Самый взрослый друг

На Тамбовщине реализуется проект, в рамках которого воспитанники-выпускники интернатных учреждений получили взрослых наставников

«Значимый взрослый» — это психологический термин, и знать его не все обязаны. Но все понимают, что у ребёнка, тем более взрослеющего подростка, непременно должен быть близкий человек, с которым можно обсудить важные и трудные вопросы, человек, который расскажет, как нужно идти по жизни, и примерами из своего опыта подтвердит слова. С изменением отношения общества и государства к воспитанникам и выпускникам интернатных учреждений, с ростом понимания того, насколько недостаточно они готовы к самостоятельной жизни, пришло осознание и необходимости появления таких значимых взрослых в жизни детей.

Найти общий язык

Сейчас в нашей области наставничество реализуется в двух направлениях: краткосрочное и долгосрочное. Инновационный социальный проект «Наставничество. Действуем вместе!» на 2018—2019 годы объединил в себе оба вида и реализуется при финансовой поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

«Сейчас в проекте участвуют воспитанники-девятиклассники из восьми интернатных учреждений области и учащиеся колледжей. Участие исключительно добровольное, детям, конечно, рассказывали, в чём суть проекта. Участвовать захотели не всё, и сейчас видим, что многие из отказавшихся жалеют о таком решении», — рассказывает директор центра «Ради будущего» Елена Барсукова.

Евгений Матушкин и Елена Барсукова напутствуют участников проекта

Наставников и «наставляемых» подбирали внимательно, стараясь учесть и возраст, и интересы таким образом, чтобы общение помогло подросткам раскрыть свои возможности и лучше узнать себя. Время показывает, что это получается. Сблизить взрослого и подростка могут самые разные вещи, от искусства до животных.

Среди участников проекта есть женщина-художник, её подопечный, который уже учится в колледже по совсем «нехудожественной» специальности, не только гордится знакомством с человеком довольно редкой профессии, но и в себе самом начал находить творческую составляющую. В другом случае найти общий язык помогли собаки. Одна из наставников является заводчиком декоративных собак, и это обстоятельство очень помогло установлению доверительных отношений с «наставляемой» девочкой.

Как отмечают кураторы (у каждой пары — взрослого и подростка — в проекте есть куратор, специалист учреждения), — контакт с наставником помог девочке смелее смотреть в будущее. Она сейчас учится в колледже, делает это с желанием. Общение с наставником помогло ей определить специальность, по которой она хочет получить высшее образование, и найти вуз, где это обучение бесплатно.

Именно такие результаты, когда есть и планы на будущее, и продуманы реальные шаги их реализации, должны приносить контакты наставников и подростков. Для краткосрочного наставничества, рассчитанного примерно на полгода, даже существует тематика встреч. На них нужно обсудить то, как планировать своё будущее, как воспринимать ошибки и учиться на них, преодолевать трудности и т. д. Для долгосрочного наставничества на первое место выходит задача помочь найти цель в жизни и действенные пути движения к ней.

Любите ли вы театр?

Директор Мичуринского драматического театра Галина Попова — человек занятой. Работа руководителя творческого коллектива непроста. Но когда предложили стать наставником, отказать не смогла. И всё же согласиться было непросто, потому что Галина Николаевна хорошо понимала, что «мы в ответе за тех…» и представляла груз ответственности. О принятом решении она не пожалела ни разу с тех пор, потому что вместе с ответственностью появилась ещё и очень большая радость. Конечно, поначалу нужно было установить доверительные отношения, наладить контакт, тем более что её «наставляемый», четырнадцатилетний мальчик, оказался довольно замкнутым.

«Я решила, что надо рассказать о себе, о своей «школе жизни». Сама я из Тулы, здесь, на Тамбовщине, ни друзей, ни знакомых поначалу не было, пришлось обживаться, «обрастать» — об этом долгом процессе я ему рассказывала», — говорит Галина Николаевна.

Побывал мальчик и в театре. Он, как выяснилось, в «настоящем» театре не был до тех пор ни разу, видел только выездные спектакли. Неудивительно, что театр его очаровал, но «в артисты» он не засобирался, а считает, что должен получить профессию, любую, чтобы суметь заработать на жизнь, а уж когда встанет на ноги, присмотреться и заняться тем, к чему будет лежать сердце. Что и говорить, серьёзный взгляд на жизнь.

«Куратор говорит, что за время нашего знакомства он подтянулся в учёбе, стал следить за речью, интересоваться общественной деятельностью, наверное, ещё и потому, что надо же о чём-то происходящем в жизни рассказывать наставнику, — говорит Галина Николаевна. — Мне очень хотелось бы посеять в его душе зёрна доброты, научить тянуться к культуре, дать ему какие-то основания, на которые можно опереться».

Поехали на рыбалку!

Бывших педагогов не бывает. Вот и Игорь Леонтьевич Урбан, хотя и работает заместителем начальника отдела Моршанской городской администрации, педагогическое прошлое из жизни не вычеркнул и, услышав о наставническом проекте, сразу решил участвовать, тем более что предполагаемого подопечного он знал, ещё когда работал педагогом.

«Он мальчик спортивный, но малообщительный. У него проблемы с речью, но я его понимаю хорошо, а он не стесняется со мной говорить. Мы работаем и по индивидуальному плану, и принимаем участие в коллективных мероприятиях для участников проекта. Конечно, большое внимание уделяем спорту», — рассказывает наставник.

В первую очередь речь идёт о спорте, так сказать, практическом: мальчик начал готовиться к сдаче норм ГТО, ну и на разные спортивные мероприятия, в том числе Всероссийский турнир, посвящённый Боброву, наставник его тоже приглашал. Конечно, сам по себе подросток на таком мероприятии не побывал бы. Содействие наставника в этой и других похожих ситуациях помогает не просто получить доступ к какому-то развлечению, но и понять, насколько велик и разнообразен мир. А советы старшего товарища во время шахматно-шашечного турнира среди коллег по проекту помогли подростку войти в число победителей, и он был горд и победой, и тем, что у него есть такой советчик.

И не только в спортивной части. Игорь Леонтьевич с подопечным побывали на разных предприятиях города, посмотрели, как там работают, — и мальчик теперь, наверное, лучше представляет, к чему он готовится, получая профессию. Уже вторую, кстати, сейчас он учится на повара. А первая профессия — швейная.

«Стараюсь научить его практическим навыкам столярного, слесарного дела. У меня дома — небольшая мастерская, мы там понемногу работаем. Он многому удивляется, например, тому, что у меня несколько десятков отвёрток — и все нужные», — говорит Игорь Леонтьевич.

Работа на огороде, поездка на рыбалку — такие стороны жизни для его подопечного до последнего времени почти не существовали, и только общение с наставником дало возможность соприкоснуться с ними не в теории, а на практике. Кстати, выезд на рыбалку собираются повторить в ближайшее время.

Скорее всего, считает Игорь Леонтьевич, общение с подопечным продолжится и после окончания срока проекта, потому что это нужно молодому человеку, а наставнику — интересно.

Не прерывать контактов

Открытие программы краткосрочного наставничества началось со встречи в областной Думе, что говорит о значении, которое ему придаётся. А также и о той ответственности, которая ложится на его участников, не случайно председатель областной Думы Евгений Матушкин, напутствуя наставников и их воспитанников, говорил о том, чтобы «старшие братья и сёстры» не прерывали контактов с подопечными и после окончания срока проекта. Отношения, которые складываются между подростками и взрослыми, убеждают, что и в самом деле проект окажется бессрочным.

Читайте также: «Живём по-настоящему»: в Тамбове презентовали успешные социальные проекты

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*