Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Статьи / Общество

Об электронной регистрации недвижимости рассказали в Росреестре

Общество
Фото:

Подать заявление и документы, необходимые для кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость, можно через МФЦ или при выездном приеме сотрудниками тамбовского филиала ППК «Роскадастр». 

В последнее время среди тамбовчан становится более востребованной электронная подача документов на регистрацию недвижимости. Если за 1 полугодие 2022 года количество таких обращений составило 34 090 (42,9% от общего количества), то в 1 полугодии 2023 года в Росреестр поступило более 39 тысяч таких заявлений (49,36% от общего количества обращений). 

У электронной подачи документов есть ряд преимуществ: 

— любое удобное время для заявителя (без посещения офисов МФЦ); 
— экономия времени (отсутствие ожидания очереди); 
— сокращенные сроки государственной регистрации. 

По общему правилу на госрегистрацию права отводится 7—9 рабочих дней (при представлении документов непосредственно в регистрирующий орган или МФЦ соответственно). Если же документы представлены в электронном виде, например, нотариусом, то в этом случае госрегистрация должна быть произведена в течение одного рабочего дня, следующего за днем приема документов. 

Электронно подать документы могут физические и юридические лица, органы государственной власти, представители по нотариальной доверенности, а также нотариус и кадастровый инженер. Для этого необходим доступ в интернет и наличие усиленной квалифицированной электронной подписи. 

Законодательно у нотариуса есть возможность электронно подавать документы в Росреестр от имени собственников, если гражданин обращается, например, за получением свидетельства о праве на наследство или удостоверением договора (купли-продажи, дарения, мены и др.). В этом случае для госрегистрации электронная подпись не потребуется, так как нотариус подпишет заявление и все необходимые документы своей электронной цифровой подписью. 

При образовании земельного участка, уточнении местоположения границ земельного участка, принадлежащего заказчику на праве собственности, на праве постоянного бессрочного пользования и на праве пожизненного наследуемого владения, документы в электронном виде для кадастрового учета и регистрации прав может подать кадастровый инженер. Также он может электронно обратиться в Росреестр с заявлением о снятии с кадастрового учета объекта капитального строительства в связи с его сносом (уничтожением) при условии, если заказчиком выступает собственник данного объекта, его наследник, либо собственник земельного участка на котором располагался объект недвижимости (если собственник ликвидирован или умер). Кадастровый инженер может обратиться и с заявлением на построенный объект недвижимости (при отсутствии требования о разрешении на строительство), если заказчиком кадастровых работ выступал собственник участка, на котором велось строительство. 

Подать электронно документы на регистрацию возможно с использованием информационных технологий взаимодействия Росреестра с банками. В настоящее время такая услуга широко используется крупными банками, в том числе для ипотечных сделок. 

Есть возможность электронной подачи документов на государственную регистрацию договоров участия в долевом строительстве. В этом может помочь застройщик. 

Руководитель ГК «Мегаполис», член Общественного совета при Управлении Росреестра по Тамбовской области Альберт Дорожкин убежден, что подача документов в электронном виде значительно экономит силы и время людей и организаций. «Все больше и больше дольщиков обращаются к застройщикам для подачи договоров участия в долевом строительстве в электронном виде. Особенно это актуально, когда дольщик является иногородним. При подаче документов на бумаге придется посетить МФЦ как минимум два раза», — подчеркивает он.

Светлана Пальчикова, 
начальник отдела правового обеспечения Управления Росреестра по Тамбовской области

Сюжеты: Справочная