20 лет РОСТа: Россельхозбанк активно поддерживает агробизнес

20-летний юбилей Россельхозбанка приходится на непростые времена для российской экономики и общества в целом. Но агропромышленному комплексу, поддержка которого – ключевая задача РСХБ, не привыкать преодолевать сложности. Их за прошедшие годы было немало. АПК смог не просто развиваться, а стать успешным, начал играть ведущую роль в экономике.

О прошлом, настоящем и будущем в сфере агропромышленного комплекса мы побеседовали с владельцем агрохолдинга Группа компаний «РОСТ» Сергеем Рукиным.

— Сергей Ильич, вы помните, как все начиналось? Охарактеризуйте вкратце ситуацию, в которой стартовал ваш агробизнес.
— Мы начинали в 2013 году. На тот момент сложилась благоприятная ситуация для запуска проекта в тепличном овощеводстве: с одной стороны, наличие неудовлетворенного российским производством спроса на свежие, качественные овощи и низкий уровень конкуренции; с другой – направленная активность региональных властей по привлечению инвесторов в свои регионы. РСХБ был той площадкой, куда они приходили с предложениями. Банк видел в этом направлении перспективу, и так сложилось, что я разделил это видение и заинтересовался данным проектом. Благодаря активному обеспечению банком взаимодействия с регионами, привлекающими инвесторов, удалось за короткое время изучить множество потенциальных площадок, оценить проекты, опции по реализации, подобрать партнеров и найти проекты, с которых мы стартовали.

— Вы помните свой первый успех? Когда вы поняли, что дело, которым занялись, начало приносить свои реальные плоды. Как и когда это произошло?
— Когда заработало производство и мы достигли планируемого уровня урожайности. Появилась возможность на практике, а не на бумаге ощутить эффективность тех или иных шагов, понимание, какие инструменты как работают.

— Что вы считаете первой настоящей наградой за ваши труды? Когда и как пришло это понимание?
— Конечно, лучшей наградой является признание нашей продукции у клиентов, профессионального сообщества и потребителей. Вкус Луховицкого огурца представители лидирующей селекционной компании отметили как лучший на рынке. А вкус «Черри Медовых» убедил ведущего ритейлера в перспективности развития этого бренда на партнерских условиях.

— Давайте остановимся на проекте ТК «Мичуринский». Чем вы гордитесь, что бы хотели отметить?
— На сегодняшний момент ООО «ТК Мичуринский» — это один из крупнейших инвестиционных проектов в тепличной индустрии.
Как и все тепличные комплексы Группы, это высокотехнологичное предприятие, построенное с «нуля» с применением наиболее современных технологий, позволяющих круглогодично выращивать свежие овощи на 100% площадей и достигать самого высокого уровня урожайности по рынку.

Контрольные функции за производственным процессом в комплексе осуществляются посредством центрального компьютера (АСУ). Использование компьютеризированной
системы обеспечивает высокую точность поддержки требуемых параметров микроклимата с учетом изменения внешних метеорологических условий и агротехнических задач посредством воздействия на исполнительные механизмы и оборудование технологических систем и процессов.

Если говорить о внедряемых инновациях в ТК «Мичуринский», эти теплицы отличаются применением следующих систем и технологий:
• более высокий конструктив (высота до лотков 7 метров), что позволяет создать более ровный микроклимат внутри теплицы;
• инновационная технология выращивания рассады на пористых полах с использованием вулканической породы. Данная технология обеспечивает более равномерное питание корневой системы рассады, минимизирует развитие болезнетворных бактерий и патогенных организмов, а также позволяет регулировать влажность во время выращивания взрослых растений.
• уникальная система рециркуляционных вентиляторов, позволяющая управлять перемещением воздушной массы в теплице в трехмерной системе координат;
• система специальных ветровых экранов для более эффективного управления микроклиматом.

— Насколько это российский проект в плане применения собственных технологий строительства и будущей «начинки»? Имеется в виду соотношение отечественных и импортных технологий и материалов.
— Мы стараемся максимально использовать материалы российского производства. Но только те, качество которых соответствует нашим требованиям. И можем сказать, что текущее развитие российского производства позволяет заместить значительную часть импортных составляющих. Но есть технологии, мировыми лидерами в разработке которых все еще являются голландские коллеги – они обеспечивают весь мир последними достижениями в оборудовании для поддержания микроклимата в тепличных комплексах.
Несмотря на то, что в основе используемых нами технологий находятся голландские высокотехнологичные комплексы, доля в затратах на отечественное оборудование уже превышает 50%. И это без учета затрат на его установку. К слову, установкой и обслуживанием импортного оборудования также занимаются отечественные подрядные организации.

— Выход всех очередей на проектную мощность (50–100 тыс. т в год в зависимости от распределения площадей под культурами) ожидается в первом квартале 2021 года. В рамках проекта может быть создано 1,5 тыс. новых рабочих мест. В проекте указан и учебный центр. Кого и сколько времени он будет готовить?
— В отрасли защищённого грунта качество подготовки персонала критично на любом уровне. Соответственно, нами уже выстроена система привлечения и обучения специалистов на базе региональных ВУЗов и средне-специальных образовательных учреждений.

