Россию не случайно называют плавильным котлом народов. В её ядре, на Восточноевропейской равнине, испокон веков селились и смешивались племена с разными языками, разной культурой, разной верой, разной внешностью. И, разумеется, они искали способы ужиться друг с другом.
Без конфликтов, обложения данью, попыток ассимиляции и навязывания своей религии дело, разумеется, не обходилось. Однако чего не было на наших землях, так это стремления одних народов возвыситься над другими, объявить их людьми второго сорта, пригодными лишь для того, чтобы быть рабами.
Главное отличие России от Западной Европы: смотрите на фамилии
Татары, ногайцы, мордва, черемисы, а затем и кавказцы вливались в элиту Московской Руси, а затем и Российской империи, что было совершенно непредставимо в западных колониальных империях Нового времени. Среди фамилий британской аристократии нельзя найти ни одной индийской. В России же чуть ли не в каждой второй (ну хорошо, каждой третьей) дворянской фамилии отчётливо слышится татарский корень: Аракчеевы, Ермоловы, Салтыковы, Сабуровы, Юсуповы, Шереметевы… И это – наследие вовсе не монголо-татарского ига, как некоторые думают, а политики великих князей Московской державы, которые переманивали на свою сторону ордынских полководцев и воинов.
Тамбовщина находится в сердце европейской России, однако активная колонизация её русскими началась сравнительно поздно, в конце XVI – начале XVII века. До этого лишь имело место небольшое проникновение Рязанского княжества на наши земли, которые были населены преимущественно мордвой-мокшей и именовались русскими Диким полем. Это предопределило и название области (от мордовского «томбу» – «бездна, омут, топь»), и специфику тамбовских фамилий, очень многие из которых имеют мордовское происхождение. Веденяпины, Ведяевы и Видяевы (от «ведь» – «вода» или «Ведь-ава» – богиня воды), Каревы (от «карь» – «лапоть»), Кудашовы и Кудашкины (от «куд» – «дом»), Кулеватовы (от «кулемс» – «слышать»), Пичаевы (от «пичь» – «сосна»), Серяпины (от «серь» – «высота»), Тумаевы (от «тума» – «дуб»), Шекшеевы (от «шакшата» – «дятел»), Шиняевы и Шуняевы (от «шинь» – «свет»), Шиндяпины (того же корня). Их у нас так много, что одно только перечисление займёт целую газетную полосу.
Впрочем, обрусение мордвы, ассимиляция её русскими – это уже XVII, XVII и XX века. А ведь люди жили здесь задолго до неё и тоже как-то находили общий язык.
Бронзовый век: сосуществование, не всегда мирное
Правда, в глубокой древности, за тысячу, две или три до нашей эры, всё решалось просто. Испокон веков здесь жили люди, относящиеся к культуре ямочно-гребенчатой керамики. Занимались охотой, рыболовством, бортничеством – в общем, типичными занятиями волжских финнов и в более поздние времена, вплоть до XIX века нашей эры.
В эпоху бронзового века (как, впрочем, и в более поздние времена) они не могли противостоять конным, вооружённым до зубов пришельцам. Тогда это были индоевропейские кочевники и полукочевники, арии индийской и иранской ветвей. В далёкие походы отправлялись молодые мужчины, чаще всего неженатые. Жён они брали себе в местных деревнях, иногда истребляя мужское население.
Уцелевшие деревни ждала другая судьба: одни обкладывались данью, с другими налаживалась взаимовыгодная торговля. Предки волжских финнов ведь не умели плавить бронзу, а индоевропейцы этим искусством уже владели. Вспомним Аркаим на Южном Урале. Это «город мастеров» – укреплённое поселение, где жили, судя по данным археологов, исключительно плавильщики. Колесничные воины обитали неподалёку, на берегу реки Синташты.
Абашевская культура Тамбовщины и синташтинская культура Южного Урала – это очень близкие родственники. Между ними, безусловно, была плотная связь. Сюда эти люди везли бронзу и обменивали её на рыбу, меха, мёд и дары леса.
Разумеется, такие контакты не могли не отразиться на волжско-финских языках. Например, мордовское слово «азор» («господин») явно произошло от индоиранского «асура», и это далеко не единственный пример.
Примерно такими же были и контакты волжских финнов с потомками древних ариев – царскими скифами и сарматами. Правда, сарматы себе жён из числа местного населения не брали: женщины у них воевали наравне в мужчинами и часто находились выше мужей по статусу. Не случайно греки называли их «женоуправляемыми».
Трагическая судьба мурзы Булая
Когда наступило раннее Средневековье, место индоевропейских кочевников и полукочевников заняли тюркские народы, тоже кочевые. Во время раскопок возле села Давыдово под Моршанском, которые проходили под руководством археолога Сергея Андреева, были найдены руины хазарской крепости. Обнаруженные там артефакты свидетельствовали о том, что мордва в ту эпоху была данницей каганата, а её князья – скорее всего, вассалами хазарских владык.
