О совместных усилиях вузов и потенциале Тамбовской области

Ключевым фактором экономического роста и социального благополучия Тамбовской области — как, впрочем, и любого другого региона — является человеческий капитал. Университеты — именно тот механизм, который обеспечивает его сохранение и развитие. Ректор Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина Владимир Стромов — о потенциале университета и региона в целом.

События и тренды

В Послании Федеральному Собранию в январе этого года Владимир Путин сформулировал в качестве приоритетных несколько вопросов, непосредственно касающихся университетов. Это, в частности, увеличение количества бюджетных мест в региональных вузах и повышение гибкости образовательных программ. А в начале февраля состоялся обстоятельный разговор на совместном заседании президиума Госсовета и Совета по науке и образованию. Председательствовал президент. Наш губернатор Александр Валерьевич Никитин выступил с обобщением ряда предложений как руководитель подгруппы Госсовета «Высшее образование».

18 февраля я присутствовал на заседании Совета Российского Союза ректоров, где продолжилась детализация и конкретизация проблем и планируемых решений, а уже на следующий день — 19 февраля — я выступил с докладом на выездном заседании фракции партии «Единая Россия» в Тамбовской областной Думе. Мой доклад был посвящён роли вузов региона в сохранении и развитии человеческого капитала. Сегодня я попытаюсь описать общие тренды и смыслы государственной образовательной политики и выскажу некоторые предложения о том, что мы — в вузе и в регионе — могли бы сделать именно сейчас.

Для системы образования открылось окно возможностей. Это выражается в резком увеличении конкурсного (именно конкурсного) финансирования в государственных образовательных инициативах. Не воспользоваться этими возможностями — значит, не просто упустить благоприятный шанс, что само по себе крайне плохо, но признать собственную неспособность к прорывному развитию.

Державинский и регион

Интересы ТГУ и интересы тамбовского регионального общества совпадают фундаментальным образом. Мы, по определению, — не условная нефтяная компания, которая пришла, пробурила скважину, испортила природу, выкачала нефть и ушла.

Университет обладает самой крупной в регионе образовательной инфраструктурой и материальной базой.
В течение последнего десятилетия университет совершил настоящий прорыв на международном рынке образовательных услуг. ТГУ имеет уникально высокую — даже по сравнению со многими столичными вузами — долю иностранных студентов (21%). Сейчас мы занимаем 20 место в рейтинге Минобрнауки по экспорту образования.

За последние пять лет ТГУ направил на приобретение научного оборудования и открытие новых лабораторий около 125 млн рублей. Из них половина — внебюджетные средства. Очень немногие университеты могут похвастаться тем, что достигли целевого соотношения бюджетных и внебюджетных поступлений — 30% к 70%. Среди лидеров — Державинский, доля внебюджетных средств в котором равна 69%. Прирост совокупных доходов ТГУ за последние пять лет составил 45%.

Национальный проект «Образование»

В рамках нацпроекта «Образование» университет с 2019 года является исполнителем федеральных проектов «Успех каждого ребёнка» (более пяти млн руб.), «Новые возможности для каждого» (более 18 млн), «Кадры для цифровой экономики» (более 12 млн). И это — только начало.

Администрация и Дума неизменно поддерживают университеты в их попытках привлечь федеральное финансирование, включиться в общенациональные программы. Речь не только о софинансировании, что само по себе очень и очень важно, но и о столь нужной нам поддержке на высоком политическом уровне. 6 февраля 2020 года губернатор Александр Никитин в выступлении на заседании Госсовета обратил внимание президента на некоторые нормативные барьеры при реализации нацпроектов вузами.

Владимир Путин поддержал предложение о внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ. Эти поправки дают возможность выделять софинансирование из регионального бюджета победителям федеральных конкурсных отборов без дополнительных региональных конкурсов. Для нас это было бы очень нужным управленческим решением.

Мы выступаем за создание в Тамбовской области межвузовского студенческого городка. Подчеркну, что в этом проекте предполагается участие не только Державинского университета. Такой проект, среди прочего, предусматривает значительное расширение общежитий, в том числе для иностранных студентов.

Это вполне просматриваемая и реальная перспектива — превратить Тамбов в крупный университетский и значимый в России центр экспорта образовательных услуг. А такой экспорт — не только коммерчески выгодное предприятие и для вуза, и для региона; это ещё и элемент государственной политики по продвижению российских национальных интересов за рубежом.

Целевое обучение

В Тамбовской области не хватает специалистов по ряду специальностей. Прямой путь сократить этот дефицит — обучать людей по заказу региона. На данный момент функционируют две системы целевого обучения. Во-первых, сохраняется традиционный целевой набор за счёт средств региональных бюджетов. Так, в Державинском за счёт средств областного бюджета обучаются 428 человек, включая 200 студентов-медиков.

Во-вторых, с 2019 года запущена система целевого обучения за счёт федерального бюджета. Этот механизм работает следующим образом. Минобрнауки, запросив потребности региона, выделяет квоты для целевиков. Их обучение оплачивает федеральный бюджет. Поступить на эти места могут лишь те, кто имеет договор или с регионом, или с муниципалитетом, или с предприятием с госучастием. Заказчик по такому договору должен трудоустроить целевика, а тот в свою очередь обязан отработать некоторое количество времени на том месте, что закреплено в договоре.

