Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Статьи / Культура

Лидер группы Therion хочет завершить Левиафан-тур в России. Получится ли?

Культура
Фото: Обложка диска Leviathan I (12+) группы Therion

Кристофер Йонссон, главный мистик мировой метал-сцены, видный член оккультного ордена Красного дракона, лидер шведской группы Therion в конце прошлого года выпустил альбом Leviathan III (12+), завершив трилогию «Левиафанов». Последний аккорд посвящённого ему мирового турне (Левиафан-тур) он планирует взять на просторах бывшего СССР. Уже в декабре – десять концертов в России, четыре в Беларуси, по одному в Грузии и Киргизии, два в Казахстане...

Однако планы могут не сбыться: время такое. Нужно решить проблемы с визами, с промоутерами... О своих стараниях Кристофер отчитывается перед российскими фанатами на своей страничке в ВК. Уже хорошо.

В мире тяжёлой музыки Кристофер известен как «отец» симфонического метала. Чуть больше четверти века назад он удивил мир, соединив в единое гармоничное целое то, что раньше считалось несовместимым, – традиции европейской классики и экстремальный дэт-метал (и ещё элементы персидской классики). Группа Therion стала на целое десятилетие законодателем моды, дав жизнь новому стилю.

Как так получилось? А просто. С детства Кристофер любил слушать классику, но в юности увлёкся металом.

Предпочтения он сохранил до сего дня:

«50% из того, что я слушаю, это классическая музыка и опера, остальное представляет собой смесь старого тяжелого метала 80-х и 70-х, хард-рока и прогрессивного / симфонического рока, плюс некоторая народная музыка из разных стран».

Мечта соединить всё это у него возникла рано. Свою метал-группу (Blitzkrieg, затем переименованную в Therion) он организовал в 14 лет. Она и помогла ему осуществить мечту.  Правда, не сразу... Мечта и талант.  Что ещё было надо?

Яркий и простейший пример - песня Typhon, где прекрасно друг друга дополняют голос оперной певицы (их много перебывало в Therion) и медвежий рык экстрим-вокалиста. По ссылке эта песня в раннем варианте: поёт Карин Фьелландер и рычат легендарный Матс Левен (брюнет) и сам Йонссон (блондин с гитарой), а сзади просматривается хор (предупреждаю: запись плохая). А вот здесь поёт Лори Льюис и рычит Томми Хельгессон. И вот вариант с женским гроулингом: рычит Мария Архипова из русской фолк-метал-группы «Аркона», поют оперные певцы из  Therion: Александра Пламенац, выпускница Московской консерватории, и Томас Викстрём.

Замечу, что Мария Архипова может петь и иначе, в фольклорном духе: вот песни «Заклятье» и «Стенка на стенку», например. А вот и, наоборот, Йонссон с Видалем в гостях у Архиповой - песня Гой, Род, Гой!

Но вернёмся к Therion. Вот очень любопытная песня - Land of Canaan: тут и Томас Викстрём показал себя в разных техниках (от академа до экстрима), а Лори Льюис-Перкинс шикарно спела в дуэте с ним (середина песни с 4-й минуты).

А вообще мне больше всего нравится старенький альбом Vovin, где нет экстремального вокала. Вот чудесная песня Clavicula nox в концертном варианте: симфонический оркестр, два сильных и красивых голоса (Лори Льюис слева и Юдит Молнар), хор и... всё. И не подумаешь, что такое сочинил композитор-металист. Ах да, это же Йонссон!

PS. В комментариях кто-то написал: «Обожаю голос Лори. Жаль, что ее больше нет». Это ошибка! Лори жива и здорова, в декабре ей исполнится сорок лет.

Да, к нынешним дням (точнее, уже к десятым годам) это направление выродилось, превратившись в полупопсу с двумя непременными атрибутами – бодрой полутяжёлой музычкой и сладкоголосой полуоперной вокалисткой. Однако в том, что всё так вышло, не виноваты ни Therion, ни другое пионеры стиля – ни Haggard, ни Rapsody, ни Nightwish. Просто, как всегда, коммерция взяла верх над искусством.

