Как жители отдаленных тамбовских сел обеспечиваются товарами первой необходимости

Жители городов давно привыкли, что магазины — вот они, рукой подать, и продукты питания на разный вкус и кошелек можно приобрести практически в любой час дня и ночи. В сельской местности с этим сложнее. И если в райцентры сейчас активно приходят сети, то в села и деревни — из-за нерентабельности им путь заказан.

Здесь, как и много лет назад, по-прежнему пользуются спросом торговые точки, открытые предпринимателями. Однако с каждым годом населенных пунктов, где они еще держатся на плаву, становится все меньше. Основная причина — убыль населения. Чтобы немногочисленные жители глубинки, а это в основном пожилые и одинокие люди, имели возможность купить товары первой необходимости, организуется выездная торговля.

Наш Сашка

Понедельник. 8 утра. Жители деревни Фонвизино Первомайского района собираются на «пятачке», неспешно делятся последними новостями. Увидев вдалеке серебристую «Ладу», бойко выстраиваются в очередь. Они давно покупают продукты в автолавке у Александра Березовского и всякий раз поражаются его пунктуальности: по предпринимателю можно часы сверять.

Вообще-то с жителями Фонвизино он знаком уже больше двух десятилетий. Знает всех по именам, знает, как сложилась жизнь каждого из них, потому что все происходило на его глазах. Говоря о своих подопечных, он то и дело произносит нараспев «мои старики», и в этом простом определении чувствуется уважение, забота и даже в чем-то сыновняя любовь. Пожилые фонвизинцы Березовского тоже привечают и почтенно называют между собой: «Наш Сашка».

С неприметной машиной, доверху забитой продуктами, он действительно достаточно быстро стал здесь своим.

«Я и не заметил, как малышня, крутившаяся у меня под ногами в начале 2000-х превратилась в невест и женихов. Некоторые из них уже создали свои семьи, — говорит Александр Викторович. — Время бежит, все меньше становится в селе бабушек и дедушек. Они мне стали как родные, переживаю, когда кто-то умирает».

К сожалению, сейчас такие потери происходят чаще обычного, и Березовский признается: «всякий раз на душе кошки скребут». Философски смотря на жизнь, предприниматель старается обогреть вниманием тех, кто на старости лет одинок.

Жителей Фонвизино он снабжает продуктами трижды в неделю. Причем тем, кому трудно передвигаться, привозит прямо на дом. Только хлеба у него в наличии 12 сортов, почти столько же бакалеи, в широком разнообразии представлены мясные полуфабрикаты, колбасы, подсолнечное масло. За час торговли раскупается все. Березовский признается, что в день он продает товаров на 10-12 тысяч рублей при средней наценке в 15 процентов.

Слагаемые успешной торговли, по его мнению, — это внимательное отношение к покупателям и «знание меры».

«Можно и 30 процентов наценку сделать, только кому от этого лучше будет? Я человек старой закалки, на бабушках и дедушках мне совесть не позволяет зарабатывать», — признается он.

Бывает, что и вовсе по оптовой цене товар отдает, когда видит, что «покупают его действительно на последние деньги». Пожилые селяне, зная его безотказность, частенько диктуют ему список покупок прямо по телефону:

«И поздно вечером звонят, и рано утром, — я уже привык. Знают, когда я на базу за товаром езжу, и в это время звонят, чтобы определится с ассортиментом и выбрать самое свежее. Я никогда не отказываю».

Предпринимателем Березовский стал в 1992 году — по необходимости. Уволился из зоотехников, когда местный совхоз оказался на грани распада, и по примеру своих знакомых занялся продажей подового хлеба, который возил из Липецка. В какой-то момент от населения стали поступать заказы и на другие продукты, так сам собой и расширился его бизнес.

Когда о нем, говорят как о бизнесмене, мужчина лишь отмахивается — «нет у меня предпринимательской жилки». Зато есть добрая душа, человечность и милосердие, о чем знают не только жители Фонвизино, но и других населенных пунктов, которых Александр снабжает продуктами по собственной инициативе просто потому, что «это по пути». В этом году Березовскому предложили принять участие в шестом Всероссийском конкурсе проектов в области социального предпринимательства. Он не любит быть в центре внимания, пришлось долго уговаривать, чтобы согласился. Возможно повлиял опыт его коллеги, Александра Кадунина, которому тоже однажды довелось побыть «социальным предпринимателем». Мужчина держит два магазина — один в Чернышевке, другой в Новосеславино и раньше доставлял продукты питания населению деревни Михайловки и села Лычное непосредственно из них. Но семь лет назад по обоюдному решению с жителями формат торговли был изменен: теперь Александр присылает за покупателями «Газель» и везет в свои магазины, а потом отвозит с покупками обратно. Когда в распутицу дороги становились непроезжими, на «Ниве» доставлял пожилых людей до асфальтированной дороги, а затем пересаживал в микроавтобус.

«В магазине всегда большой выбор не только продуктов питания, но и бытовой химии. В село на машине столько не привезешь, — говорит Кадунин. — Я и под заказ многое вожу. Тот же комбикорм, например. Люди довольны».

