«Кружатся диски, легко и плавно скользя…». И смотреть на это, а главное, слушать эту музыку можно бесконечно. Музыку, живущую в дорожках виниловых пластинок, которую извлекает игла проигрывателя, и она обрушивается на вас через усилитель из мощных звуковых колонок, обволакивая, завораживая и унося в неизведанные миры, которые рождены в мечтах. Почему именно виниловые пластинки, ведь мы уже давно живем в оцифрованном мире, где царствуют гаджеты и интернет. Но нет, есть в этом море островки, и один из них в Тамбове в виде уютного магазинчика, где стеллажи наполнены виниловыми пластинками практически всех времен и народов. А хозяин этого музыкального рая – увлеченный человек, давно подсевший на эту музыку, что живет на экзотичных виниловых носителях. Сергей Бондарев знает о пластинках все и даже больше. И конечно, мы не могли устоять, чтобы не расспросить его об этом небесспорном увлечении.


Признаюсь, что мы с Сергеем знаем друг друга давно, и для нас ничего спорного в этом увлечении нет. И те, кто по-настоящему увлекаются музыкой, ценят и любят ее, такое увлечение прекрасно понимают. Но мы живем в эпоху цифровизации, когда любую музыку можно найти в интернете и услышать через любой гаджет, а дома – через колонки, подключенные к компьютеру, которые сейчас есть у каждого. И потому для среднестатистического человека давно уже стало совершенно необязательно покупать музыку любимого исполнителя на физических носителях. Достаточно найти в интернете знакомое имя, нажать кнопку и можно наслаждаться любимыми песнями сколько угодно и абсолютно бесплатно. А потому первый и определяющий вопрос к Сергею я задам как бы от лица такого среднестатистического человека, и для него он будет совершенно естественным.
— Сергей, так зачем в наше время вообще нужны виниловые диски? Особенно, учитывая, что стоят они весьма недешево, а для их прослушивания нужна специальная аппаратура.
— Да просто затем, что на свете есть такая вещь, как музыка. И есть люди, для которых она не просто фон для повседневных дел, а целый мир высокого искусства, неосязаемого, но самого выразительного и эмоционального. И такой человек, естественно предпочтет музыку в наиболее качественном звучании, которое дает только виниловый диск. Дело в том, что звучание такой пластинки аналоговое, в отличие от всего, что есть в компьютерах и на CD, где вся музыка воспроизводится в цифре.


— И в чем же разница?
— Можно привести множество аргументов за аналоговый носитель, с точки зрения физики, рассказывая об амплитудно-частотных характеристиках, коэффициенте гармоник и прочих технических отличиях. Но для простоты отметим главное: на виниле звук гораздо более объемный, теплый, с широким фронтом звучания и наиболее естественный. То есть, достаточно сравнить на одинаковой аппаратуре в виде усилителя и колонок звучание одного и того же альбома на CD и виниловом диске – и вы сразу почувствуете огромную разницу в пользу винила. И после этого ни на чем другом слушать музыку уже не захотите. Если ее вы, конечно, хотите именно слушать, а не готовить под нее обед.
— Сергей, а давно ли ты пришел к этому увлечению?
— Да с самого детства. У родителей были пластинки, музыка звучала в доме, и для меня все это было логично. Причем, не только хотелось музыку слушать, но и играть ее самому. Так что освоить барабаны тоже стало логичным. А первый свой фирменный виниловый диск я приобрел на деньги, заработанные игрой в ансамбле на танцах. Это был концертный альбом английского гитариста Питера Фрэмптона «Frampton Comes Alive!». Для меня тогда эта пластинка была настоящим чудом и положила начало коллекции.
— Но ведь такая коллекция обходится недешево, разве нет?
— Конечно, но как ни парадоксально, увлекаются этим отнюдь не люди с доходами «новых русских». Тем более, что для качественного звука нужен не только винил, но и соответствующая хорошая аппаратура, позволяющая все нюансы, записанные на виниле, услышать.


— И как к этому относятся близкие, например, твоя супруга?
— Моя супруга знала, за кого выходит замуж. Признаюсь, что она это увлечение не одобряет, но относится с пониманием. В одном хорошем советском фильме герой произносит замечательную фразу: «Счастье, это когда тебя понимают». Тогда и получается гармония, не только в музыке, но и в жизни.
— А твой бизнес в виде магазина пластинок – это следствие увлечения?
— Это мой мир. И это бизнес явно не для какой-то солидной прибыли. В начале я занимался просто продажей СD. И однажды знакомый принес мне целую коробку старых советских пластинок – мол, попробуй продать, может, кто-нибудь и купит. Я поначалу отнесся к этому скептически, но оказалось, что у людей к этому есть немалый интерес. И люди начали спрашивать фирменные диски. Дело в том, что, хотя в нашей стране издавалось немало пластинок по западным лицензиям, но качество их звучания все равно сильно уступало оригиналам. Так что, пришлось наладить связи с поставщиками, и в Тамбове появился круг увлеченных единомышленников, ставшего своеобразным клубом по интересам.
— Сергей, а как удается устоять перед искушением не оставить пришедшую пластинку себе, а выставить ее на продажу?
— Очень трудно! Соблазн велик, я бы много оставил себе, но тогда мне просто не на что было бы жить. Зато я все время нахожусь в этом огромном спектре разной музыки, могу ее оценить и открыть для себя нечто новое. И поделиться этим с людьми, которые сюда приходят.
— А кто чаще всего заходит к тебе?
— Люди самых разных возрастов и профессий, но люди вдумчивые, разносторонние, с ними интересно общаться. Вообще, сейчас во всем мире наблюдается бум возрождения интереса к винилу, и Тамбов не исключение. Почти все зарубежные исполнители издаются на виниле, да и наши тоже, но, увы, не у нас в стране. Но, повторю, интерес растет, и мне самому интересно открывать для людей разную музыку и видеть, как у них загораются глаза.


— А молодежь насколько винилом интересуется?
— Знаешь, мне очень приятно видеть совсем молодых ребят и девчонок, которые умеют думать и чувствуют музыку, и их довольно много. Что интересно, они спрашивают таких исполнителей, как Дэвид Боуи, Black Sabbach, Doors, причем интересуются поэзией и самой личностью Джима Моррисона, хотя с его дня его гибели прошло уже больше полувека. А вот из наших музыкантов уже много лет стабильно спрашивают Виктора Цоя и «Кино». И для меня это по-своему парадокс, потому что я музыкой «Кино» никогда не увлекался, ни при жизни Цоя, ни сейчас. То есть, это процесс взаимных открытий, и этот процесс бесконечен. Наверное, в этом и есть сила и ценность музыки, которая вечна.