Много лет нас приучали к тому, что пользоваться счётчиками воды и газа удобно и выгодно. Практика это подтверждала. Хотя приборы и стоили не совсем дёшево, особенно в квартирах с горячим водоснабжением, они быстро себя окупали. Дело в том, что устанавливаемые поставщиками коммунальных услуг нормативы были сильно завышены, а учёт реального потребления всё ставил на места: люди стали платить меньше.
Однако сейчас ресурсоснабжающие организации пытаются вернуться к исчислению платы за свои услуги по нормативам, а не по факту. Такую возможность им предоставила коронавирусная пандемия, которая, к сожалению, явилась прикрытием для многих неблаговидных дел в самых разных сферах нашей жизни.
Многие тамбовчане этой весной были неприятно удивлены, когда увидели в своих платёжкам сильно возросшую плату за горячую и холодную воду. Не всех постигла такая судьба. Однако пострадавших много судя по количеству жалоб, которые приходят на адреса как органов власти, так и нашей газеты.
Пострадали самые беззащитные
Не так давно в нашу газету пришла читательница и рассказала свою печальную историю. Своё имя она попросила не называть. Вот что она нам сообщила:
"Живу на Сергеева-Ценского в кооперативном доме завода «Комсомолец». Новые квитанции с новыми лицевыми счетами. Теперь холодную и горячую воду «Тамбовские коммунальные системы» вывели в отдельные квитанции. Вот квитанция по холодной воде за апрель. Первая её часть почему-то названа извещением, но дело не в этом. Оплата начислена по нормативу – 100 рублей за водоснабжение и 129 – на водоотведение. Точно так же была рассчитана и платёжка за март. Оговаривается, что «в случае выявления некорректных сведений можно направить информацию для перерасчёта» на электронный адрес 1@tambovcomsys.ru. Сами показания счётчиков можно отправить через личный кабинет либо продиктовать по телефону: с 1 по 25 мая показания по номеру 701-700, в остальные дни – 700-700.
Звоню по первому телефону. Отвечает робот-автоответчик, требует номер моего договора. Я называю, но система не понимает моей речи. Диктую четче. На этот раз бот точно повторяет за мной все цифры, но… опять заявляет, что не может разобрать моих слов. Просит повторить. Так продолжается бесконечно. Дальше пройти невозможно. Пыталась связаться по телефону 700-700. Звонила с восьми утра до пяти часов вечера. Дозвониться не удалось: номер всё время занят. Были проигнорированы показания не только моего счётчика, но и всех жильцов нашего дома. Это шесть подъездов! Те, у кого стоят компьютеры, воспользовались личным кабинетом. Однако не у всех есть такая возможность, особенно во время пандемии коронавируса, когда контакты людей сведены к минимуму.
Получилось так, что пострадали пожилые люди. Они не смогли добиться перерасчёта: у них нет компьютеров, они сидят дома на самоизоляции. Значит, их можно безнаказанно обдирать. Первые звоночки прозвучали ещё до пандемии. В январе «КомСервисПлюс», наша управляющая компания, вывесила объявление, что с 18 по 25 число нужно отослать показания наших счётчиков на определённый адрес электронной почты. Тогда старикам это было сделать легче: режим самоизоляции ещё не объявили, и можно было попросить знакомых, чтобы они помогли.
Мы были сильно удивлены, когда жильцам нашего дома прислали квитанции с оплатой по нормативам. Суммы были просто невероятными: я столько за полгода не потребляю воды. Те данные, которые мы отсылали на электронный адрес, были проигнорированы.
Тогда мы это восприняли как случайную ошибку. Сейчас уже так не думаем. Многие бабульки испугались и оплатили завышенные платёжки. Не ради этого ли всё делается? Не понимаю, почему нас лишили возможности действовать по старинке – просто писать показания счётчика на оборотной стороны квитанции. Зачем нужно было менять правила игры и усложнять людям жизнь во время коронавирусной эпидемии?
Недавно возле нашего дома прошёл стихийный митинг. Толчком к нему стали мытарства одной пожилой женщины. Сотрудники управляющей компании сказали ей принести показания счётчика на бумажке: мол, без этого разобраться никак нельзя. В очереди она простояла четыре часа.
По нормативам начисляют плату и всем без исключения жильцам, у которых просрочена поверка счётчика. Несмотря на то, что вышло правительственное постановление № 424, согласно которому во время эпидемии коронавируса можно отложить поверку до 1 января 2021 года! Получается, что российское правительство нашим коммунальным организациям не указ.
Безобразие полнейшее. Путаница абсолютная. ТКС и управляющая компания будто бы намеренно вносят сумятицу в нашу жизнь в такое сложное время"
ФАС против ТКС
Разумеется, обращаются тамбовчане далеко не только в нашу газету. По словам начальника территориального управления Федеральной антимонопольной службы Елены Гречишниковой, жители областного центра завалили эту организацию жалобами, и она была вынуждена отреагировать.