Для Йонссона же деньги никогда не были важнее творчества.

Именно этим Йонссон в своё время и завлёк в Therion оперного и рок-вокалиста Томаса Викстрёма, сына знаменитого шведского оперного певца и киноактёра Свена Эрика Викстрёма.

Когда-то Томас пел в Стокгольмском оперном театре (например, Гофмана в «Сказках Гофмана» Оффенбаха), но предпочёл метал-группу. Вот что он пишет:

«Как-то раз мне позвонил Кристофер, а я тогда понятия не имел о Therion, и очень учтиво осведомился, не хотел бы я поехать с ним в мировое турне. На следующее утро у меня в почтовом ящике был весь каталог группы. Я включил музыку и был поражён. Это было настолько круто, что я сам мог бы легко стать их фанатом! Я тут же перезвонил Кристоферу и сказал: «Эй! Не звони больше никому! Я согласен!» Я даже не спросил насчёт гонорара, просто не мог упустить такой шанс».

Послушать Викстрёма можно хотя бы здесь. С ним поёт Лори Льюис.

Therion часто в шутку называют «метал-хором». И правда, почти во всех песнях есть хор. На концертах чаще всего из четырёх человек – двух с полноценными оперными и двух с рокерскими голосами, хотя возможны варианты. В студии это настоящие хоры. При записи альбома Leviathan II, например, Therion сотрудничали с дважды Краснознамённым ансамблем имени Александрова… но это был ещё 2021 год…

В Therion пели десятка три приглашённых певцов и певиц, и с каждым из них Йонссон расставался с лёгкостью. Лишь для двух он сделал исключение, включив их в постоянный состав группы. Это Томас Викстрём и Лори Льюис-Перкинс – американка со шведскими корнями, врождённым артистизмом и невероятно красивым, мощным и подвижным сопрано. 

«Лори Льюис даёт лучшие оперные выступления, которые когда-либо знал мир тяжёлой музыки»,

 –  пишут о ней критики. Звучит немножко странно, но ведь это правда!

Когда-то Лори сотрудничала с тремя оперными театрами и добрым десятком оркестров... но её призванием оказался симфонический метал.

Разумеется, эта фантастически одарённая вокалистка поёт не только арии, но и рок, и джаз, и пародии на эстраду. В отличие от многих других оперных певиц, она хорошо вписывается в метал-группу, что на самом деле непросто. К слову, каждый концерт Therion - по сути, спектакль, требующий от участников хороших актёрских способностей.

Например, выпускница МГУ и Московской консерватории Александра Пламенац - обладательница изумительного голоса и намного более выигрышной, чем у Лори, внешности - продержалась в Therion всего год. Не вписалась, хотя до Therion пела и в опере. и в другой метал-группе! И на бас-гитаре играла. Однако на сцене она не смотрелась, невзирая на её красоту: была скованной, двигалась неестественно... Посмотреть на красавицу можно хотя бы вот здесь (она появляется в конце первой минуты и остаётся до конца). Это песня Asgard из альбома «Секреты рун», который очень многие считают лучшим у Therion.

И вот ещё - Гимн России в исполнении Therion. Поёт Александра Пламенац, потом к ней присоединяются Томас Викстрём и Линнея Викстрём (его дочь).

После Therion Александра порвала с металом и устроилась в оперный театр в Загребе.

А вот Лори, не будь у неё роскошного голоса, наверняка стала бы хорошей комической актрисой. Вот, например, пародия на песню Сержа Генсбура «Поющая кукла» в её исполнении.

К слову, театральным оформлением «спектаклей» группы прежде занимался дизайнер, фотограф и барабанщик Томми Хельгессон (псевдоним - Сноуи шоу). Он же какое-то время там и пел как обычным рокерским голосом, так и в экстремальной технике. Рычал по-звериному!

Наиболее ярких людей, задействованных в Leviathan III (12+), я представил. Теперь несколько слов о самом альбоме.