После разгрома каганата воинством русского князя Святослава место хазар в нашей области заняли другие тюркские народы – булгары и татары. Мордовские князья стали уже их вассалами. Именно в эти времена они сменили волжско-финские титулы «азор» (владыка) и «инь-азор» (верховный владыка) на татарский – «мурза» (вообще-то слово произошло от персидского «амир-заде», но это уже детали).
О подавляющем большинстве татарско-мордовских мурз мы ничего не знаем, однако имя одного из них – Булай – осталось в истории. Этот человек трагической судьбы жил в XVII веке, когда мордовские земли вовсю осваивались русскими.
Он владел обширными землями на севере нынешней Тамбовщины. Чтобы сохранить их, мурза Булай пошёл на службу к московскому царю и сменил ислам на православие. Как мы знаем, измена Аллаху карается смертью, и татарского князя убили, скорее всего, его же сыновья. Они предпочли остаться мусульманами, поэтому владения Булая им не достались. Поместья были конфискованы в пользу русской короны.
Что же касается живущей на этих землях мордвы, то она сохранила языческую веру: Орда не навязывала ислам покорённым народам. Мордовская религия изменилась очень незначительно. Например, в ней появился бог Султан, главного вселенского злодея Идемёвся стали называть Шайтаном, а молитвенные поляны – кереметями (от арабского «карамат» – чудотворение).
Мягкая христианизация
Гонения на языческую веру на Тамбовщине начались только в те времена, когда здесь укрепилась власть русского царя, да и то не сразу. Первое время христианизация мордвы проходила очень мягко.
Началась она после того, как весной 1681 года царь Фёдор Алексеевич подписал указ о предоставлении поблажек крещённой мордве.
«А как они крестятся, и им во всяких податях дано будет льготы на шесть лет»,
– говорилось в документе.
Лишь со временем русские начали запрещать языческие моления. Мордва, разумеется, сопротивлялась. Однако ничего подобного восстанию, бушевавшему в Терюшевской волости близ Нижнего Новгорода, на Тамбовщине не было. Большинство мокшан предпочло активным выступлениям двойную жизнь. При священниках они надевали кресты и молились Святой Троице, а как только те уходили, бежали на керемети (молитвенные поляны) и начинали поклоняться старым богам.
«Ведь-ава Мария» – плод двоеверия
Такое двоеверие приводило порой к забавным результатам. Например, Ведь-аву – кровожадную и внешне прекрасную богиню воды – начали называть Марией по имени Богородицы. Сохранилась даже молитва со словами:
Ведень кан,
Ведень оцю,
Ведь-ава Мария,
ваномсть…
(Родоначальница воды,
Старшая над водой,
Ведь-ава Мария,
Храни нас.)
Известны даже случаи (правда, не на Тамбовщине), когда этой «Марии» приносили человеческие жертвы при строительстве христианских храмов.
Но всё же остатки мордовского язычества постепенно сошли на нет, и к нынешним временам оно осталось лишь в тамбовских фамилиях и топонимах. Например, название села Вирятино явно произошло от «Вирь-атя» – «Лесной старик». Это один из мокшанских божков, муж могущественной богини Вирь-авы, покровительницы животного мира (имя можно перевести и как «Мать леса», и как «Лесная дева»).
Почему здешняя мордва сравнительно легко была ассимилирована и влилась в русский народ? Причин, скорее всего несколько. Одну из них, довольно экзотическую, я услышал от доцента ТГУ, одного из ведущих археологов Тамбовщины Сергея Андреева.
– Первые волны древних славян, которые достигли Тамбовщины, погасли в мордовской среде. В здешней мордве чувствуется славянское начало. Не случайно она так легко была ассимилирована русскими,
– сказал он.
Речь шла о тех славянах, которые наведывались сюда задолго до прихода русских.
На аборигенов «Дикого поля» не смотрели как на людей второго сорта
Но всё же, думается, дело не в них, а в сравнительно мягкой ассимиляции. К мордве здесь не относились как к людям второго сорта. Представителей этого народа притесняли даже меньше, чем русских крестьян: в большинстве случаев они во времена Московскому Руси платили ясак, и их долгое время не делали крепостными. В случае принятия христианства перед мордвой открывались перспективы, немыслимые, например для индийцев в Британской империи XIX и даже XX века. Например, нередко наиболее отличившихся воинов мордовского происхождения верстали в русское дворянство и наделяли поместьями. Просачивалась мордва и в высшее священство, пример чему – судьба патриарха Никона (он, правда, родился в мордовском селе близ Нижнего Новгорода, но тем не менее).
Повторю: в этом заключается огромное отличие России от колониальных империй Западной Европы и в то же время её сходство с некоторыми восточными империями.