12 мая антимонопольщики возбудили в отношении АО «Тамбовские коммунальные системы» возбуждено дело по признакам злоупотребления доминирующим положением в части необоснованного завышения в квитанциях граждан объемов потребления коммунальных ресурсов и начисления пени. В действиях «ТКС» были найдены признаки нарушения закона «О защите конкуренции».
Наша газета попросила Елену Гречишникову прокомментировать это решение УФАС
"Сегодня мы возбудили дело о «ТКС», – сказала Елена Анатольева. – Мы видим возмущение жителей Тамбова, которые получили квитанции с завышенными размерами платежей. Расцениваем это как ущемление интересов неопределённого круга потребителей, нарушение антимонопольного законодательства. ТКС – безусловно монополист: компания занимает доминирующее положение на рынке водоснабжения и водоотведения. Люди жалуются, что с её сотрудниками невозможно связаться, чтобы добиться правды. Ущемлёнными оказались, прежде всего, пенсионеры. Именно они чаще всего и жалуются нам".
Нарушение антимонопольного законодательства проявилось не только в том, что людям начислили плату по нормативам. В квитанции не отображается сумма льгот. То есть, незащищённые категории граждан не могут получить льготы.
Анализ безобразий уже проведён. Рассмотрение дела назначено на 2 июня. Там и послушаем, как компания будет всё это объяснять. Признаки нарушений ведь явные. Может быть, мы их побудим к тому, чтобы быстрее разобраться в сложившейся ситуации.
Поступили к нам и информация, что «ТКС» начали выставлять пени, но однозначного её подтверждения мы не получили. Поэтому не могу сказать, так ли это.
ТКС призывает не волноваться
Обратились мы за комментарием и в «Тамбовские коммунальные системы». Нам ответила пресс-секретарь Водоканала Анна Фролова.
"Люди подали в УФАС заявления о квитанциях с завышенным размером платежей, – сказала она. – Действительно, ряду абонентов за март и апрель были начислены суммы не по факту потребления воды, а по нормативам. Дело в том, что в «ТКС» не были переданы показания счётчиков. Ввиду отсутствия этой информации мы выставляли счета по нормативам. Однако мы ещё с февраля обращались к своим абонентам, чтобы они не переживали: после получения данных всё будет пересчитано.
Дозвониться до нас действительно проблематично, потому что одновременно звонят по 20-30 человек. За сутки поступает до трёх тысяч звонков. Пенсионеры приходят к нам в центр единого обслуживания. Самоизоляция им не мешает. Мы открыли приём граждан. Заявки принимаем и очно, и по почте в виде обычных писем, и по e-mail.
Мы неоднократно извинялись перед тамбовчанами за то, что доставили им неудобства. Хочу успокоить ваших читателей: не стоит переживать, деньги мы вернём после пересчёта. Ситуацию мы держим на контроле. Что же касается пени, то мы их начисляем только за долг, который образовался до апреля 2020 года. У нас нет права обнулять старую задолженность.
Если же говорить о долгах, которые образовались после 1 апреля, то на начисление и взыскание неустойки по ним введён мораторий до 1 января 2021 года. На этот счёт вышло постановление правительства № 4241".
«Тамбовские коммунальные системы» официально заявляют, что до конца года пени за несвоевременную уплату коммунальных услуг начисляться не будут, однако всё равно рекомендуют вовремя вносить коммунальные платежи. Дело в том, что накопленные за несколько месяцев долги могут нанести существенный урон семейному бюджету.
Если кто-то столкнулся с непростой жизненной ситуацией и не можете платить по счетам, всегда можно обратиться к нам для урегулирования ситуации.
Дождёмся июня…
Кто же прав в этом споре: УФАС и потребители коммунальных услуг – или же Водоканал?
На мой взгляд, двух мнений здесь быть не может. Хотя «ТКС» и открыла несколько каналов для приёма показаний счётчиков, они оказались забиты. Бот людей не понимает, дозвониться до сотрудника Водоканала невозможно, у порога кабинетов скапливаются огромные очереди, компьютеры есть не у всех, а по почте корреспонденция идёт с черепашьей скоростью…
Едва ли это следствие злых намерений и стремления поживиться за счёт стариков. Скорее, дело тут в неизбывном российском бардаке и неумении или недостаточном желании нормально организовать процесс. И ещё чиновничьей тяги к бесконечным бессмысленным преобразованиям. Кому и зачем потребовалось вводить новую систему приёма показаний счётчиков? Ведь старая работала, и неплохо.
Кто победит в споре, предсказывать не возьмусь. Дождёмся 2 июня.