Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Статьи / Культура

30 лет «На Крыше». В Тамбове открыли экспозицию к юбилею объединения художников

Культура
Фото: Виталий Полозов

Это ностальгия или надежда? Кажется, ответ на этот вопрос заключен в самом названии выставки «Художники "На Крыше". 30 лет спустя» (6+). Но в самих картинах, украшающих в эти дни выставочное пространство «Новой галереи», так же, как и на лицах посетителей, читалась все же просветленность надежды. Хотя, 30 лет – немалый срок.

В нынешней юбилейной экспозиции Новой Галереи представлено более 60 работ семнадцати художников. И это не столько обращение к прошлому, сколько взгляд из настоящего.

Тогда, на пике перемен, охвативших нашу страну, этой надеждой были пропитаны и мысли, и работы молодых художников, объединившихся в группу «На Крыше». Никакой загадки в этом названии не было, просто мастерские художников располагались на верхнем чердачном этаже под самой крышей высотных домов в самом центре города на улице Интернациональной. В этих мастерских тогда царила романтика, витал дух свободы и поиска новых форм, а ветер перемен из песни «Скорпионс» распахивал окна, поднимая вверх листы бумаги, словно белых птиц, и будоражил души. Никто специально организацию художников не создавал, она возникла как неформальное объединение. Все получилось спонтанно, но вполне логично. Молодые таланты объединяли не только общие проблемы организации выставок, но, в первую очередь, стремление сказать новое слово в изобразительном искусстве самых разных стилей, порой совершенно непривычных и даже неприемлемых для советского времени. Это время уходило под шум митингов и песню Цоя «Перемен!».

Алексей Медведев
Фото: Виталий Полозов
«Мы все ждали перемен, и получили их по полной. Многое в этом было неоднозначно, но это было настоящее время надежд. Сейчас кто-то может пошутить, что, мол, «пьяный воздух свободы» сыграл злую шутку. Но мы глотнули этот воздух и получили заряд на всю жизнь, несмотря на все будущие переосмысления. Такого подъема интереса к искусству, такой потребности в нем, что была тогда, просто невозможно было представить», — поделился своими мыслями лидер тамбовского авангарда Алексей Медведев.

Тогда Алексей работал в жанре графики, и это были весьма эпатажные и даже шокирующие произведения, одни названия которых говорили сами за себя – «Собака на заборе» или «Мост по направлению к Бруклину». Собака действительно была, правда не целиком, а лишь то, что от нее осталось прибитым к забору. А вместо моста к небесам стремились причудливые образы коней с головами грифонов и прочих абстрактных существ. Это было жутковато и впечатляюще красиво – прекрасное в негативном! 

И что же изменилось за 30 лет, задали мы вопрос.

«Очень многое. Жизнь поменялась кардинально и непредсказуемо. А меня сейчас полностью увлекла тема городского пейзажа, именно пейзажа с натуры, от контакта с тихой и, порой, забытой реальностью, когда натура сама идет на тебя. И неважно, где это происходит – на берегу Адриатики в экзотичной Черногории, или в затерянном тамбовском дворике. Знаешь, недавно я писал картину в поле, что в Тамбовском районе, и на меня двигался комбайн. Не доехав с десяток метров, комбайн остановился, с него спрыгнул механизатор, и, подойдя ко мне, поздоровавшись, спросил: «Слушай, а каким растворителем для красок ты пользуешься? Тройным или обычным?». Я поначалу просто обалдел, но оказалось, что парень — тоже художник, что не мешает ему выращивать хлеб. Вот такая натура!».

Неформальные объединения художников известны истории искусства и в прошлом, и в современном мире. Как правило, привнося что-то необычное, они возникают на короткое время и, оставив след, исчезают навсегда. Хотя у каждого их художников «На Крыше» сложилась своя творческая биография, это не помешало им после значительного перерыва в 2000-х годах, вновь собраться на «Десять лет спустя», «Двадцать лет спустя», «От перестройки до кризиса»,  «Взгляд из 90-х», принять участие в масштабном межрегиональном арт-проекте «Конец 20-го века. Искусство 90-х. Воронеж. Липецк. Тамбов». Ведь у наших близких соседей по Черноземью тоже были подобные объединения.

Ирина Бирюкова
Фото: Виталий Полозов
«Что я ощущаю, спустя тридцать лет? Наверно, тихую грусть, но «печаль моя светла». Формально объединения «На Крыше» как будто уже не существует, но оно все равно не исчезло. Как в свое время импрессионисты и «крышнаиты» подпитывали друг друга общей энергией, и эта энергия осталась в произведениях, и до сих пор жива, — считает вдохновитель и организатор выставки арт-директор «Новой Галереи» Ирина Бирюкова. – Моя мастерская как была 30 лет назад на той крыше, так там и осталась. В ней живет заряд времени, дающий вдохновение для работы сейчас. Идей много, а опыт позволяет все это осознать и воплотить на холсте. А люди пусть приходят на наши выставки, чтобы смотреть, думать, переживать и размышлять, открывая что-то для себя и в себе…».
Сюжеты: Репортажи
Авторы: