Тамбовский студент из Анголы Эдуарду Саккосенге учится в двух университетах сразу

Мы уговаривались о встрече, а она, понятно, происходила «в эпоху коронавируса», и студент, с которым мы договаривались, поинтересовался о «форме одежды». Подумала, что речь идет о маске и перчатках, и не ошиблась: Эдуарду Сакоссенге, как и полагается будущему врачу, отнесся к новым эпидемическим правилам с профессиональным вниманием.

Среднее арифметическое

Он учится на пятом курсе мединститута ТГУ имени Г. Р.Державина, осваивает «Лечебное дело» и вплотную задумывается над специализацией.

«Мне хотелось бы специализироваться по офтальмологии. Считается, что здесь, в Тамбове, есть хорошие больницы и врачи этой специальности», — говорит Эдуарду.

Офтальмология, наряду с кардиологией, которая тоже его интересует, — наиболее востребованные медицинские специальности в Анголе. Вообще, там очень нужны врачи всех специальностей: официальная статистика говорит, что на тысячу человек населения приходится 0,08 врача.

Причина такого положения дел в том, что из-за длительной гражданской войны чуть ли не целое поколению ангольцев лишилось возможности получить высшее образование, тем более медицинское. Сейчас в стране работает немало кубинских медиков, но собственные национальные кадры восстанавливать нужно, поэтому лучших студентов отправляют учиться за границу.

«Насколько хорошо учится студент, определяют по среднему арифметическому его оценок», — поясняет Эдуарду.

И вот по этому самому среднему арифметическому он и оказался в числе лучших в концу первого учебного года в университете у себя на родине. Ему и еще нескольким студентам предложили государственную стипендию для учебы за границей в медицинском институте. Прежде чем согласиться, Эдуарду пришлось как следует подумать, ведь становиться врачом он совсем не мечтал.

Он хотел быть инженером и первый курс заканчивал на соответствующем факультете. Но, взвесив все «за» и «против», решил, что отказываться от такого предложения не стоит — в конце концов, врач специальность нужная, а поучиться за границей интересно.

У его друзей, которые также отправлялись учиться в Россию, к этим аргументам прибавлялись и другие, среди которых самым распространенным было «пожить в Европе», и жизнь эта представлялась как самая настоящая сказка.

Русский как иностранный, а ещё латынь

Эдуарду мечтам не очень предавался, и, может, как раз это помогло ему не испугаться первых трудностей. А началась его учеба именно с трудностей. В Тамбове, он оказался в начале зимы, не зная ни одного слова по-русски. А владеть русским, как оказалось, необходимо, потому что преподавания на португальском нет; свободно владеющие английским или французским студенты могут учиться на этих языках, но для Эдуарду и его соотечественников эти языки такие же иностранные, как и русский.

«Занятия на подфаке шли уже два месяца, и когда я пришел в группу, было очень трудно. Все уже что-то понимали и могли говорить простые фразы, а я нет. Первое слово, которое запомнил по-русски. Это «они» или, может, «она» — его повторяли часто. Наверное, глаголы спрягали: «он идет, она идут, они идут», — вспоминает Эдуарду.

Догонять группу было трудно, тем более, как говорит Эдуарду, способностей к языкам у него нет. Правда, общаясь с ним, поверить в это трудно, по-русски он именно говорит, пусть и не слишком свободно, а не «объясняется» с помощью онлайн-переводчика. Видимо, успехи в освоении русского объясняются еще и тем, что он учится фактически по-русски, овладевая попутно, как и полагается будущему медику, латынью. Она, эта самая латынь, так же, как и анатомия и анатомическая топография, — входит в число предметов, которые будущие врачи изучают на младших курсах, но выучить и сдать их, особенно анатомию и топографию, — дело непростое.

«Это очень, очень трудно было», — вспоминает Эдуарду первые годы учебы.

Сейчас, как ему кажется, учиться стало легче. Может, и в самом деле все предметы, которые надо было просто выучивать наизусть, остались позади, а может, он настолько привык к медицинским трудностям, что перестал их замечать.

«Я должен учиться хорошо, ведь я сам решил ехать учиться в Россию. Это был мой выбор, и я за него отвечаю», — уверен он.