Все три «Левифана» Therion начали делать вскоре после того, как Йонссон закончил огромную, трёхчасовую метал-оперу Beloved Antichrist, на создание которой его вдохновила повесть русского поэта и философа «серебряного века» Владимира Соловьёва (не путать с телеведущим). Либретто написано по ней.

Обложка диска Beloved Antichrist

Говорят, на этой опере Кристофер выдохся. Может быть… Ведь для каждого из трёх «Левиафанов» (альбомов серии Leviathan)  Йонссон написал всего по три песни. И для Leviathan III, разумеется, тоже.

Обложка диска Leviathan III

Это апокалиптическая Twilight of the gods («Сумерки богов», «Рагнарёк»), где тягучие рифы и зловещий, неторопливый, нарочито хриплый голос Матса Левена перемежаются с пронзительными восклицаниями, почти воплями Кьяры Мальвестити (на последних концертах - Лори Льюис) и мрачным пением хора. Настоящий Therion, золотое перо Йонссона! (он и сам эту песню ценит больше остальных в альбоме).

Это и энергичная Maleficium («Злое колдовство»), где Лори Льюис и Томас Викстрём поют во всю мощь своих оперных голосов. Хор, разумеется, наличествует.

Это и забойная Ninkigal, где чарующий голос Лори Льюис чередуется со звериным рычанием (возможно, самого Кристофера), гитарным проигрышем Кристиана Видаля и, конечно же, хором. Нинкигаль, она же Эрешкигаль – это шумеро-аккадская богиня загробного мира. Лори Льюис когда-то исполняла роль этой богини в маленькой метал-опере «Лесные сирены» (музыка Йонаса Мельберга и Кристофера Йонссона, слова из древневосточного эпоса «Энума элиш» - «Когда боги...»). Теперь вот спела о ней.

Большинство остальных песен на диске Йонссон написал в соавторстве с Викстрёмом. Из них выделяется красивейшая, построенная на контрастах Ruler Of Tamag  – баллада об Эрлег-хане, владыке загробного мира (поёт Тайда Назраич, а также Томас Викстрём и Лори Льюис). И вот ещё в концертном варианте Здесь поёт уже Розалия Сайрем, а также Томас Викстрём, Лори Льюис и Кристофер Давидссон. Не совсем понятно, зачем надо было ставить на задний план вокалистку намного более высокого уровня, чем Розалия... но, с другой стороны, не всё же Лори солировать.  Да, и вот ещё та же песня с танцовщицей. 

Все эти песни звучат и на весенних концертах группы, причём на сцену вновь вышла Лори Льюис (по семейным обстоятельствам она несколько лет лишь записывалась в студии).

Теперь о текстах. Тут всё как всегда – сплав мистики, апокалиптических сюжетов и разномастной мифологии. На разных языках. Например, текст Ruler Of Tamag написан на смеси английского и турецкого, а Ayahuasca – на смеси английского и гавайского.

На диске есть и фламенко, и элементы хард-рока семидесятых, и много-много  что ещё. Даже сейчас, когда группе исполнилось 37 лет, а её лидеру 51, Therion продолжают искать и экспериментировать.

Состоится ли их российское турне? Йонссон старается...

Что выпустит группа после «Левиафанов»? Увы, пока ничего. Вот что пишет Йонссон в ВК:

«После завершения работы над тремя сложными альбомами Therion за три года мне теперь нужен творческий перерыв с Therion на некоторое время, и в следующем году я запишу не один, а два новых альбома с моим сайд-проектом Luciferian Light Orchestra, звучащим в стиле 70-х. Дело в том, что эти два альбома не только полностью написаны, но даже частично записаны».

Что такое Luciferian Light Orchestra? Это проект Йонссона 2015 года, который был заморожен почти на десятилетие. Это ни разу не симфометал, а несколько пародийный старый хард-рок с некоторой «терионизацией» (с небольшими хорами, например). Хоры и хард рок 70-х! Вы не ослышались.

Так что вот так...

Песня Dante & Diabaulus. Поёт и играет (на гитаре и клавишных) сам Йонссон. В роли дьявола выступает его жена.
Фото: Скриншот ролика Luciferian Light Orchestra
Авторы: