Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Статьи / Общество

Военный фотоальбом рассказал о боевых действиях 221-й бомбардировочной авиационной дивизии

Общество
Фото: Фото: ГАСПИТО

Всё дальше от нас уходят годы великих испытаний, выпавших на долю советского народа в Великой Отечественной войне. И тем дороже становится всё, что связано с подвигами наших воинов, не щадивших своих сил и жизней в жестокой борьбе против немецко-фашистских захватчиков.
ИСТОРИЯ АВИАДИВИЗИИ
О формировании и боевых действиях 221-й бомбардировочной Бахмачской ордена Суворова 2-й степени авиационной дивизии в ноябре 1942 — марте 1943 года рассказывает фотоальбом, хранящийся в Государственном архиве социально-политической истории Тамбовской области. Подготовленный в подарок Тамбовскому обкому ВКП(б) альбом является поистине уникальным. На 69 фотографиях, сопровождаемых аннотациями, запечатлены командный состав дивизии, командиры, замполиты, начальники штабов, личный состав 57, 745 и 45-го бомбардировочных полков, входивших в состав воинского соединения, фрагменты военных будней лётчиков и редких минут их отдыха.
В Великой Отечественной войне 221-я авиадивизия в составе Сталинградского, Центрального, Белорусского фронтов участвовала в контрнаступлении под Сталинградом, Курской битве и битве за Днепр, освобождении Белоруссии и Украины, в Варшавско-Познанской и Берлинской наступательных операциях. 221-я бомбардировочная авиадивизия Резерва Верховного Главнокомандования была сформирована в июне 1942 года в Ворошиловграде (ныне город Луганск).
Назначенный командиром дивизии полковник Иван Диомидович Антошкин участвовал в Гражданской войне, окончил Качинскую школу лётчиков. Во время советско-финляндской войны командовал 18-м авиационным полком скоростных бомбардировщиков в составе ВВС 15-й армии, лично летал во главе эскадрильи на боевые задания. В мае 1940 года за их успешное выполнение и проявленные при этом личную отвагу и мужество Антошкину было присвоено звание Героя Советского Союза.
Его авиадивизия с 24 июня 1942 года участвовала в боях в составе 8-й воздушной армии Юго-Западного фронта на самолётах типа «Бостон-3». Основной задачей бомбардировщиков с началом наступления немецких войск было уничтожение танков, артиллерии, самолётов и живой силы врага, рвущегося к Воронежу и Сталинграду, переправ через реки Оскол, Дон и Чёрная Калитва, чтобы сдержать наступление противника и поддержать советские войска. Важной целью бомбардировок был аэродром у села Марьевка Воронежской области, на который постоянно приземлялись вражеские транспортные самолёты с вооружением, горючим и боеприпасами. Ежедневно лётчики дивизии совершали по два-три боевых вылета, за месяц их произведено 876.
ТАМБОВСКИЙ АЭРОУЗЕЛ
Летом 1942 года воздушные бои были настолько кровопролитными, что в среднем авиационный полк отправлялся на переформирование после двух-трёх недель боёв. За месяц боёв бомбардировочные полки дивизии потеряли 38 самолётов, из которых 27 были сбиты вражескими истребителями. После 25 июля 1942 года понёсшая значительные потери авиадивизия перебазировалась для укомплектования на Тамбовский аэроузел. Штаб дивизии разместился в Тамбове, личный состав 57-го бомбардировочного полка — на аэродроме деревни Орловка в 17 километрах юго-западнее Тамбова. Началась подготовка к выполнению новых боевых задач, продолжавшаяся до 10 ноября 1942 года.
На войне каждый пилот бомбардировщика должен уметь выполнить поставленную задачу: взлететь с бомбами с небольшого аэродрома, найти, разбомбить и уничтожить цель, предвидеть действия противника, отразить атаки истребителей и зенитной артиллерии, сохранить самолёт и экипаж, вернуться на аэродром и благополучно произвести посадку. За три с небольшим месяца части дивизии были полностью укомплектованы личным составом и вооружением, в совершенстве овладели техникой бомбометания и пилотирования самолётов по приборам, ночью и в сложных метеорологических условиях ведения воздушной разведки добились сколоченности и слётанности звеньев и эскадрилий. На самолётах У-2, УСБ и Б-3 было произведено 3035 полётов, из них 1473 — ночных.
В конце сентября всему личному составу, участвовавшему в боевых действиях летом 1942 года, были вручены боевые награды. Ордена и медали вручал первый секретарь Тамбовского обкома ВКП(б) Иван Волков. Итоги боевой подготовки подводились на торжественном собрании, посвящённом празднованию годовщины Октябрьской революции. Оно закончилось концертом, танцами и праздничным столом.
ОТ СТАЛИНГРАДА ДО ВАРШАВЫ
В ноябре 1942 года 221-я авиадивизия вошла в состав 17-й воздушной армии Юго-Западного фронта и базировалась на аэродроме Панфилово. Лётчики вступили в борьбу за Сталинград. Экипажи самолётов меткими ударами поражали коммуникации противника, уничтожали авиацию на аэродромах, подвижной состав на станциях и перегонах.
На фотоснимках результатов бомбардировок, сделанных лётчиками во время выполнения боевых задач, хорошо видны прямые попадания бомб и очаги пожаров на железнодорожных станциях Красноармейская и Чернышковская, на аэродромах Зверево, Тацинская и Морозовск, которые служили базой для истребителей, бомбардировщиков и транспортных самолётов вермахта и использовались для снабжения окружённой в Сталинграде 6-й армии Паулюса.
В период боёв за Сталинград, на Среднем Дону и Донбассе до середины марта 1943 года 221-я авиадивизия провела 1311 боевых вылетов в условиях суровой зимы. За всё время было уничтожено 240 танков, 1250 автомашин с грузами и живой силой, 350 железнодорожных вагонов, семь паровозов, 170 самолётов, убито и ранено до 2700 солдат и офицеров противника. Было сброшено свыше 1000 тонн бомб разного калибра. Более 300 человек личного состава дивизии было награждено орденами и медалями СССР. За успешные боевые действия, героизм и мужество личного состава командующим 17-й воздушной армией и ВВС Юго-Западного фронта было представлено ходатайство о переименовании дивизии в гвардейскую.
18 марта 1943 года части дивизии снова перебазировались на Тамбовский аэродром для доукомплектования и пополнения личным составом. Полковник Иван Антошкин стал командиром 6-го смешанного авиационного корпуса. Новым командиром дивизии был назначен Сергей Бузылёв, остававшийся на этой должности до 1949 года.
В сентябре 1943 года за особые отличия в сражениях по освобождению Левобережной Украины и город Бахмач (Черниговской области) 221-й бомбардировочной авиационной дивизии присвоено почётное наименование «Бахмачская». За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками при освобождении Варшавы Указом Президиума Верховного Совета СССР авиадивизия была награждена орденом Суворова II степени.
Сквозь непогоду, сквозь завесу огня зениток, отбиваясь от атак фашистских истребителей, лётчики 221-й бомбардировочной авиадивизии шли и разили врага. Источник их подвигов — любовь к Родине, верность воинскому долгу и страстное стремление освободить родную землю.
Автор: Старший научный сотрудник Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области Светлана Вавилова
Сюжеты: Репортажи
Авторы: