Тамбовская область заняла первое место по количеству ярмарок и торговых мест в ЦФО

Тамбовская область вошла в Топ-20 национального рейтинга развития малоформатной торговли, составленного Министерством промышленности и торговли России. Ведомством оценивалось, как в регионах в июне-сентябре текущего года выполняется поручение президента Владимира Путина об увеличении в субъектах РФ количества нестационарных торговых объектов, розничных рынков и ярмарок.

Благодаря активной работе управления по развитию промышленности и торговли области и администраций муниципалитетов в III квартале количество регулярных ярмарок увеличилось на 12 %, а число мест, специально отведенных гражданам для сезонной торговли — на 11%. В настоящее время наш регион по количеству ярмарок и числу торговых мест на них занимает первое место не только в Черноземье, но и в ЦФО.

На том же месте, в тот же час

Едва светает, а на ярмарке, что каждую субботу разворачивается в областном центре на улице Мичуринской, 191, уже не протолкнуться. Долгие годы она была и остается самой крупной в городе — для торговли здесь организовано 220 мест. Свинина и говядина, полуфабрикаты из мяса птицы, живая рыба, куриные яйца и тушки домашней птицы соседствуют с богатым многообразием сельхозпродукции.

Нынешний год оказался урожайным на картофель и корнеплоды, капусту и яблоки. Как следствие — на площадке перед магазином «Огонек» мест стало не хватать, торговые ряды растянулись вдоль домов и по улице Магистральной. Их жильцы на такое соседство не ропщут, хотя ярмарка, конечно, делает их субботнее утро непривычно шумным, потому что знают: здесь можно купить продукцию непосредственно от товаропроизводителя по весьма демократичным ценам. Продавцы, надо признать, тоже довольны. За первые три-четыре часа ярмарки, по их признанию, они продают до 80 процентов привезенного товара. Бойкое место!

Покупатели приезжают сюда со всех окрестных микрорайонов. Даже сложная эпидемиологическая ситуация не повлияла на это. Покупатели и продавцы надели маски, начали активно пользоваться санитайзерами, стараются придерживаться социальной дистанции, хотя в торговых рядах сделать это достаточно трудно, учитывая многолюдье. Формат ярмарки, признается Светлана Потапова, каждую субботу привозящая сюда яйца от своих несушек и тушки домашней птицы, из-за Ковида все-таки изменился. Горожане предпочитают как можно быстрее совершить покупки и уйти: размеренные беседы в процессе купле-продажи, неспешный поход по рядам ради ознакомления со всей продукцией, с началом пандемии ушли в прошлое.

«У меня, да и у других продавцов тоже, насколько я знаю, стало много предзаказов. Люди хотят быть уверенными в том, что обязательно купят на ярмарке то, что им необходимо», — говорит Светлана.

А вот на цены эпидемиологическая ситуация никак не повлияла. Но те, кто предпочитают делать покупки на ярмарке, не гонятся за дешевизной, хотя в основном это пенсионеры и люди предпенсионного возраста. В первую очередь для них важно качество продукции и возможность увидеть «товар лицом». Пожалуй, здесь, как нигде, по-прежнему ценят «своих» покупателей и «своих» продавцов. Лидия Нечаева из Притамбовья уже восьмой год подряд торгует на ярмарке картофелем. Поначалу реализовывала лишь излишки, но последние три года больше половины урожая, выращенного на 40 сотках, идет на продажу.

«Дочка в Москве учится, вот помогаем с отцом», — словно оправдываясь, говорит Лидия Сергеевна.

Зазывать к себе покупателей у нее необходимости нет: сами идут. У аккуратно уложенных друг на друга сеток с картофелем и ведер, доверху наполненных им, уже образовалась очередь. Многие просят номер телефона, чтобы договориться о покупке напрямую. Кто-то, хотя и давно знаком с Нечаевой, предпочитает встречаться с ней исключительно на ярмарке. Вот и на этот раз первые два мешка красного картофеля женщина продала в семь утра, едва успев занять свое торговое место.

