Крещенские купания: от флешмоба до традиции

Крещенские купания из года в год собирают большое количество желающих совершить погружение в ледяную воду. Сам праздник — Крещение Господне — отмечают тамбовчане, причисляющие себя к православным христианам. Однако из погружения в ледяную купель по сути получается вполне языческое действо. Да и смысл праздника остается для большинства невоцерковленных людей неясным. Из сотен людей, собирающихся в ночь на Крещение на многочисленных водоемах Тамбовщины у иорданей, не многие знают, для чего они лезут в прорубь.

В нынешнем году три иордани в Тамбове были организованы на левом берегу реки Цны у Моста влюбленных и две — в районе улицы Максима Горького.

Первые желающие окунуться стали собираться вечером вторника после церковной службы, и продолжают подходить в течение всего дня 19 января. По традиции, власти идут навстречу людям: сделаны и лесенки в иордани, и перила вокруг, «скорая» и МЧС дежурят на случай проблем со здоровьем, а полиция — с правопорядком.

Толщина льда на реке сейчас свыше 25 сантиметров, а безопасно выходить на лёд можно уже при 15 сантиметрах, так что и с этой стороны всё в порядке.

Палатка для переодевания наличествует, чай для всех, кто замёрз, — тоже. Только вот священнослужителей нет. Как примета времени — маски и социальная дистанция. Что касается последней — прекрасное, по-моему, изобретение. Достойное Нобелевской премии мира.

В крещенскую ночь в Тамбове стоят крещенские же морозы: столбик термометра опустился до 25 градусов Цельсия, по ощущениям же — и все 30. Из иорданей постоянно достают сачком ледяную крошку: вода сразу схватывается.

В сравнении с прошлыми годами народу немного, и создаётся ощущение, что популярность мероприятия потихоньку сходит на нет: если 15 лет назад в том же Тригуляе у стен монастыря стояли многочасовые очереди, да и в областном центре приходилось изрядно подождать, то сейчас очередь, говоря булгаковским языком, не чрезмерная: человек полтораста.

Снег под ногами скрипит пронзительно громко, а вот граждане ведут себя довольно тихо, если и переговариваются — то вполголоса, так же и на мои вопросы отвечают. Вопросы простые: что за праздник и зачем — в прорубь-то?

Довольно молодая дама, назвавшаяся Анной, демонстрирует чудеса образованности.

«В этот день князь Владимир всех киевлян в реку загнал, крестить, уж не помню, какая у них там течёт. Так Русь крестили, и в память об этом мы теперь и должны купаться», — искренне считает она.

Её спутник, имени своего назвать не пожелавший, добавил, что Иисус в этот день крестился, и грехи свои смыл, и нам завещал. Тремя шагами дальше мужчина средних лет, представившийся Артёмом, заверил, что попы всё врут, Русь крестили огнём и мечом, сам он — родновер-язычник, в иордань решил погрузиться, потому как славяне, когда Коляду чествовали, в прорубь зимой лезли и вообще всяко веселились.

Дальнейшие расспросы других «моржей» картину не особенно прояснили: купаться вроде и надо, но мотивация у каждого — своя.

В дореволюционной «Настольной книге для священно-церковнослужителей» под авторством протоиерея Сергия Булгакова от 1892 года содержится прямое осуждение крещенских купаний:

«В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас».

Но сейчас времена более либеральные, и Русская православная церковь в определённой степени пошла навстречу людям, совершая у проруби чин водосвятия.

Да и традиция купаться в иордани не такая уж и давняя. Обыватели стали массово лезть в ледяную воду где-то с начала двухтысячных годов. Крещенские купания стали настоящим трендом, когда по социальным сетям и блогам начали расходиться фото и видео селебрити, вип-персон и политиков с голым торсом на морозе.

С каждым годом нашим «моржам» приходилось расширять прорубь для купаний, увеличивать шатры для обогрева и заморачиваться с дежурством по охране общественного порядка. Последнее стало необходимым, поскольку народ начал выходить на лед иной раз и в подпитии.

Если купание, выросшее, по сути, из народного флешмоба, сейчас тренд – значит, его нужно воцерковлять. В риторике отдельных священников зазвучали сочувственные нотки, под аккомпанемент которых купания на Крещение именовались не иначе как новой формой проявления религиозности.

Однако больше это явление похоже на современный формат богоискательства для людей, которые по-другому пока не могут выразить свою веру. Это такая же религиозность, как яйца на Пасху красить или блины на Масленицу стряпать… Теперь вот ещё и купания.

Читайте также: Зима чёрного цвета: стоит ли посыпать тротуары песко-соляной смесью?

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*