Широкие народные гуляния объединили музыкальные коллективы, историков, мастеров этноспортивных дисциплин и, конечно же, лучших борцов страны – победителей различных соревнований проекта «Русские игры». В минувшие выходные «кулачки» собрали участников не только из регионов страны, но и иностранных гостей. В этом году мероприятие посетили более 11 тысяч человек.
Праздник проводится сразу на нескольких площадках. Здесь можно не просто окунуться в старину – самому попробовать исконно русские забавы: пострелять из лука, сыграть в лапту, послушать фолк-музыку, поиграть в рюхи, лапту, клюшкование и другие игры. И, конечно, помериться силой. Впервые в программу игр был включен турнир «Ethnosport Challenge: Russia VS World». Четыре русских силача бросили вызов четырем силачам из других стран. И сильнейших выявляли именно по правилам русской борьбы за-вороток.
С каждым годом интерес к традиционным играм «Атмановские кулачки» растет не только у жителей области и России. Ими все больше интересуется и мировая спортивная и этнографическая общественность. В частности, в этом году в мероприятии приняли участие представители шести стран - Азербайджан, Белоруссия, Эстония, Латвия, Украина, Литва. Пока это близлежащее зарубежье. Но уже в следующем году в село Атманов Угол Сосновского района приедет более широкое международное представительство спортсменов. И в этом году с концертной программой на празднике уже выступили ребята из Индии, Замбии, Ганы, Нигерии, Египта, Зимбабве – студенты Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина.
В середине августа начинается Успенский пост, самый короткий и при этом такой же строгий, как и Великий пост. Он призван подготовить верующих к большому православному празднику - Успение Пресвятой Богородицы. Успение – это престольный праздник села Атманов Угол, в память о событии, во имя которого поставлен сельский храм. Поэтому жители села, наряду с Пасхой, испокон веков почитали этот день главным в году. С этим связаны и особые, бытовавшие только здесь традиции и обряды.
Согласно русским православным традициям, Успение - это и патриотический воинский праздник, чествование георгиевских кавалеров. По обычаю празднование начиналось с официальной религиозной части. На Успение обязательно поднимались образа и устраивался Крестный ход к полю, где на меже совершался благодарственный молебен. Святили каравай, которым разговлялись, остатки его хранили в полотенце и лечились ими в течение года. Успенский курагод открывал сезон осенних уличных гуляний и первых посиделок в домах. Дети играли до вечерней зари в игры.
Молодежь веселилась в курагоде, присматривая себе пару, так как день считался самым удачным для знакомства с планами на женитьбу. Старики вспоминали прошедший год и радовались веселию детей и молодёжи. Нет нужды доказывать, что подобное времяпровождение с давних пор было не просто развлечением, но и обучением, воспитанием, своеобразной психологической разгрузкой и было неотъемлемой частью всех празднеств. А особым событием престольного праздника были большие кулачки - полсела на полсела. Посмотреть на них и поучаствовать приезжали любители из соседних сёл и городов.
В этом году в рамках игр прошли соревнования в дисциплинах этноспорта: русская стенка, русмяч, борьба за вороток, свайка, лапта, рюхи, бабки и перетягивание палки. Все желающие от мала до велика смогли принять участие в различных народных забавах и игровых курагодах. Но главным событием праздника стал традиционный атмановский курагод «Боярское колесо», включающий состязания гармонистов, плясунов и частушечников, а также кулачный бой стенка на стенку. Помимо этого состоялся премьерный показ фильма «PRO Кулачки», а также встреча с интересными людьми – учеными, писателями, краеведами в рамках лектория. В течение двух дней работала традиционная ярмарка, где можно было купить товары народных умельцев. Кульминацией праздника стал бой стенка на стенку.
Стоит отметить, что «Атмановские кулачки» проводились с самого возникновения села. Они известны с 1648 года, проходили до конца 1980-х годов. После возрождения игр, на праздник в село стекаются участники и зрители со всей России. В Кулачках принимают участие все – от мала до велика. По неизменной традиции начинают игры дети. Затем их сменяют подростки. И в завершении праздника бьются взрослые бойцы. Задача боя - прогнать команду соперников на их сторону села/поля. И конечно, бой заканчивается «замирением», которое происходит за общей трапезой.
В 2014 году Федерация этноспорта России объявила «Атмановские кулачки» титульными русскими играми. Кроме того, они были внесены в реестр объектов нематериального культурного наследия народов России. В 2015-м игры стали лауреатом престижной российской премии в области событийного туризма «Russian Event Awards» в номинации «Лучшее событие по популяризации народных традиций и промыслов».
В конце 2016 года Министерство культуры РФ присвоило традиционным играм «Атмановские кулачки» статус «Национального события-2017». Они были включены в «Национальный календарь событий» в числе 200 лучших российских фестивалей и праздников.
Реализация подобных проектов служит прекрасным средством патриотического воспитания молодого поколения в духе традиций русского воинства, так как все традиционные игры русского народа всегда были неотъемлемой частью именно воинской культуры.
В прошлом большие кулачные бои в селе Атманов Угол проходили, по меньшей мере, три раза в год, но самые масштабные всё же были в конце августа – в престольный праздник сельского храма. Бились голыми кулаками или в рукавицах, «закладки» в рукавицах (то есть тяжёлые предметы, усиливающие удар) были недопустимы. Разумеется, и сегодня старинные правила боя в селе Атманов Угол соблюдаются неукоснительно, ведь смысл праздника как раз в том, чтобы реконструировать этнокультурную среду, тот сценарий престольного праздника, который сложился исторически.
В этом году компания «Ростелеком» обеспечила техническую поддержку играм, благодаря которой у любителей этноспорта появилась возможность наблюдать за соревнованиями в онлайн-режиме. Специалисты компании проложили линию связи, установили над площадью видеокамеру. Видеосигнал с нее транслировался на портал РИТЦ, благодаря чему мероприятие в прямом эфире посмотрели более 2300 человек.