыло путь другим и разом приблизило космос ко всем нам.

Наверное, это было какое-то особенное время, когда открытия и новые достижения в авиации и космонавтике рождались одно за другим. Причем, многие из них остались непревзойденными до сих пор. Что ни говорите, но человек ступил на поверхность Луны уже больше полувека назад, и с тех пор таких попыток не было. И никто не повторил с тех пор путь наших «Луноходов» по поверхности этого спутника Земли. И даже последние разработки ракет Илона Маска и близко не стоят рядом с возможностями ракеты «Сатурн», доставившей первого человека на Луну. Да и в авиации до сих пор не превзойден рекорд высоты, в тридцать с лишним километров, достигнутый еще в 1959 году американским пилотом Говардом Джонсоном на серийном истребителе F-104 «Старфайтер» («Звездный боец»).

Тот самолет давно снят с вооружения, потому что «Звездному бойцу» просто не с кем оказалось сражаться на таких высотах: советский супербомбардировщик Т-4, предназначенный для таких полетов, так и не пошел в серию. Как остались в истории и первые сверхзвуковые пассажирские авиалайнеры — наш Ту-144 и англо-французский «Конкорд», увидевшие небо в конце 60-х годов. И как-то странно сейчас читать прогнозы фантастов того времени физиков-лириков, о том, что в 2020 году фотонные ракеты понесут нас за пределы Солнечной системы к дальним краям Галактики.

Что-то сдвинулось в мире, прогресс пошел по более земному пути, устремившись в мир информационных технологий. Но мечта о космосе осталась, чтобы не говорили многочисленные скептики.

В Звездном городке есть маленькое кафе. Оно осталось почти в неизменном интерьере с тех самых 60-х годов. На стенах спутники парят среди звезд, а столики по форме напоминают орбиту планеты с двумя солнцами. Там бывал Юрий Гагарин с коллегами, там собирались мечтатели, и очень хочется, чтобы эти мечты не остались лишь в воспоминаниях. И можно верить, не останутся, потому что мир не может жить без самой высокой мечты.