Какова на данный момент ситуация? В 2019 году в ТГУ целевые квоты по разным направлениям подготовки составили в сумме немного более 250 мест. Это немало, проблема в том, что квоты были заполнены абитуриентами в среднем на 60%.

Аналогичная ситуация в большинстве вузов страны. На февральском заседании Госсовета губернатор Александр Никитин отметил, что квота по целевому приёму по стране по многим отраслям не была выбрана. Следует поддержать предложение губернатора, что заказчиками по целевым договорам могут выступать не только органы власти и предприятия с госучастием, но и коммерческие предприятия без государственного участия.

Что мы предлагаем сделать для развития целевого обучения? Во-первых, важно, чтобы регион имел право определять место обучения целевиков. Отдавать заказы в другие регионы имеет смысл только тогда, когда в Тамбовской области нет соответствующих направлений подготовки.

Во-вторых, полагаю, для запуска целевого обучения нам нужна большая и системная пропагандистская кампания, включая социальную рекламу и разъяснительную работу. Такая кампания не может быть задачей только рекламных служб университета. В этом направлении мы и так делаем очень многое. Это должна быть цель и программа развития всего региона.

Непрерывное образование

Я бы хотел сфокусировать внимание на институциональном аспекте непрерывного образования — вертикальной интеграции образовательных учреждений различных уровней. Одна из ключевых проблем региона в развитии человеческого капитала — отток молодёжи в другие регионы, прежде всего в столицы. Мотивы миграции очень
часто имеют образовательный характер.

Добившись многоуровневой образовательной интеграции, мы сможем предложить людям единый непрерывный образовательный трек. Например, многие выпускники педагогического и медицинского колледжей, обучающиеся на средства регионального бюджета, не идут работать по специальности. Проблему восполнения профессиональных кадров можно было бы решить посредством целевого обучения. Но колледжам не выделяют квот, оплачиваемых из федерального бюджета. А университетам выделяют.

Ещё один пример — дополнительное обучение и повышение квалификации учителей. Кто может обеспечить постоянную переподготовку? Ответ очевиден: университет прежде всего. Эти примеры показывают, как отказ от концентрации ресурсов не просто приводит к неоптимальному расходованию средств, а прямо препятствует достижению конечных социально-экономических целей региона.

С 2007 года мы в ТГУ создаём многопрофильный комплекс «школа — колледж — вуз». Такая система непрерывного образования есть только в 13% вузов страны. На сегодняшний день у нас обучаются 1200 человек по программам общего и среднего профессионального образования (СПО). Нам удалось осуществить 100% набора по всем специальностям СПО. Среди таких студентов отток в другие регионы невелик. В 2019 году к нам поступили 57% наших выпускников СПО; в 2020 году, скорее всего, мы достигнем 70%.

В сентябре 2019 года мы заключили соглашение о взаимодействии с управлением образования и науки, которое позволяет университету проводить образовательную работу в школах. На данный момент заключены договоры с 25 школами области (а это 900 учеников!). Договоры предусматривают реализацию образовательных программ в сетевой форме практически по всем профильным направлениям.

Хочу обратить внимание на основные точки приложения усилий вузов и областных властей по выстраиванию региональной системы непрерывного образования. Во-первых, необходимо продолжить и существенно расширить школьно-университетское сотрудничество в сфере профориентации и развития сетевых образовательных программ.

Во-вторых, следует развивать плотное взаимодействие вузов со средними профессиональными учебными заведениями. В-третьих, имея в виду, что в Державинском университете успешно функционирует послевузовская система переподготовки и дополнительного образования, предлагаем расширить переподготовку и повышение квалификации школьных учителей в стенах университета.

Взаимодействие университетов, бизнеса и власти

Основное препятствие, стоящее на пути реализации прикладного потенциала науки, — налаживание взаимодействия науки с бизнесом и властью. Нет взаимодействия — нет инноваций. По замыслу федерального центра, платформы для взаимодействия должны быть созданы на базе так называемых НОЦев — научно-образовательных центров мирового уровня.

В рамках этой государственной инициативы уже создано несколько НОЦев, под которые выделяются крупные средства. Перспективы создания подобной платформы за счёт федерального бюджета в Тамбовской области пока сомнительны. Тем более что аграрная тематика уже занята Белгородским НОЦем. Но это не значит, что мы не можем рассматривать такую форму организации как образец.

Державинскому университету удалось наладить успешное взаимодействие со многими коммерческими предприятиями. Под успешным взаимодействием я подразумеваю конкретные контракты на научные разработки и внедрённые в производство инновационные продукты и технологии. Опыт есть, но для принципиального ускорения инноваций требуется именно постоянно действующая платформа — организация, состоящая из
институциональных партнёров: университетов, органов власти, предприятий, инвесторов, академических институтов, консалтинговых компаний.

Кроме того, мы предлагаем создать региональный экспертный консорциум (возможно, в рамках упомянутого НОЦа). Это сообщество, состоящее из учёных и управленцев. Цель консорциума — обеспечить мониторинг, экспертизу и прогнозирование региональных процессов, научное обеспечение планирования.

В завершение хочу ещё раз подчеркнуть: в настоящее время для успешной реализации региональных задач, связанных с развитием человеческого капитала, необходима концентрация интеллектуальных, материальных и иных ресурсов, усилий всех университетов, научных организаций и бизнес-сообщества.

Читайте также: Саяпинские чтения: экономика региона сквозь призму нацпроектов

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*