Кстати, предприниматели, осуществляющие выездную торговлю, свой маршрут передвижения зачастую выбирают с учетом пожеланий населения. Как рассказала начальник отдела экономики, труда, сферы услуг и защиты прав потребителей администрации Первомайского района Фаина Борисова, когда в селе Новое Козьмодемьяновское из-за нерентабельности был закрыт магазин, местные жители и дачники неоднократно обращались с просьбами наладить торговлю. Сейчас продуктами питания население здесь снабжают из торговой точки, расположенной в селе Хоботец-Васильевское, с автолавкой из Мичуринского района также приезжает предприниматель.

Автолавка в наследство

Моршанский район, пожалуй, рекордсмен по числу населенных пунктов, где присутствует выездная торговля. Сейчас их двадцать семь.

«Десять лет назад, — говорит начальник отдела экономики и сферы услуг администрации района Татьяна Ракитина, — было на десять больше. Села мельчают, а потом и вовсе исчезают с карты муниципалитета. Выездная торговля по договоренности с предпринимателями осуществляется в них до последнего жителя».

В общей сложности автолавки держат 37 предпринимателей, некоторые снабжают товарами первой необходимости только моршанские села, другие — попутно выезжают на ярмарки в соседние районы и даже области.

Надежда Четверикова как раз из числа первых. На ее обслуживании сейчас жители деревни Сухая, где осталось всего пять домов, и деревни Безобразовка, где их в два раза больше. И там, и там одни старики. Выездной торговлей в 1993 году занялся ее супруг Юрий Дмитриевич. Больше двадцати лет он возил им продукты из своего магазина в деревне Алексеевка, что находится в 35 километрах от Моршанска.

«За свою деятельность неоднократно поощрялся администрацией муниципалитета, но намного ценнее для него были слова благодарности пожилых людей, живущих в отдаленных селах», — вспоминает Надежда Викторовна.

Когда супруга не стало, она, не раздумывая, взвалила на себя весь груз ответственности за одиноких пенсионеров. Уже два года ездит в одиночку по деревням, торгует, параллельно работая психологом: одних подбадривает, другим сочувствует, третьих наставляет. Местные жители таким положением вещей довольны. Поближе познакомившись с Надеждой, они стали поручать ей покупку лекарств, подарков, предметов быта.

По словам Татьяны Ракитиной, особую актуальность выездная торговля приобретает весной, когда ряд сел района оказываются в зоне подтопления. В отрезанные во время паводка от «большой земли» деревни продукты предприниматели доставляли через Рязанскую область, пробираясь по заболоченным лесам на автомобиле ГАЗ-66.

Кто, если не мы

В Знаменском районе предприниматели, занимающиеся выездной торговлей, сейчас обслуживают 12 отдаленных населенных пунктов. За последние три года их число сократилось примерно на 40 процентов. Причина этого, как отмечает заместитель главы администрации района Надежда Коновалова, не только в естественной убыли населения, но и в сокращении числа постоянно проживающих там людей. В некоторых деревнях в зимний период остаются всего по три-десять человек. А с весны по осень в основном «квартируют» дачники, которые самостоятельно обеспечивают себя продуктами питания, выезжая в райцентр.

Людьми преклонного возраста автолавки очень востребованы, — убеждены в администрации района, поэтому всячески поддерживают их работу. Да и сами предприниматели не бросают одиноких пенсионеров, хотя зачастую выездная торговля приносит им минимальную прибыль. Если вообще приносит, ведь наценка на товары составляет от 10 до 15 процентов. Такую планку установил себе и ИП Валерий Щербаков из Знаменки.

С автолавкой он ездит по селам уже 15 лет. В любую погоду по понедельникам и четвергам он доставляет продукты в деревню Прудки, где у него всего семь покупателей. Чуть больше их в деревнях Егоровка и Ильинка. В общей сложности у него на обслуживании находится девять населенных пунктов. Кто-нибудь да периодически интересуется, мол, зачем тебе все это? На подобные вопросы Щербаков отвечает просто: «Кто, если не я?! Они ко мне привыкли, я — к ним».

А в Гавриловском районе, в отличие от остальных муниципалитетов, из местных предпринимателей выездной торговлей с автолавки занимается лишь один, остальные — привлеченные из других районов и даже областей. Их маршрут построен так, что они объезжают практически все села по ходу движения, поэтому приобрести товары и продукты первой необходимости у них могут даже те, у кого магазин буквально под боком.

По словам главного специалиста отдела экономики, сферы услуг, защиты прав потребителей администрации района Светланы Кожевниковой, процент обеспеченности стационарными объектами торговли в муниципалитете высокий, магазины работают как центре, так и на периферии — в общей сложности их более восьмидесяти.

Выживают как могут: из-за конкуренции стараются покупателям предложить товары по выгодным ценам, устраивают акции. Тем не менее, выездную торговлю в районе сворачивать не намерены, в ней у населения по-прежнему есть потребность. Для многих пенсионеров автолавки — это не только стандартные продукты питания и на заказ, но и связь с внешним миром, которой они зачастую оказались лишены, живя в малочисленных деревнях и селах.

Читайте также: «Целительная сила» госпрограмм

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*