Этот «Дом» действительно впечатляет своими масштабами. Огромный современный корпус высотою с многоэтажный дом сразу выделяется своей грандиозностью на фоне множества производственных строений такого солидного предприятия как Мичуринский локомотиворемонтный завод с поэтичным названием «Милорем». Пуск нового тепловозосборочного цеха стал для предприятия одним из важных событий уходящего года. В результате которого возможности завода резко возросли. А самое главное, что ремонт тепловозов здесь поднялся на самый высокий современный уровень, который позволит выпускать из ворот цеха в новую жизнь как минимум по пять тепловозов в месяц. А чтобы убедиться в этих возможностях, корреспонденты «ТЖ» побывали в новом цеху.
Завод на все времена
Вообще «Милорем» действительно поражает воображение любого, кто оказался здесь впервые. Это целый город в городе, который начинался 156 лет назад со скромного помещения железно-дорожных мастерских, что до сих пор сохранилось на территории завода. А сама территория представляет из себя теперь многочисленные цеха, разместившиеся на площади в 30 гектаров, с автомобильными дорогами и множеством подъездных железнодорожных путей.
Есть в этом заводе-городе и своя центральная площадь, где на специальном постаменте красуется последний отремонтированный паровоз, вышедший из ворот цеха в 1976 году. С тех пор «пациентами» предприятия стали исключительно тепловозы. Здесь их разбирают буквально до винтика, реанимируют старые и ставят новые узлы. А затем собирают стальных коней, красят, и возрожденные локомотивы уходят из Мичуринска в большую жизнь по всей стране. И, несмотря на подавляющую электрификацию Российских железных дорог, работы для тепловозов хватает, и будет хватать, как на магистральных маршрутах, так и на маневровых путях, где без них просто не обойтись.
Последний отремонтированный заводом паровоз
Стоит сказать, что «Милорем» сегодня – это 18 цехов и участков многопрофильного производства металлообработки и собственное литейное производство, в том числе чугунного, алюминиевого, бронзового и латунного литья.
Предприятие выполняет полный цикл работ по ремонту тепловозов: ремонт дизелей, воздушных компрессоров, турбокомпрессоров, гидромеханических редукторов, ремонт электрических машин и электроаппаратуры, ремонт и производство тепловозной электроники, новых тепловозных и вагонных колесных осей, и конечно, запасных частей.
Новый цех – новые возможности
А новый сборочный цех, несмотря на размеры и площадь в 6000 кв. м, удивляет своей относительной тишиной и радует идеальной чистотой. Здесь все продумано до мелочей, а над ремонтируемыми локомотивами колдуют высококлассные специалисты, вдыхая в них новую жизнь. Сейчас, в первые месяцы работы, клиентами цеха стали современные маневровые тепловозы ТМ-18 ДМ. Но нахождение их здесь вовсе не означает, что они исчерпали свой ресурс и вышли из строя. Просто, как считают инженеры и ремонтники, до этого лучше не доводить, и потому всем локомотивам положен плановый профилактический ремонт, который назначается в зависимости от срока службы и дистанции пробега. А разбирать тепловозы, перемещая их многотонные конструкции, в новом цехе помогают три мостовых крана, два из которых могут поднимать узлы весом до 50 тонн. Причем, оба крана могут работать вместе, объединяя усилия с помощью специальных механизмов, если вес груза превышает полсотни тонн.
Что же касается другого оборудования, то оно позволяет вести самые разные виды работ, и что особенно важно, все оборудование, установленное в цеху, отечественного производства, исключая токарные станки из братской Беларуси. Впрочем, Беларусь и Россия, как известно, объединены в Союзное государство.
Вообще, возведение нового цеха обозначило новый этап в работе завода. В последние годы заказов здесь значительно прибавилось, авторитет предприятия поднялся, и одного сборочного цеха стало явно недостаточно. Естественно, появилась идея построить новый современный цех. Сказано – сделано! От закладки до введения в строй столь грандиозного помещения прошло всего два года.
Вложились в строительство заинтересованные инвесторы. Также были использовали средства самого предприятия. Немалую роль сыграла и поддержка области. Цех заработал, недостатка в заказах нет и в следующем году он вполне способен выйти на производственную мощность в 60 отремонтированных тепловозов в год. Причем, как маневровых, так и магистральных – проблем в обеспечении их ремонта здесь не будет.
Кадры решают все
«Что же касается кадров для нового цеха, то сейчас здесь трудится 29 человек. Да-да, всего три десятка, несмотря на огромные размеры цеха и его впечатляющие возможности, - не без гордости поделился начальник второго сборочного цеха Сергей Дмитриев, - конечно, нам нужны высококвалифицированные кадры, и найти их было не так просто. В Мичуринске есть колледж железнодорожного транспорта и инженерный факультет государственного аграрного университета. Правда, далеко не все молодые специалисты горят желанием продолжить свою карьеру на заводе, так как работа здесь не простая. Но те, кто пришел и почувствовал, что это дело его, становятся настоящими специалистами и завод в этом всегда окажет помощь».
Начальник второго сборочного цеха Сергей Дмитриев
В этом действительно можно не сомневаться. Например, для работы на столь сложных мостовых кранах требуется квалификация не ниже 5 разряда. Но когда одна из крановщиц пришла устраиваться, имея лишь 4-й разряд, то прошла на заводе специальный курс обучения, проявив желание и терпение, получила все навыки, и сдала экзамен на 5-й разряд. Теперь успешно работает, поднявшись на немалую во всех смыслах высоту.
Правда, одну треть сотрудников цеха сейчас составляют специалисты из старого сборочного цеха №1, работающие по совместительству. И как подтвердил Сергей Дмитриев, здесь сейчас требуются слесари по ремонту подвижного состава и слесари по ремонту электрооборудования. А оно в тепловозах нового поколения, таких как ТМ-18 ДМ, очень непростое. В отличие от тепловозов предыдущей серии, что бегали по железным дорогам еще с советских времен, здесь управление основано на цифровых технологиях с широким использованием компьютеров. Так что, специалисты нужны соответствующие.
Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования Максим Кирьяков
Но, не смотря ни на какие сложности, жизнь идет вперед, не останавливаясь, и новый тепловозосборочный цех не только позволяет разгрузить мощности старого, но и открывает новый зеленый семафор на пути дальнейшего развития всего завода. Недаром, «Милорему» за высокие производственные показатели, сохранение и развитие прозводства был вручен сертификат «Лидер Российской экономики». А этот статус дорогого стоит, и коллектив оправдывает его на все сто.