Кстати, в начале сентября всего в нескольких сотнях метров от ярмарки открылся сельскохозяйственный рынок «Сытный базар», так что ассортимент продукции на «одном пятачке» еще более расширился.
Во многом благодаря постоянным покупателям обеспечивается бойкая торговля и на ярмарке рядом с ДК «Мир», что в Советском районе. Фермеры из Токаревского района регулярно торгуют здесь мясом, жители Притамбовья реализуют молоко, творог и сыр. А за яблоками из местного совхоза выстраиваются длинные очереди. Как водится, на ассортимент продукции влияет сезонность. Сейчас на ярмарке много картофеля, корнеплодов и капусты поздних сортов.

Пандемии вопреки

Несмотря на ограничительные меры, связанные с распространением коронавируса, Тамбовщина продолжает занимать лидирующие позиции по развитию инфраструктуры рыночной и ярмарочной торговли. Как проинформировали в управлении по развитию промышленности и торговли области, сегодня на 30 тысяч жителей нашего региона приходится более восьми постоянных ярмарок при нормативе Минпромторга в одну.

По данным Тамбовстата, в III квартале 2020 года было проведено свыше 430 ярмарок, что на 35 ярмарок больше, чем в аналогичном периоде прошлого года и на 96 больше, чем во II квартале 2020-го. В общей сложности в июне-сентябре тем, кто хотел на них реализовать свою продукцию, было предоставлено почти 19 тысяч мест.

Как отмечает заместитель руководителя Тамбовстата Наталия Савельева, чаще других на Тамбовщине в этот период проходили универсальные и специализированные ярмарки по продаже в основном продовольственных товаров. Таких состоялось 184 и 124 соответственно. Основными хозяйствующими субъектами на ярмарках выступают индивидуальные предприниматели и граждане. Им было выделено 12,6 тысячи и 4,5 тысячи торговых мест. В среднем на одну ярмарку в III квартале 2020 года приходилось 44 торговых места. Кстати, около 70 процентов мест для реализации продукции на ярмарках в настоящее время на Тамбовщине предоставляется бесплатно.

«Разумеется, пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения, не лучшим образом отразились на ярмарочной торговле, ее товарообороте, — констатирует заместитель начальника управления по развитию промышленности и торговли области, начальник отдела торговли и общественного питания Сергей Попов. — Во втором квартале, на который как раз пришелся период самоизоляции, в Тамбове, Кирсанове, Котовске, Рассказово, Бондарском, Гавриловском, Жердевском, Первомайском и ряде других территорий области деятельность ярмарок и рынков приостанавливалась на срок от 3 до 27 дней. Кроме того, из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки были сокращены ассортимент товаров и количество торгующих. От разовых тематических ярмарок «Пасхальный свет», «Майское дерево», «Цветочный фестиваль», Город мастеров», по сути, ставшими «визитными карточками» муниципалитетов, в создавшихся условиях нам пришлось отказаться, а некоторые — провести в усеченном формате».

Как только ограничения, касающиеся торговли, были сняты, в муниципалитетах, выполняя поручение президента РФ Владимира Путина, при активном содействии управления удалось активизировать работу ярмарок. Свою роль здесь сыграло обилие сельхозпродукции, полученной в этом году хозяйствами и фермерами региона. Аграриями собрано более 18 тысяч тонн овощей, около 15 тысяч тонн плодов и ягод, 117 тысяч тонн картофеля. Немало выращено и владельцами личных подсобных хозяйств, чья продукция обычно широко представлена на ярмарках.

Как проинформировал Сергей Попов, в Петровском районе в июне-сентябре 2020 года прошло 27 ярмарок, в Уварово — 24, в Притамбовье — 23, в Ржаксинском районе — 21, по двадцать — в Мордовском и Первомайском районах, а также Мичуринске. Возглавляет рейтинг, конечно, Тамбов, в котором за этот период проведено
58 ярмарок.