И все-таки даже на подфаке, где студенты изучают не только русский язык, но и общеобразовательные предметы, ему в свое время стало учиться интереснее и легче, когда в расписании появились физика, математика — его склонность к точным наукам и инженерному делу у него никуда не делась.

Студент, которому интересно

Поэтому Эдуарду Сакоссенге сейчас не только пятикурсник мединститута ТГУ им. Г. Р Державина, но и третьекурсник ТГТУ. В техническом университете он учится на специальности «Электроэнергетика и электротехника». Нечасто встретишь студента, который одновременно осваивал бы две специальности, к тому же имеющие столь мало общего, но Эдуарду учится с удовольствием, находя время и силы для двух вузов. Куратор его группы старший преподаватель кафедры электротехники Мария Авдеева считает, что он внимательный, прилежный и ответственный студент.

Учебный опыт он тоже приобретает разный. В мединституте студентов много, на лекции обычно бывает более семидесяти человек, так что даже задать лишний раз вопрос преподавателю не всегда получается.

«Многое приходится осваивать самостоятельно», — говорит Эдуарду.

А инженеры обычно занимаются только в своей группе, и когда на лекции не больше двадцати пяти человек, то вопрос преподавателю можно задавать даже не дожидаясь перерыва. К тому же иностранцев в группе немного, практически все преподаватели к ним внимательны, и Эдуарду этим пользуется:

«Ему интересно все новое. После пар обычно подходит к преподавателю: обсудить изучаемую тему, задать дополнительные вопросы», — замечает Мария Авдеева.

Как будут обстоять дела с получением практического опыта, пока сказать трудно, но здесь многое зависит «субъективного фактора». Это Эдуарду знает по опыту практики в мединституте. Вообще студентам-иностранцам можно только смотреть, но в некоторых больницах и отделениях кому-то доверяют хотя бы укол сделать. Кстати, первый собственноручно сделанный укол оставляет незабываемые впечатления, уверен Эдуарду.

Преподаватели стараются, чтобы будущие врачи прошли практику с пользой: например, когда студенты были в областной больнице, а руководил практикой профессор Игорь Воронин, им поручали побеседовать с пациентом, собрать анамнез и на этом основании поставить диагноз, после чего сравнить свои наблюдения и выводы с амбулаторной картой больного.

Можно надеяться, что и инженеры будут проходить практику с интересом и пользой. Эдуарду это очень нужно, потому что он учится с надеждой, что, может быть, со временем удастся соединить медицинские и инженерные знания, ведь медицинская инженерия развивается динамично, а он интересуется не только электроэнергетикой, но и смежными отраслями: теплоэнергетикой, альтернативной энергией.

Время учиться, время отдыхать и… опять учиться

Африканцы, как замечает Эдуарду, от русских отличаются прежде всего тем, что у русских есть время для работы и время для отдыха, а у африканцев — как получится. Но он сам в какой-то мере опровергает своё же утверждение, потому что у него находится время для «удвоенной» учебы, к тому же его любимый способ проведения свободного времени — просмотр политических передач, а это все-таки относительно серьёзное занятие. Впрочем, отдыхать, отмечать праздники, танцевать и веселиться он тоже любит. Студенты из Анголы, которые учатся в Тамбове, непременно все вместе отмечают день независимости Анголы.

За время учебы он побывал в разных городах, и когда сейчас начинает перечислять: Липецк, Саратов, Самара, Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, — то трудно представить, что было время, когда из российских городов он, как и большинство ангольцев, знал Москву да Санкт-Петербург. А Черного моря еще не видел. Но, наверное, еще побывает на побережье. В общем, дома будет что рассказать. Но все же это совсем не главное.

Гораздо важнее — не подвести семью (если что, то краснеть придется не только перед родителями, но и перед восемью братьями и сестрами), следовать сделанному выбору и учиться в полную силу. У него это получается, и даже расслабляющая некоторых студентов вынужденное дистанционное обучение ему не мешает, ведь для врач, пусть и будущего, эпидемия это не трудные обстоятельства, а вызов, с которым надо справиться.

Читайте также: Почему студентка Тамбовского мединститута из Анголы хочет помогать больным коронавирусом и как иностранцам живётся в условиях самоизоляции

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*