Так уж вышло, что, перефразируя слова из популярного фильма, каждый год в начале марта мы ходим на «Пикник». Правда, на этот раз гастрольный тур культовой питерской группы сложился так, что в Тамбов Эдмунд Шклярский и Ко прибыли только в середине апреля. Но солнечная атмосфера весеннего тепла ничуть не затмила мрачной мистической таинственности, что всегда окутывала выступления этой команды. И снова в зале Тамбовского драмтеатра был гарантированный аншлаг. А восставший из пустынного зноя Сфинкс царапал когтями ночное небо над оцепеневшим городом…
«Дивись, дивись же, какими мы стали,
Любуюсь, как прежде и не узнаю –
Ты снова пляшешь чудовищный танец,
Я снова странную песню пою…»
Все же есть нечто неизменно прекрасное и мистически непостижимое в этом приземленном мире, что не дает человеку погрузиться в серость, хотя творчество такой команды как «Пикник» окрашено исключительно темными тонами. Но эта фиолетово-черная палитра с багровым оттенком театра абсурда, ставшего отражением осколков разбитого в брызги мира, живет и побеждает. А строчки заглавной песни из нового альбома «Веселый и злой» это подтверждают.
С нее и начался этот концерт, где сквозь сценический дым и мечущиеся в нем огни, металлический отрешенный голос гипнотизировал публику под мрачные аккорды, погружая зал в видение потусторонней действительности. И казалось, что лично к тебе явился тот самый шаман, у которого «три руки и крыло из-за спины», а ты сам вдруг превратился в древнего египтянина среди бескрайней пустыни, где после долгого пути ты вдруг нашел странный город и бредешь по его пустынным улицам со стеклянными домами, отражающими в стенах твое пугающее «я».
Здесь уникальным образом музыка переплетается с горькими словами, образуя странную гармонию, находящуюся где-то уже в минусовой оси координат. Музыкантов «Пикника» не назовешь виртуозами, но все аккорды здесь выверены с пугающей тщательностью, и когда гитарист вместо головокружительной гитарной нарезки играет в своем соло всего пять нот, то это как раз те ноты, которые стоят на своих местах, и добавить к ним нечего.
Удивительно, но эта группа, не изменяющая себе уже сорок лет, давно выпала из обоймы так называемого «питерского рока» и ни в какую другую обойму не вошла. Их практически никогда не показывают по телевизору, они ни у кого не просят денег и не ждут милостей от государства, но не смотря на все экономические коллизии, время от времени потрясающие страну, ежегодно проводят гастрольные туры со своим оборудованием и светом, каждый раз удивляя очередными техническими сюрпризами. При этом почти каждый год группа выпускает очередной альбом, причем, как на SD, так и в престижном виниловом варианте, что довольно недешево, потому что виниловые пластинки печатаются исключительно за границей. Это не говоря уже о том, что Эдмунд Шклярский пишет не только стихи, но и прозу, издавая книги, а также здорово рисует в своей фирменной мистической полуабстрактной манере.
Кстати, оформление альбомов группы также сделано ее лидером. И вообще «Пикник» стал во многом семейным предприятием в самом успешном смысле слова. В продюсерстве помогают супруги Эдмонда Шклярского и басиста Марата Корчемного. А клавишными инструментами командует сын лидера группы Станислав Шклярский. И вообще группа «Пикник», включая неизменного барабанщика Леонида Кирноса – это настоящая творческая семья в самом небанальном смысле этого слова. Может потому у группы все и получается, хотя свое значение имеет и одна совсем маленькая особенность – просто талант.
Что же касается ореола мистики, то она здесь совершенно естественна, как и вся атмосфера Питера, где живут призраки фей на трамвайных путях. И потому, как признавался Эдмонд Шклярский, эта музыка просто не могла не родиться в таком жутковатом в своей мрачной красоте городе. Но на пространные интервью с Эдмундом обычно рассчитывать не приходится: он и здесь продолжает сохранять свой таинственный имидж в духе «на все вопросы рассмеюсь я тихо, на все вопросы я не дам ответа. Мое имя – Иероглиф, мои одежды залатаны ветром…»
«Пикник» завершил свое шоу по традиции ударным хитом «Королевство кривых» спетым, как и многие композиции, дружным хором всего зала, над которым плясали огромные воздушные шары, запущенные Шаманом, танцующим на ходулях по сцене, окутанной фиолетово-черным полумраком.
«…Только не плачь, палач,
не затупи топор.
Мир любит злую кровь,
Мир на расправу скор».