Администрации муниципалитетов стараются использовать любую возможность, чтобы привлечь покупателей на ярмарки, расширить ассортимент и географию участников. Помимо жителей района торговлю на них зачастую ведут представители соседних территорий, иногородние фермеры и предприниматели. В частности, в Уварово в III квартале 2020 года количество ярмарок по сравнению со II кварталом увеличилось в 2,7 раза, а число предоставляемых мест — в 2,5 раза.

Причем, по словам заместителя главы администрации города Татьяны Волотовой, удалось нарастить не только количество самих ярмарочных площадок для реализации продуктов питания, сельхозпродукции, одежды, обуви и изделий народных умельцев, но и праздничных тематических ярмарок. А чтобы торговые места не пустовали, помимо местных товаропроизводителей были приглашены представители фермерских хозяйств Воронежской и Саратовской областей, специализирующиеся на плодово-ягодной и овощной продукции, производители колбасных изделий, увеличилось количество точек с ароматным пензенским хлебом.

На ярмарки привлекаются и владельцы ЛПХ из Уваровского и соседних с ним районов. Продукция, произведенная на частном подворье, пользуется особым спросом у горожан. Понятно, что раз на раз не приходится, но в основном все триста мест, отведенных в Уварово под ярмарку выходного дня, оказываются заняты.

А в Первомайском районе помимо двух ярмарок, что на постоянной основе проводятся в рабочем поселке в будни и выходные, покупателей радушно встречают и те, что расположены вдали от райцентра. Мини-торговля разворачивается на территории Старосеславинского, Хоботовского и Новоспасского сельсоветов, по которым проходит дорога на Мичуринск.

Благодаря большому транспортному потоку местным жителям удается быстро продать ягоду и овощи, корнеплоды и яблоки. И в свою очередь что-то приобрести себе, поскольку часть торговых мест занимают предприниматели, предлагающие широкий выбор кухонной утвари, постельных принадлежностей, домашнего текстиля, промышленных товаров. В общей сложности, как сообщила начальник отдела экономики, труда, сферы услуг и защиты прав потребителей администрации Первомайского района Фаина Борисова, за девять месяцев текущего года в муниципалитете было проведено более 40 тематических ярмарок, на бесплатной основе предоставлено около 220 мест.

На самом деле в сельских территориях немало массовых ярмарок, которые действительно востребованы. Так, по информации управления по развитию промышленности и торговли области, за счет иногородних товаропроизводителей активно развиваются ярмарки в Мордовском, Староюрьевском и Сосновском районах, где соответственно создано 710, 530 и 513 торговых мест.

Новый формат — дело времени?

Любопытно, что подавляющее большинство тех, кто участвует в ярмарках — и это касается не только покупателей, но и самих продавцов — люди среднего и пенсионного возраста. Молодежь можно посчитать буквально по пальцам. Означает ли это, что дни ярмарок сочтены? Возможно… Тот формат, в котором они проводятся, постепенно отмирает, передавая пальму первенства другим вариантам торговли. В ходе общения с молодыми фермерами мне уже неоднократно приходилось слышать о том, что они не видят смысла участвовать в ярмарках, хотя в муниципалитетах их туда активно зазывают.

«Зачем мерзнуть на холоде, мучиться на жаре, терять время и деньги, добираясь до торговых площадок, если реализовывать продукцию можно, не выходя из дома. Соцсети и месссенджеры — в помощь», — резонно замечают они.

Да, такой способ торговли, действительно приобретает популярность, однако в большинстве своем репутация хозяйства или фермера по-прежнему формируется непосредственно в дни ярмарочной торговли, где покупатель имеет возможность напрямую пообщаться с продавцом. И это личное общение не идет ни в какое сравнение с тем, что дает бездушное виртуальное пространство.

Читайте также: Тамбовские активисты движения «Волонтёры культуры» приняли участие в работе международного лагеря

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*