В тамбовской школе №5 начал работать ресурсный класс, в котором учатся дети с расстройствами аутистического спектра

Делать прогнозы — занятие неблагодарное. Педагоги школы №5, работающие в ресурсном классе, ничего наперед не загадывают, но уверены: их особые ученики будут учиться успешно и с удовольствием.

Пока же эти первоклассники преодолели первый, но, может быть, самый важный этап — первое учебное полугодие. Как и полагается, узнали буквы и цифры, начали читать и решать простейшие примеры…

Ресурсный класс для детей с расстройствами аутистического спектра и ментальными нарушениями в школе №5 действует с начала учебного года. В школе имеется немалый опыт работы с детьми с особенностями здоровья, и то, насколько это важное и ответственное это дело, здесь понимают очень хорошо.

Начали заранее

Как рассказывает директор школы Валентина Николаевна Шестакова, об идее открытия класса было известно заранее, и в течение предшествующего учебного года коллектив к этому событию серьезно готовился. Педагогические работники, в том числе руководство школы, перенимали опыт у коллег из других учебных заведений, Котовска, а также Москвы. Обучение на курсах повышения квалификации прошли специалисты, работающие с классом: учитель-дефектолог, педагог-психолог, тьютор.

Разумеется, в классе есть и «просто учитель», то есть педагог начальных классов, а еще с детьми занимается педагог-логопед. В общем, получается целая команда специалистов, которых объединяет интерес к работе, любовь к детям, высокие профессиональные навыки и готовность учиться новому. Каждый педагог заинтересован в профессиональном развитии, и работа в ресурсном классе дает им хорошую возможность в полной мере применить все навыки.

Первая линейка

Первые встречи с особыми учениками состоялись еще до 1 сентября. Еще в августе весь небольшой класс, а тут учится всего восемь человек, из которых трое аутисты, посещали подготовительные занятия, индивидуальные беседы с учителем-дефектологом. Все это дало возможность детям и педагогам познакомиться, подготовить будущих учеников к началу школьной жизни. На первую школьную линейку все они отправились с пониманием серьёзности мероприятия и и большим желанием учиться. Правда, такое желание не редкость у большинства первоклассников. Вот только в течение первых месяцев учебы оно иногда пропадает. Но ученики из ресурсного класса идут в школу с огромным желанием. И совсем не потому, что у них программа легче (ничуть она и не легче, а просто адаптирована для данной категории детей, чтобы быть им по силам), а потому, что им очень интересно быть вместе с другими детьми. Они говорят о себе «я хожу в школу», и это несомненно поднимает их в собственных глазах.

Учиться в начальной школе они будут на один год дольше, так рассчитана программа. За эти годы нужно научиться многому. Они должны не просто пройти программу, а освоить навыки жизни в обществе.

Зона учебы — зона комфорта

Детям с расстройствами аутистического спектра нужны особые условия и эти условия в школе №5 созданы. Для них выделено несколько помещений, в том числе учебный кабинет, ресурсный класс.

Насколько удобно расположены эти два помещения: на одном этаже со всей начальной школой, но в удалении, а значит, в относительной тишине и покое. А еще рядом — гигиеническая комната, что тоже немаловажно. В помещении ресурсного класса чувствуешь себя очень спокойно – может быть, это связано с выбранными для отделки тонами:

«Смотрите, все выдержано в бежевых и зеленоватых тонах, — обращает внимание заместитель директора Елена Николаевна Ульева. — Эти тона выбраны специально, так как они не вызывают возбуждения».

Успокоиться при необходимости помогают и специальные парты – они не просто индивидуальные, но и со специальными «экранами», своего рода стеночками, за которыми ученик может как бы спрятаться – этим детям нередко бывает нужно такое одиночество. Конечно, есть в классе и самые обычные парты. Есть и собственные шкафчики – дети их очень любят и никогда не путают свой с чужим. Экскурсия по этим помещениям вызывает уважение к администрации школы, которая смогла за короткий срок создать такие комфортные условия для небольшой группы детей.

Кабинет разделен на зоны. Есть зоны для групповых и индивидуальных занятий, для сенсорной разгрузки и отдыха, а также рабочее место учителя.

Зона сенсорный разгрузки достойна особого внимания. Во-первых, она необходима для того, чтобы ребенок мог сбросить напряжение, которое возникает по самым разным причинам, например, от необходимости долго и правильно сидеть за партой. Расслабиться можно на кресле–мешке или на специальной кровати–трансформере, разработанной именно для расслабления всех групп мышц. На обычную кровать она совсем непохожа – в разложенном виде это своеобразное волнистое сооружение, а сложенное принимает форму куба. В этой же зоне дети могут читать, играть. Это еще удобнее на мягком покрытии для пола, а антитравматичное покрытие стен делает любую возню безопасной.

Для обучения детей с расстройством аутистического спектра на средства Гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации приобретен богатый дидактический материал. Специальные карточки учат не просто различать картинки, но и выражать желания, просьбы, что способствует развитию речи, чему в обучении уделяется особое внимание.

Настоящее богатство — образовательно–игровой комплекс для формирования информационной и деятельностно–коммуникативной компетентности. Он здесь даже выглядит как сокровище – большая–пребольшая коробка, вернее, сундук на колесиках, в котором хранятся наборы с дидактическими играми и заданиями. В таких играх дети учатся самым разным вещам: сравнивать предметы по размеру, цвету, знакомятся с понятиями количества и многим другим.

В первом классе оценок не ставят никому. Но успехи видны все равно, и не только педагогам.

Хорошей традицией в этом классе стали регулярные, раз в месяц, встречи родители на таких встречах могут задать любые вопросы, сделать какие-то предложения. Педагоги в свою очередь, индивидуально каждому рассказывают об особенностях обучения ребенка. И, конечно, родители делятся впечатлениями от изменений, которые в самом деле происходят с детьми. Например, отмечают развитие речи. Педагоги же, например, могут отметить, что к концу первого полугодия дети постепенно привыкают к необходимости жить по школьным правилам.

Все вместе

Социализация является одной из важнейших задач обучения. Поэтому, например, то, что особенные дети ходят вместе со всеми в столовую – это большой успех.

Все дети верят в чудеса и с нетерпением ждут приближения Нового года. Не исключение и дети аутисты, которые будут участвовать в общем утреннике вместе с учениками своего возраста. У новогоднего мероприятия есть свои особенности, но ведь и дети за прошедшие несколько месяцев заметно изменились, так что учителя и родители уверены, что они смогут получить такое же удовольствие от утренника, как и все ученики.

Читайте также: В Тамбове открыли ресурсные классы для особых детей

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*