Послание Федеральному собранию, которое озвучил сегодня Владимир Путин, можно по праву назвать «Манифестом от 15 января». В ближайшие годы Россию ожидает, по сути, глобальное переформатирование существующей политической системы. Получилось так, что первую — социальную — часть послания, безусловно по значимости своей затмила вторая. Среди изменений в Конституцию, предложенных президентом, сложно выделить какие-то наиболее важные. Все десять президентских поправок в Основной закон неразрывно связаны друг с другом, и предполагают не только усиление обеих палат парламента, но и губернаторского корпуса. Кроме того, в перечень органов власти предполагается добавить Государственный совет, который Путин возродил в 2001 году и делегировать ему дополнительные полномочия помимо совещательной функции.
Итак, что же предлагает президент? Самое, пожалуй, главное — то, что все изменения в Конституцию будут вынесены на общенациональный референдум. То есть гражданам страны самим предстоит решить, насколько предложения Владимира Путина соответствуют их чаяниям и ожиданиям. А на самих поправках стоит остановиться подробнее. Приведу их в хронологическом порядке.
Первое. Суверенитет России есть безусловная и высшая ценность, основа самого её существования. В связи с этим на территории страны высший приоритет над всеми международными законами должна иметь Конституция. Убеждён, что каждый государственник это предложение разделяет, да и в принципе спорить с ним сложно. Разумеется, оно не отменяет решения международных судов, но лишь в той части, в которой они не противоречат Основному закону нашей страны. Так что любители обращаться в ЕСПЧ могут и дальше заниматься любимым делом — этого права у них никто не отменит.
Второе. Российский чиновник, начиная с премьер-министра и заканчивая губернатором, не может иметь гражданство или вид на жительство другого государства. Начавшаяся по историческим меркам не столь давно национализация элит подходит к своему логическому завершению. К тому же опыт той же Украины или Грузии, где министерские кресла занимали граждане других стран, убедительно доказал неэффективность их деятельности. Как самих чиновников, так и тех правительств, где их услуги были востребованы. Государственное управление — это не бизнес, в котором национальные границы довольно условны.
Третье. Кандидат в президенты страны также не должен иметь иностранного гражданства и обязан проживать в России не менее 25 лет. Здесь можно было бы добавить и о том, что он также должен быть рождён на территории России, но многие из граждан страны родились на территории стран бывшего СССР или стран социалистического лагеря, и исключать их из гипотетической предвыборной гонки по этим пунктам было бы дискриминацией. К будущему президенту также относится и четвертое: президент страны не сможет работать больше двух сроков. То есть максимально — 12 лет, минимально — шесть. Не считая количество сроков принципиальным, Владимир Путин идёт здесь навстречу общественному запросу.
Пятая поправка, которую предложил президент — закрепить в Конституции, что минимальная зарплата не должна быть меньше прожиточного минимума. Огромных усилий и президента, и правительства стоило подтянуть экономику страны к тому, чтобы такое решение не осталось «декларацией о намерениях», как это происходило с многими ельцинскими указами в девяностые. Не столь давно это стало возможным, и было отражено в соответствующих профильных законах. Но закрепление этого положения в Конституции практически сделает невозможным его отмену, задавая высокую планку для экономистов будущего правительства.
Шестое предложение — закрепить статус Государственного совета. Полномочия и принцип его формирования будут ещё обсуждаться и корректироваться, возможно — разрабатываться заново, однако этот орган будет включён в состав конституционных, получив соответственно более серьёзное влияние и значимость в системе органов власти. И если обе палаты российского парламента состоят из членов политических партий, то Госсовет должен быть над фракционной думской борьбой, но ни в коем случае не вне политики.
Седьмое — значительно увеличится политический «вес» обеих палат парламента. Госдума будет формировать правительство и предлагать кандидатуру премьер-министра, которую президент не вправе будет отклонить. С вековым опозданием сбылась мечта российских либералов о формировании «ответственного правительства». Кроме того, такая поправка избавит общество от противостояния президента и парламента: как мы помним, в девяностые с назначением председателя правительства разыгрывались такие баталии, что даже «Санта-Барбара» отходила на второй план. Сюда же относится и восьмая поправка о том, что руководители силовых министерств и ведомств должны проводиться после консультации президента с Советом Федерации.
Девятое — увеличатся полномочия Конституционного суда, который будет иметь право по президентскому запросу проверять законопроекты и другие документы на соответствие Конституции. А десятое — члены верхней палаты парламента смогут отрешать от должности судей Конституционного и Верховного судов в случае совершения ими порочащих поступков. То есть механизм этот будет прописан в Основном законе более чётко.
Безусловно, все эти предложения логичны и взаимосвязаны. Самое, пожалуй, главное — они не меняют Основной закон, но лишь корректируют. Конституция страны по-прежнему остаётся документом прямого действия и имеет социальную направленность. Что же касается референдума, на котором эти поправки предстоит принять, сейчас сложно сказать, когда именно он пройдёт. Однако то, что он состоится в Единый день голосования и существенно повысит явку на выборах, можно предполагать с высокой долей уверенности. И здесь политическим партиям, участвующим в выборах в Госдуму, необходимо скорректировать те идеи и наработки, которые уже есть на сегодняшний день. А партии президента — Единой России — придётся вырабатывать стратегию реализации послания Владимира Путина в довольно короткие сроки: в нынешнем году довольно много выборов различного уровня, и кандидаты от неё уже должны продемонстрировать какие-то внятные результаты.