Особое внимание мы уделяем развитию компетенций агрономов. Отрасль молодая, технологии с каждым днем все сложнее. Для эффективного их применения необходимы не только серьезные базовые знания, но и опыт использования данных технологий,
навыки по внедрению инноваций. В компании существует система «выращивания» специалистов из нашего кадрового резерва.

Мы предполагаем, что ресурсы единственного в России наукограда, Мичуринского аграрного университета, в агропромышленном комплексе позволят вывести работу по подготовке специалистов на более высокий уровень. В частности, мы планируем не только внедрить нашу действующую систему обучения на ТК «Мичуринский», но и реализовать программу по обмену опытом региональных команд. Именно для этих целей обсуждается создание учебного центра на одной из площадок холдинга.

— В Тамбовскую область поступает достаточно большая доля импортной тепличной продукции, цены на которую отнюдь не низкие. Можно предположить, как будут отличаться цены на продукцию будущего комбината от цен аналогичных производителей?
— Производство овощей защищённого грунта позволяет обеспечивать потребителей свежими овощами круглый год. Но в условиях российского климата это очень дорогостоящее производство. Тогда как большинство импортируемой продукции выращивается в странах с теплым климатом, где производство не энергоёмко. Поэтому импортная продукция, скорее всего, будет несколько дешевле отечественной.
Но это сравнение достаточно условное,поскольку качество и вкус овощей, выращенных в своем регионе, несопоставимо выше привезенных издалека. Наши овощи могут поставляться на полки уже в тот же день, когда их снимают с ветки. Соответственно, мы и снимаем их уже полностью спелыми (а значит, более вкусными), и выбираем более вкусные сорта, которым не требуется быть более устойчивыми в транспортировке.

— Именно продукты питания в эпоху глобального кризиса становятся самым востребованным товаром. Но производители продовольствия кроме очевидной выгоды такого «расклада» должны осознавать резко возросшую социальную ответственность своего бизнеса. Что вы об этом думаете?
— Мы изначально в построении бизнеса учитывали и социальные аспекты. Об этом говорит и название компании и бренда продукции – РОСТ (Российский Овощной Стандарт). Нашей целью является обеспечение российских потребителей максимально качественными, свежими и вкусными овощами, созревшими на ветке. Замена ими импортных овощей повышает качество жизни потребителей.

Мы также придаем огромное значение и обеспечению достойных условий труда для наших сотрудников. В апреле 2020 г. ряд производственных предприятий, входящих в ГК «РОСТ», прошел сертификацию на соответствие требованиям GRASP — стандарта для оценки социальных аспектов системы менеджмента организации, который применяется совместно со стандартом для производителей сельхозпродукции GLOBALG.A.P. В основу программы сертификации GRASP положен ряд конвенций Международной организации труда, Конвенция

Организации Объединённых Наций по правам ребёнка и Всемирная декларация прав человека. В ГК «РОСТ» требования GRASP внедряются с целью повышения удовлетворенности работников, повышения мотивации, эффективности и результативности их деятельности, укрепления команды.

— Одни холдинги ставят перед собой задачу быть первыми по объемам производства, другие – лучшими по качеству, третьи – успешными в раскрутке своих торговых марок. Какой тактики придерживаетесь вы и почему?
— Мы не стремимся к лидерству по объемам. А фокусируемся на создании сильных брендов, которые бы пользовались высоким спросом. Понятно, что сильный бренд невозможен без лидерства по качеству. В тепличной индустрии основные показатели качества – вкус и свежесть. В соответствии с этими приоритетами мы стратегически нацелены на размещении производства поблизости от основных рынков сбыта (поблизости к крупнейшим федеральным центрам). А в продуктовом портфеле и приоритетах производства фокусируемся на достижении лучшего на рынке вкуса.

— Расскажите о своем первом контакте с Россельхозбанком. Когда и как это произошло, какой проект стал первым в вашем сотрудничестве с РСХБ?
— Для меня вообще этот бизнес начался с банка. Я был приглашен на совещание управления проектного финансирования, где обсуждался вопрос нахождения инвестора в эту отрасль. И в принципе весь бизнес был полностью построен благодаря поддержке банка, тому, что банк поверил в меня, поддержал и принял активное участие в развитии компании. Решение банка развивать нашу компанию во многом определило наше текущее позиционирование сегодня.

— Россельхозбанку в этом году исполняется 20 лет. На ваш взгляд, какие успехи уже достигнуты ведущим финансовым институтом поддержки АПК? И что еще предстоит сделать?
— Именно многолетняя направленная деятельность РСХБ фактически привела к созданию этого сегмента с нуля, превратив наш рынок в привлекательное направление. Если раньше практически никто не финансировал развитие АПК, то, благодаря активной деятельности банка, на эту отрасль обратили внимание и другие финансовые институты.
Во многом благодаря поддержке РСХБ отрасль тепличного овощеводства до сих пор демонстрирует самые высокие темпы роста в АПК.

— Что бы вы хотели пожелать Банку в его юбилей?
— Конечно, мы желаем удачи банку, желаем правильно применить накопленную экспертизу и сохранить позиции лидера!

Интервью и фото отдела общественных связей Тамбовского РФ АО «Россельхозбанк»

Читайте также: Оплот продовольственной безопасности: в Уваровском районе прошёл III съезд АККОР при поддержке РСХБ

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*