Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Статьи / Общество

Тамбовский губернатор в кино. Как революция привела Николая Муратова из Госсовета на съемочную площадку

Общество
Фото: скриншот фильма "Белый орел"

В Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина изучают кадровую политику МВД Российской империи в отношении высшей провинциальной администрации – губернаторов и вице-губернаторов. Ученые взяли полувековой период с 1864 года – в этом году стартовала земская реформа Александра II – по 1914 год – год начала Первой мировой войны. Советские историки за эту тему обычно не брались – идеологически верными были исследования революционного движения. Но времена изменились, и нынешнее общество хочет видеть историю России со всех сторон. Об интересных находках и открытиях, которые обнаружили тамбовские ученые, нам рассказал доцент кафедры истории и философии института образования и общественных наук Державинского университета Владимир Ловцов.

Борец с революцией

Одной из неоднозначных фигур в неоднозначную эпоху был Николай Павлович Муратов, который руководил Тамбовской губернией с 1906 по 1912 годы. Он был известен своими крайне правыми взглядами и активной борьбой не только с революционерами, но и с либералами, а также гонениями на евреев.

На всю страну Муратов прославился после смерти Льва Толстого, запретив в Тамбовской губернии любые мероприятия, посвященные чествованию великого писателя. В те времена они могли легко вылиться в политические манифестации. Поэтому губернатор решил перестраховаться. Но это было и частью его личной карьерной стратегии. Он рассчитывал, что таким образом его заметят наверху, и это поможет ему выти в высшие эшелоны власти. Но стратегия не удалась. К тому моменту террористы убили его покровителя – премьер-министра Петра Столыпина, а у нового премьера были свои фавориты. Поэтому Муратова переместили не по вертикали, а по горизонтали – он стал губернатором Курской губернии, которая была такой же, как Тамбовская – и по населению, и по площади, и по значимости.

Тем не менее, после трехлетнего пребывания в должности курского губернатора, Николаю Павловичу все же удалось перебраться в столицу. В январе 1915 года его назначили членом Совета МВД, он заведовал продовольственным делом в Российской империи. А в ноябре того же  года по предложению министра внутренних дел Хвостова назначен членом Государственного Совета.

Революция 1917 года резко оборвала карьеру Муратова. В числе других царских сановников он побывал в заключении в Трубецком бастионе Петропавловской крепости. Но был выпущен. После этого с семьей жил в Москве, где написал мемуары, посвященные в основном тамбовскому периоду своей жизни. Есть сведения, что Муратов якобы снимался в кино, чтобы хоть как-то заработать на жизнь. Но никаких подробностей об этом до недавнего времени не было.

Прием у губернатора
Фото: Литография по рисунку М. Башилова

Белый орел

Именно здесь Владимира Ловцова ждали сюрпризы.

— Я нашел рассказ Бертольда Брехта «Изверг», в котором идет речь о съемках фильма по мотивам повести Леонида Андреева «Губернатор». В картине рассказывается о том, что происходит политическая демонстрация, и губернатор вроде бы случайно отдает приказ  ее расстрелять. После этого с ним происходит психологический кризис, и в итоге его убивают. В конце рассказа Бертольд Брехт прямо говорит о том, что бывший губернатор Муратов покидает съемочную площадку. Замысел писателя был в том, что настоящий хоть и бывший губернатор выступил историческим консультантом фильма про самого себя. Хотя на самом деле в жизни Муратова такого эпизода не было. В основе повести Андреева - так называемая Златоустовская бойня, когда Уфимский губернатор Богданович действительно приказал расстрелять бастующих рабочих,

- поделился Владимир.

Действительно такой фильм в 20-е годы был снят – он назывался «Белый орел» и снял его знаменитый режиссер Яков Протазанов. Фильм интересен тем, что в одной из главных ролей  снимались Всеволод Мейерхольд и Василий Качалов. Кстати, это его единственная роль в кино.

А что же Муратов? Действительно ли он был в числе консультантов этой картины? Но сначала Владимиру Ловцову пришлось установить внешность Николая Павловича. Потому что здесь обнаружились противоречия. Но все же по косвенным признакам тамбовский ученый установил, что на фотографии, опубликованной в дореволюционном журнале «Огонек», действительно изображен тамбовский губернатор. И при просмотре фильма «Белый орел» Владимир Ловцов обнаружил фигуру Муратова, которая буквально на три секунды появляется в самом его начале. Значит, на самом деле бывший тамбовский губернатор принимал участие в съемках фильма!

Фото: архив В. Ловцова

Бывают в жизни встречи!

Еще один эпизод об участии Муратова в съемках Владимир Ловцов обнаружил в заметке, опубликованной в газете «Вечерняя Москва» под названием «Бывают в жизни встречи!» Журналист рассказал о том, что снимали эпизод с посещением еврейской делегации губернатора. И режиссер решил взять в состав этой киношной делегации настоящих евреев, которые действительно когда-то приходили к Муратову. И как же они удивились, когда столкнулись со своим бывшим гонителем на съемочной площадке! После этого евреи пригрозили отказом  сниматься в фильме, и режиссеру пришлось сделать так, чтобы они с Муратовым больше не встречались.

Как выяснил Владимир Ловцов, бывший тамбовский губернатор снялся как минимум еще в одном фильме – «Чины и люди» по Чехову. А помогла в этом снова заметка в столичной газете. В ней  корреспондент сокрушался о том, что киностудия «Межрабпомфильм» привечает бывших генералов и губернаторов, они участвуют в съемах, им платят деньги, а советские актеры не доедают. В этой заметке также упоминается Муратов.

— Последнее упоминание о нем  мы находим в газете «Известия» от 1929 года, где его имя появляется в числе безработных. Дальше следы тамбовского губернатора теряются,

— рассказывает Владимир Ловцов.

А завершим мы наш рассказ о тамбовском губернаторе курьезной историей, которая произошла с Николаем Павловичем Муратовым на почве его антисемитизма. В ту эпоху в Тамбове на слуху было имя Соломона Моисеевича Старикова – известного педагога и музыканта. Именно благодаря его стараниям в провинциальном Тамбове появилось Музыкальное училище, и было построено уникальное по архитектуре здание для него. Однако Муратов всеми силами пытался выгнать Старикова из губернии. Но у Соломона Моисеевича было влиятельное покровительство в высших аристократических кругах, и все попытки Муратова избавиться от музыканта кончались ничем. Тем не менее, губернатор не унимался и настоял на присылке из столицы комиссии по расследованию деятельности Старикова. Возглавлял эту комиссию ни кто иной, как Сергей Васильевич Рахманинов, с которым Соломон Моисеевич был дружен еще со времен совместного обучения в Московской консерватории. Естественно, Рахманинов никаких злоупотреблений со стороны Старикова не нашел. И взбешенный неудачей Муратов запретил исполнять в Тамбовской губернии музыку Сергея Васильевича на публичных мероприятиях.

Знал бы он, как в недалеком будущем Тамбовщина будет гордиться своей связью с великим композитором! 

Фото: архив В. Ловцова
Авторы: